Деление чисел, оканчивающихся нулями

Разделы: Начальная школа


Класс: 3 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно-диалогового обучения.

Цель Познакомить с приемом деления круглых чисел.
Задачи Образовательные:
  • закрепить алгоритм деления, изменить его в соответствии с новым вычислительным приемом;
  • применить алгоритм деления для нового вычислительного приема;
  • совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные: вести диалог при фронтальной работе в группах, осуществлять самоконтроль и контроль деятельности.

УУД В сфере личностных УУД:
  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

В сфере регулятивных УУД:

  • Научить принимать и сохранять учебную задачу.
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере личностных УУД:

  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для
  • выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников. Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД:

  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других людей.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Планируемые результаты. Учащиеся научатся выполнять деление круглых чисел, ориентироваться в материале по данной теме; находить нужную информацию и работать с ней, слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность различных точек зрения и право каждого иметь свою; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в совместной деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.

Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтением
Математика нужна
Всем без исключения.

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова великого мыслителя древности Конфуция: “Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу-разве это не прекрасно!

- Объясните, как вы понимаете смысл этих слов.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся настраиваются на рабочий лад.

Геометрическая минутка.

- Дайте устную характеристику двух объектов: квадрата и куба.

- По какому плану будете строить рассказ?

- Поработайте в группах и представьте свой рассказ.

 

Выслушиваются высказывания обучающихся.

 

- Мы сравним эти объекты по форме, по размеру, по материалу, по назначению, по площади, по количеству вершин.

- Как вы думаете, пригодится ли вам на уроке умение сравнивать? - Выступает 1 представитель от группы, остальные вносят дополнения и исправляют ошибки.

- Сходство: геометрические фигуры; грани куба имеют квадратную форму, как и квадрат; они одинаковые по цвету ( белые ), одинаковые по длине (длина стороны 5 см, длина ребра 5 см), одинаковые по материалу ( сделаны из бумаги), 1грань куба и квадрат имеют одинаковую площадь; у них одинаковое назначение, они помогают на практике изучить свойства геометрических фигур.

- Различия: квадрат это плоская геометрическая фигура, а куб - объемная, у квадрата 4 вершины, а у куба - 8, у квадрата стороны, а у куба — ребра, у квадрата можно определить площадь, а у куба площадь поверхности всей фигуры, куб имеет объем.

Актуализация знаний.

Задание 1.

- Каждому из вас выдан опросник для самодиагностики математических знаний и умений. Я предлагаю вам его заполнить в начале нашего урока, чтобы в процессе урока проверить совпало ли ваше мнение с результатами проверки по каждому пункту.

На любом уроке мы должны уметь сравнивать, т. е. находить сходства и отличия, тогда мы сможем сделать правильные выводы по теме урока.

Насколько уверенно ты чувствуешь себя  в следующих ситуациях?

  • Очень уверенно
  • Уверенно
  • Довольно уверенно
  • Неуверенно
  • Я знаю таблицу умножения.
  • Я знаю алгоритм деления.
  • Я могу вычислить любое выражение на деление многозначного числа на однозначное.

Обучающиеся заполняют опросник для самодиагностики математический знаний и умений.

Задание 2

- Проверим ваше предположения относительно таблицы умножения.

- Выполните тест по теме “Умножение”.

1). Первый множитель 7, второй множитель 4, найди значение произведения.

А В С Д
11 3 28 21

2). Найди частное чисел 45и 5.

А В С Д
9 40 50 9

3). Найди логическую закономерность между 1 и 2 рядом и, исходя из этого определи, какие числа пропущены.

2 4 ? 7 9
8 16 20 28 ?

 

А В С Д
6 и 36 5 и 36 5 и 40 6 и 40

4). Найди значение выражения:

4 х 4:  2 х 5 х 2 : 4=

А В С Д
5 4 6 18

5). Число 18 разделили на произведение чисел 3 и 2. Какой ответ получили?

А В С Д
6 24 28

6). У школы росло 6 берез, а тополей в 4 раза больше. Сколько тополей росло у школы?

А В С Д
2 10 24 28

7). Найди числовое выражение с ошибкой.

А В С Д
8 х 4=32 9 х 3=27 7 х 7=35  6 х 3=24
Используя систему тестирования Proclass, обучающиеся выполняют тест по теме “Умножение”.
Результаты теста выводятся на экран.

- У кого результаты совпали?

- У кого результаты не совпали?

- Оцените свою деятельность.

Обучающиеся соотносят свою самооценку с той оценкой, которую они получили в процессе тестирования.
Задание 3.

- Вы оценили себя ещё по одному критерию: “Я знаю алгоритм деления”, давайте проверим вашу самооценку.

