Задачи:
- Познакомить с историей открытия закона сохранения массы веществ, с ролью М.В.Ломоносова и А.Лавуазье в открытии этого закона.
- Объяснить причины сохранения массы веществ при химических реакциях.
- Сформировать понятие об уравнении химической реакции как условной записи, отображающей превращения веществ.
- Научить расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
Тип урока: формирование знаний
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, постановка проблемного вопроса, демонстрационный опыт.
Основное содержание (впервые вводимое) Исторические опыты Бойля и Ломоносова по прокаливанию металлов. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты.
Химический эксперимент. Д.Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.
Планируемые результаты обучения.
- Предметные: различать понятия “индекс” и “коэффициент”, “схема химической реакции” и “уравнение химической реакции”. Уметь расставлять коэффициенты в схемах простейших химических реакций. Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем.
- Метапредметные: уметь использовать речевые средства (письменные и устные) в соответствии с учебной задачей для выражения своих мыслей и чувств, планирования и регуляции своей деятельности.
- Личностные: понимать и оценивать вклад экспериментальных работ М.В.Ломоносова и Р.Бойля в развитии химической науки. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Ход урока
I. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках.
Выполнение самостоятельной работы (приложение 1)
II. Организационный этап (слайд 1-2) (презентация)
“В течение тысячелетий люди верили в то, что вещество может бесследно исчезать, а также возникать из ничего”
Тема урока: Химические уравнения
Цель урока: Опытным путем доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ. Объяснить причины сохранения массы веществ при химических реакциях. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как условной записи, отображающей превращения веществ. Научиться расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
III. Актуализация знаний (слайд 3)
- Что такое вещество?
- Чем вещества отличаются друг от друга?
- Какие признаки количественно характеризуют вещество?
- Какие изменения могут происходить с веществами?
- Как определить, что произошла химическая реакция?
- В чем заключается особенность химических реакций?
Создание проблемной ситуации:
Как вы думаете, изменяется ли масса веществ в процессе их взаимодействия?
(слайд 4) к исходным веществам на весах подобрать продукт реакции определенной массы
Первая учебная проблема:
Изменяется ли масса веществ в процессе их взаимодействия? (слайд 5)
IV. Формирование знаний
1. Изучим работы Р.Бойля и М.В.Ломоносова по этому вопросу (слайд 6-8)
Формулирование закона, исходя из опытов: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, полученных в результате реакции.
(слайд 9) Д.О. модель М.В.Ломоносова – горение свечи
2. Вторая учебная проблема:
Почему масса веществ в процессе реакции сохраняется?
Рассмотрим на примере реакции горения водорода (слайд 10)
Вывод: сохранение массы объясняется тем, что атомы в процессе химической реакции не исчезают – происходит лишь перегруппировка. Поскольку продукты реакции образуются из атомов исходных веществ, то количество атомов остается неизменным, а, следовательно, сохраняется и общая масса веществ. (слайд 11)
3. Как на письме отразить данный процесс – химическую реакцию?
С помощью химических уравнений (определение).
4. Составление химических уравнений
Повторение и введение понятий: химическая формула, индекс, коэффициент, условия протекания реакций.
4P+5O2= 2P2O5
V. Обобщение. Первичное закрепление
Какому закону подчиняются химические процессы?
Расставить коэффициенты в химической реакции
Al + O2 —> Al2O3
Записать химическую реакцию химическими формулами и расставить коэффициенты гидроксид железа (III) + азотная кислота > нитрат железа (III) + вода
VI. Подведение итогов
Рефлексия:
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен | |
интересен / скучен |
VII. Домашнее задание
- Параграф 27, упр. 1-3