Педагогический подход к формированию социальной компетентности родителей в процессе художественно-творческой реализации детей

Разделы: Работа с родителями


Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к  жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш".

В.А.Сухомлинский

Семья — величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию дополнительного образования и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
  • Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Развитие интереса к культурному наследию.
  • Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Принципы, которые позволяют  последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

  • Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы. 
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Систематичность и последовательность работы.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия дополнительного образования и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности МУ ДО является то, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются беседы с родителями, консультации, открытые занятия, праздники, собрания.

Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей, помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Педагог объясняет, что для детей 4-х лет обучение в игровой форме – один из основных моментов образовательного процесса, «ведущего» за собой воспитание и развитие, направляет родителей на тесное сотрудничество в процесс обучения ребенка посредством закрепляющих  тематических бесед, игр в домашней непринужденной обстановке. Это способствует более прочному усвоению материала, полученному детьми на занятиях, взаимосвязи между родителями и ребенком, готовит ребенка к дальнейшему восприятию знаний.

В процессе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, загадки, элементы пальчиковой гимнастики, занятные физкультминутки. Все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий очень разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа с раздаточным материалом (игра: «Молчанка», дети считают кружочки и поднимают нужную карточку; «Магазин» – ориентируясь на цифру, покупают правильное количество овощей или фруктов (основы счета)), работа в прописях («Собери бусинки на ниточку» – обводка по контуру в определенном направлении).

Изучая цифры, дети заучивают о них стихи, сопоставляют цифру с ее художественным образом, что облегчает ее запоминание.

По воде скользит едва
Словно лебедь – цифра 2,
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.

Знакомясь с той или иной буквой, дети вместе с педагогом рассматривают картинки в «Азбуке», слушают стихотворение, обыгрывая его, запоминают текст, через песенку букв знакомятся со звуками, сами пробуют подобрать слова на заданную букву, незаметно для себя вовлекаясь в сложный процесс усвоения алфавита.

Традиционно в МУ ДО ЦДТ «Родник» проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания.  Работа должна быть направлена на создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в художественно-эстетическом развитии воспитанников.

Семья и дополнительное образование дошкольников – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт,  но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Приложение 1