- Я предлагаю вам восстановить алгоритм деления, расставить номера выполнения операций.

Алгоритм деления.

- Составь следующее неполное делимое;

- Выдели первое неполное делимое;

- Выполни деление, найди первую цифру частного и остаток;

- Определи значение цифр в частном;

- Найди следующую цифру частного и остаток;

На экран выводится правильный вариант алгоритма деления.

- У кого результаты совпали?

- У кого результаты не совпали?

- Оцените свою деятельность.

- Вы знаете таблицу умножения, знаете алгоритм деления многозначного числа на однозначное, поэтому, я думаю, что вы справитесь с той проблемой, которую сегодня выявите.

Обучающиеся восстанавливают алгоритм деления, работая в группах. Обсуждают составленный алгоритм.

1. Выдели первое неполное делимое.

2. Определи количество цифр в значении частного.

3. Выполни деление, найди первую цифру частного и остаток.

4. Составь следующее неполное делимое.

5. Найди следующую цифру частного и остаток.

Обучающиеся сверяют самооценку и результаты работы группы с правильным вариантом алгоритма, который выведен на экран интерактивной доски.

Корректируют результаты самооценки.

Постановка учебной задачи.

Задание 4.

- Рассмотрите выражения.

  1. 3600:60
  2. 2800:700
  3. 45000:900
  4. 20000:500
  5. 72000:90
  6. 6300:70
  7. 392000:400
  8. 64400:80
  9. 37500:50

- Сравните эти выражения.

- Распределите выражения в 2 столбика, объясните выбранный вами признак.

Все выражения имеют одно сходство, они на деление круглого числа на круглое число.

1 столбик:

3600:60; 2800:700; 45000:900; 20000:500

72000:90; 6300:70

Эти выражения мы можем решить устно, т. к. если убрать нули, то све сводится к табличным случаям деления.

2 столбик:

392000:400; 64400:80; 37500:50

С таким способом деления мы ещё не знакомы.

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

Тема: Деление чисел, оканчивающихся нулями.

Цель: Познакомиться с письменным приемом деления круглого числа на круглое число; закрепить алгоритм деления; изменить его в соответствии с новым вычислительным приемом; совершенствовать свои вычислительные навыки.

Открытие нового знания.

Задание 5

- Определите последовательность своей дальнейшей работы на уроке.

- Нам надо найти способ решения новых выражений, для этого надо составить алгоритм деления для чисел, оканчивающихся нулями.

- Проверить алгоритм при решении выражений нового вида.

- Закрепить свои умения.

- Применить новый прием вычислений при решении задач, уравнений, выражений в несколько действий.

- Как вы думаете алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное останется прежним или изменится?

- Работая в группах, сформулируйте алгоритм для решения выражений нового вида.

- Алгоритм изменится.

Обучающиеся составляют алгоритм деления чисел, оканчивающихся нулями.

Выступления групп.

- Внесите изменения в существующий алгоритм. Группы приходят к выводу, что для того чтобы разделить числа, оканчивающиеся нулями(не табличные случаи) надо зачеркнуть в делимом столько нулей, сколько их в делителе, а потом действовать по старому алгоритму. Вносят изменения в алгоритм.

1.Отбрось равное количество нулей в делителе и в делимом.

2. Выдели первое неполное делимое.

3.Определи количество цифр в значении частного.

4. Выполни деление, найди первую цифру частного и остаток.

5. Составь следующее неполное делимое.

6. Найди следующую цифру частного и остаток.

- Сверьте свой алгоритм с тем алгоритмом, который предлагают математики. Мы правильно составили алгоритм. Будем применять его при решении выражений.
Физкультминутка Танец “Гимнастика”
Закрепление изученного материала.

Задание 6.

Найдите значение выражений:

  1. 6950:50
  2. 272000:800
  3. 181200:30
  4. 185400:600
 

Решение выражений, проверка.

Ученик, решавший выражение, открывает ответ на интерактивной доске, оценивает свою деятельность.

Задание 7.

- Могут ли в практической деятельности применяться данные вычисления?

Конечно могут, например, в задачах на движение.

- Решите задачу.

Два поезда двигались по одному и тому же маршруту. Оба были в пути 30 часов, но первый прошел расстояние 1950 км, а второй в 2520 км. У какого поезда скорость была больше и на сколько?

Рефлексия.

 

 

Обучающиеся решают задачу.

 

 

 

 

Обучающиеся определяют достигнута ли цель, поставленная на уроке.

Литература.

  1. Пинская М.А. “Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.”, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.
  2. Соколова С.П. “Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих, федеральные государственные образовательные стандарты”, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2012.