Цели занятия: изучить пресмыкающихся
Задачи занятия:
1. Предметные:
- Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.
- Показать черты усложнения по сравнению с земноводными.
- Раскрыть происхождение пресмыкающихся и причины их вымирания
2. Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
3.Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы, вклад одноклассников.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Место проведения занятия: МОУ “СОШ №20”
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения; презентация “ Многообразие пресмыкающихся”; мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: В.В.Латюшин, В.А. Шапкин учебник “Биология Животные. 7 класс”, М. “Дрофа”, 2013; О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Универсальные поурочные разработки по биологии” 7-8 класс, М., “ВАКО”, 2006
Тип занятия: урок “открытия” нового знания
Структура урока
Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
|||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Задает вопросы: - Какой тип животных мы изучаем? - С каким классом типа Хордовых мы с вами познакомились на предыдущих уроках? - Как вы объясните это название? - Какие приспособления в жизни в воде и на суше имеют амфибии? |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отвечают на вопросы |
||||||||
2. Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
|||||||||
Демонстрирует слайд 1 - Раньше ученые животных, о которых будет идти речь на этом уроке, наряду с Земноводными относили к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем “гадов”. О каком классе будет идти речь? - Почему их объединили в одну группу “гады” вместе с земноводными? (слайд 2) - Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на “ голокожих”, или голых гадов и гадов “ твердокожих”. Карл Линней, характеризуя свой “ класс гадов”: “ кровь холодная, дыхание легочное”, отметил тем самым их близость в биологическом отношении. Кто же они? Что значит “ кровь холодная”, “ дыхание легочное”? (слайд 3) - Удивительно, вы много знаете о пресмыкающихся? А может быть, все-таки нет? - Как можно сформулировать тему урока? - Предложите свою формулировку темы урока, не изменяя содержание. (слайд 4) |
Рассматривают рисунки на слайде (жабу и змею), отмечают внешний вид вызывающий у многих отвращение. Отмечают, что все “гады” деятельны только в теплое время года, а слова “дыхание легочное” характеризуют животных, ведущих наземное существование. Высказывают своё мнение, выдвигают предположения. |
||||||||
3. Целеполагание и определение
путей достижения цели Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
|||||||||
- Итак, мы изучаем Пресмыкающихся.
Предположим, вы хотите узнать о них абсолютно
все. Вариант 1. Какие результаты необходимо для этого получить к концу урока? Вариант 2. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок? Вариант 3. Что вы хотели бы узнать о пресмыкающихся? Чему научиться? (слайд 5, 6) |
Формулируют цель и задачи урока,
высказывают свои мнения: Изучить строение в связи со средой обитания Узнать, чем отличаются пресмыкающиеся от амфибий Узнать о происхождении пресмыкающихся Узнать, какие бывают пресмыкающиеся и научиться отличать их друг от друга и др. |
||||||||
- Попытайтесь дать определение термину
“Пресмыкающиеся”, отвечая на вопросы:
Пресмыкающиеся – Кто? Где? Какие? (слайд 7) - Какими способами будем достигать перечисленные вами цели? |
- высказывают свои мнения: Рассматривать рептилий на рисунках, слайдах, таблицах. Выделять общие признаки и различия. Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины. Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках. Изучать новые понятия. Задавать вопросы учителю. Размышлять, высказывать предположения, делать выводы. |
||||||||
- Учитель добавляет еще одну цель. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группах. Сформулируйте ее сами. “На протяжении урока я...” | Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в группе; один раз выступлю от группы и т.д. | ||||||||
Изучение нового учебного
материала Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
|||||||||
- Работа в группах (6-7 мин): учащиеся
делятся на 5 групп и получают задание прочитать
текст, рассмотреть рисунки, изучить материал в
учебнике, составить схемы, ответить на вопросы
(см. Приложение). - Создает учебную ситуацию, связанную с изучением рептилий в процессе групповой работы. - Побуждает учащихся выделять существенные признаки понятий. - Организует работу в группах, оказывает необходимую помощь в работе. - Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий. - Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы |
1 группа: “Внешнее строение и органы
чувств” Из каких частей состоит тело пресмыкающихся? Особенности покрова, его значение. Линька, ее значение, что такое выползок? Какие органы чувств имеют пресмыкающиеся? 2 группа: “Скелет” Сравните скелет тритона и ящерицы: назовите отличия. В связи, с чем эти отличия возникли? Чем скелет змеи отличается от скелета ящерицы? 3 группа: “Дыхательная и кровеносная система Обмен веществ” Назовите орган дыхания, в чем отличие дыхательной системы от земноводных? Каково строение сердца? Как это влияет на обмен веществ у пресмыкающихся? Почему в Республике Коми обитает только 3 вида пресмыкающихся (всего известно около 6 тысяч видов)? 4 группа: “Размножение и развитие” Назовите органы размножения рептилий? В чем отличие размножения пресмыкающихся и земноводных? Почему развитие пресмыкающихся не зависит от водной среды? Что такое живорождение? Назовите живородящих рептилий. 5 группа: “Происхождение рептилий” Назовите предков пресмыкающихся. От кого они произошли? Как называют гигантских древних ящеров? Какие среды жизни освоили ящеры во времена расцвета? Приведите примеры. Составьте схему, отражающую происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Какие причины привели к вымиранию гигантских ящеров? |
||||||||
5. “Открытие нового знания”. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
|||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
- Заслушивает представителей групп с результатами работы, выступающие озвучивают слайды: 1 группа – 8-10; 2 группа – 13, 3 группа – 15-17; 4 группа – 18, 5 – 19-22. Рассматривая каждую систему органов пресмыкающихся, проводится сравнение с земноводными | Выступление учащихся, обмен мнениями, обсуждение, дополнение; | ||||||||
Динамическая пауза - физкультминутка | |||||||||
организует проведение физкультминутки | - дежурный ученик проводит физминутку, остальные выполняют упражнения | ||||||||
Закрепление учебного материала (рефлексия) | |||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
- Какую цель мы ставили в начале урока? - Ответьте на вопрос: Как отразился на строении пресмыкающихся наземный образ жизни? (слайд 23) - Давайте сформулируем определение термину “Пресмыкающиеся” (слайд 25) Ответ на вопросы Пресмыкающиеся – это...Кто? Где? Какие? |
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов деятельности:
называют тему и задачи урока, отмечают наиболее
трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока,
высказывают оценочные суждения. Дают формулировку термину |
||||||||
Подведение итогов занятия | |||||||||
- Ответьте на вопросы теста и проведите
самопроверку “3” - 6,7 правильных ответов “4” - 8,9 правильных ответов “5” - 10 правильных ответов - Оцените свою работу на уроке
- Что понравилось на уроке? Что вызвало затруднения? - Какую задачу урока нам предстоит решить на следующем занятии? |
Оценивают свою деятельность Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы - Оценивают свою работу в группе, работу товарища Осуществляют рефлексию учебной деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. |
||||||||
Домашнее задание: параграф 25 (статья
1), подобрать материал и оформить презентацию по
темам: “Ящерицы”, “Змеи”, “Черепахи”,
“Крокодилы” Сообщение “Так ли плохи рептилии” |