Использование метода проектов на уроках английского языка при обучении речевой деятельности студентов

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.

Целью обучения является передача знаний (в частности интеллектуальных) – владение иностранным языком.

Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования студентов; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор.
Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности студентов, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов, реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Более того, мы должны помнить, что знание хотя бы одного международного языка позволяет выжить человеку в любой стране Евросоюза, т.е. способность общаться на вербальном и невербальном уровне, и перед нами, преподавателями иностранного языка, стоит непростая задача – в классно – урочной форме воссоздать реальную обстановку и возможные пути выхода из нее.
Какие же средства, приемы и методы помогут нам достичь желаемого результата? Это не только общедидактические методы, но и частнодидактические, используемые исключительно при изучении иностранных языков. А именно: прямой – аудиовизуальный, аудиолингвальный, армейский, устный, метод гувернантки, сознательно-практический, грамматико-переводной, сознательно-сопоставительный, коммуникативный, тандем- метод, суггестопедический, эмоционально-смысловой, активизации, гипнопедии, ритмопедии, экспресс – метод, интелл – метод. Их много, но остановимся на проектной методике.
Использование проектных приёмов нельзя назвать новым словом в обучении. Проекты многолики и многогранны, теперь чуть ли не каждое новое слово называют проектом, но это не так. У проектов своя философия, методология и практика.

Краткая историческая справка:

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”.
Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.
Относительно иностранного языка, проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности.
В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес учеников к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и показать практическое применений полученных знаний на практике.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств.

Работа над проектами способствует:

  • повышению значимости языка как средства общения;
  • развитию умения работать в коллективе;
  • расширению кругозора учащихся;
  • повышению мотивации учащихся;
  • поощрению творчества;
  • воспитание самостоятельности;
  • интеграция всех четырех видов речевой деятельности;
  • развитию обще учебных умений.

Основные требования к использованию данного метода:

  • наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;
  • теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);
  • использование исследовательских методов:
  • определение проблемы;
  • определение задач исследования;
  • выдвижение гипотез;
  • обсуждение методов;
  • оформление результатов;
  • анализ данных;
  • выводы.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

  • вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
  • решения проблемы (проблема заставляет студентов думать, а значит – учиться);
  • самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
  • создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы);
  • учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
  • личностного фактора (проектная работа предоставляет студентам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
  • адаптации заданий (нельзя предлагать студенту задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Используя проектную методику, основной целью является следующая – научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике.

При использовании проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

  • По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
    • исследовательские,
    • творческие,
    • ролево-игровые,
    • информационные,
    • практико-ориентированные.
  • По признаку предметно-содержательной области:
    • монопроекты,
    • межпредметные проекты.
  • По характеру контактов:
    • внутренние или региональные,
    • международные.
  • По количеству участников проекта:
    • личностные,
    • парные,
    • групповые.
  • По продолжительности проекта:
    • краткосрочные,
    • средней продолжительности,
    • долгосрочные.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

  • Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).
  • Проекты-интервью (Survey projects).
  • Проект-производство (Production projects).
  • Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationa projects).

Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм:

1 шаг – Определение темы.
2 шаг – Определение финального продукта.
3 шаг – Определение структуры и времени.
4 шаг – Сбор информации.
5 шаг – Переработка информации и обсуждение.
6 шаг – Систематизация и подготовка презентации.
7 шаг – Презентация.
8 шаг – Вывод и рецензирование.

В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картами, а также электронные варианты: сайты и презентации.

В период выполнения проектов у обучающихся развиваются следующие умения:

  • общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
  • специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
  • собственно, коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Особенностью системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

В целом в работе над проектом преподаватель:

  • помогает студентам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Если проанализировать деятельность учителя во время проекта, то на начальном этапе учитель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности студентов.
Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме, расширив тем самым словарный запас и кругозор, закрепили имеющиеся грамматические навыки. Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах, группах сменного состава. Повысили уровень автономности, посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
Мной было проведено анкетирование среди студентов.

Анкетирование

1. Какими источниками информации пользовались?

А) книги;
Б) периодическая печать;
В) интернет;
Г) учитель;
Д) другое.

Результат: 45% – книги, 35% – интернет, 10% – учитель, 10% – другое.

2. Достаточно ли было времени для подготовки?

А) да;
Б) нет.

Результат: да – 96%, нет – 4%.

3. Подготовка проекта оторвала Вас от более важных дел?

А) да;
Б) нет.

Результат: да – 19%, нет – 81%.

4. Хотели бы вы учувствовать в следующем проекте?

А) да;
Б) нет.

Результат: да – 98%, нет – 1.

Приложение 1

Список используемой литературы:

1. Зимняя И.А. Сахаров Т.Е. «Проектная методика обучения английскому языку». 1999 г.
2. Маслыко Е.А. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». Минск. «Высшая школа». 2003 г.
3. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках английского языка». «Иностранный язык в школе №2». 2000 г.
4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие «Народное образование». 1998 г.