Вид работы: декоративное рисование.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: cпособствовать расширению кругозора обучающихся о дизайне книги через оформление декоративными элементами буквицы.
Задачи:
- анализ информационного материала о истории и строении книги, о взаимосвязи образа слова и художественного образа иллюстрации;
- развивать умения и навыки декоративного рисования в проектирование своей практической деятельности в создании буквицы как элементе книги;
- через любовь к книге воспитывать художественный вкус и бережное отношение к книге.
Материалы и оборудование:
- Для педагога: книги с различными вариантами оформления, рисунки буквиц мультимедийное оборудование; образцы работ, выполненные обучающимися и педагогами-художниками. Презентация.
- Для обучающихся: лист (А4), простой карандаш, ластик, отрывки из текста сказки (раздаточный материал), выбранный материал для выполнения работы в определённой технике (краски, фломастеры, карандаши и т.д.).
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Буквица – элемент оформления книги».
Усаживаю, успокаиваю, сообщаю тему урока, проверяю готовность объединения.
Проверка численности обучающихся.
II. Вступительная беседа
Слайд 1
– Что такое дизайн? Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования изделий.
Формула: Дизайн = Красота + Удобство (Практичность)
– Что такое книга? Книга – это предмет, который является источником знаний и информации.
Слайд 2
В народе говорят:
Кто хочет много знать, тому надо книги читать.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
– Давайте вместе с Вами вспомним, какой книга была раньше и какая она сейчас – это уникальное изобретение человечества.
– Но не всегда книги имели тот вид, к которому мы привыкли сейчас. И сейчас я Вам об этом расскажу. Или может кто-то знает, как раньше выглядели книги?
История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли.
Слайд 3
В это трудно поверить, но когда-то книги существовали не на бумаге, а в устной форме. Существовали специальные ораторы, которые запоминали и потом передавали при путешествиях целые рассказы и истории всем желающим. Ведь даже такие всем известные и даже нынче популярные мифы как «Илиада» и «Одиссея» многие столетия передавались именно таким способом и лишь спустя многие и многие времена были записаны на бумаге и смогли дойти и до нас. Таким образом, краткая история книги начинается еще задолго до того, как придумали пергамент и бумагу, поскольку можем говорить о так называемой «устной книге».
Слайд 4
А вот в индийских племенах до появления письменности люди передавали информацию с помощью узелков – узелковое письмо – КИПУ. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
С учетом использования инками шнурков 24 цветов число комбинаций «кипу» достигает 1536.
В кипу каждая деталь имела большое значение. Чем ближе к веревке-основе находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое он несет. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный узел обозначал войну, белый — мир, зеленый — хлеб, черный — смерть. Неокрашенные узлы обозначали числа: простые узлы — десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.
Слайд 5
Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для письма материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.
Слайд 6
Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали.
Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много – несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.
Слайд 7
Так же в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском.
Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название – про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).
Слайды 8-10
А в древнем Египте книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски.
Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.
В Британском музее в Лондоне хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины! Читать такую книгу было очень неудобно.
Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.
Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римских императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений.
Слайд 11
Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.
Слайд 12
Со II века до н. э. применяется новый материал для письма – пергамент – особо выделанная кожа. В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Писали гусиными перьями или заостренными тросточками. Книги из пергамента были очень дорогие. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу.
В Древней Руси першамент называли «харатья» (от греч. хартион, или телятина. Слово «пергамен» (перкомент) проникло на Русь уже в XVI в. из польского языка.
Слайд 13
Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае – 105 году н. э. Цай Лунем Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. С XIII века основным писчим материалом стала бумага.
Слайд 14-19
На Руси тоже стали создавать книги из бумаги, но они были рукописными. Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет.
Книжными центрами были монастыри. Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. Листы книг богато орнаментированы, украшены миниатюрами.
Для каждого писца книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души. И вот писец прибавляет к послесловию страшные заклятья: "... кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веке и будущем вечная мука", или "...а который поп или дьякон читает, а всех застежек не застегает , буди проклят".
Все рукописные книги переплетались – «крылись». Переплёты были из деревянных досок, обтянутых кожей. Вместо кожи использовали дорогие ткани. Для защиты переплёта поверх кожи крепили металлические бляхи – жуки или жуковины, угольники, средники…Переплёты заключали в серебряные и золотые оклады, украшали драгоценными камнями и жемчугом. Однако главная ценность русской рукописной книги не в дорогих материалах… Дорого сердцу рукописное начертание древних текстов, рисование буквиц, орнаментов, миниатюр, в которых воплотился безграничный талант русского человека, его фантазия, его взгляд на мир.
В целом же краски в книгах, дошедших до нас и по сей день полны нежности и света, словно нанесены они не столетия назад. Завидная их сохранность объясняется тем, что большую часть времени книги пребывали в закрытом и даже застёгнутом виде, страницы были недоступны солнечным лучам и пыли, а чтобы пергамен не грызли мыши, писцы добавляли в чернила полынную настойку.
III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала
– И вот перед Вами современная книга, к которой Вы все привыкли. А кто мне скажет, из чего состоит книга?
Далее сообщаем о строении и отдельных элементах книги. Проводим словарную работу. На доске должны появиться новые для детей слова-понятия (переплёт, форзац, суперобложка, титульный лист, фронтиспис, заставка, буквица и др.) по усмотрению учителя.
- Обложка – Она «одевает», «прикрывает» книгу. Это покрышка книжного блока. Она защищает страницы текста, оберегает их от повреждений.
- Переплёт – «визитная карточка» книги, её лицо. В отличие от обложки он делается из плотного картона, покрытого кожей или её заменителем, тканью или бумагой. В старину для книги делались деревянные и металлические переплёты и даже с замочками.
- Суперобложка – «Super» по латыни означает «сверх». Это ещё одна обложка, своего рода «обёртка». Она бывает чаще всего декоративной, делая книгу ещё наряднее и красивее.
- Форзац – «Forsatz» в переводе с немецкого означает – «перед текстом». «Forsatz» в переводе с немецкого означает – «перед текстом».
- Титульный лист – «Titul» по латыни «название». Это первая страница книги, на которой напечатана фамилия автора и заглавие, подзаголовок. Название издательства, место и год издания книги. Древние римляне помещали свои «книги» – свитки папируса в круглые, выдолбленные из дерева футляры. К ручке каждого такого футляра прикреплялся ярлычок с названием книги. Он назывался «титулюс».
- Фронтиспис – происходит от двух латинских слов «frontis» – «лоб» и «spicio» – «глядеть». Если рядом с титульным листом, слева от него Вас встречает иллюстрация – портрет автора книги, главного героя, просто картинка, – это и есть фронтиспис. Он всегда обращён «лицом» к титульному листу.
- Колонцифра – этим красивым именем называется та самая привычная, обычная цифра, которая обозначает в книге порядковый номер страницы. Когда – то страницы в книге были не нумерованы. Как это было неудобно?
- Формат издания – это размер книги по ширине и длине. От него зависит и оформление книжной обложки, и распределение текста, и характер иллюстраций. В Петербурге когда-то была выпущена книга басен И.А.Крылова размером 29х22 мм. А в Берлинской публичной библиотеке хранится географический атлас высотой 178 см и шириной – более метра.
- Иллюстрация – «illustratio» по латыни «освещение». «Наглядное изображение» прочитанного помогает испытать наслаждение от книги. 1,5тыс. лет назад в Китае были сделаны первые гравюры на дереве специально для иллюстрации литературного текста. За 16 веков книжная иллюстрация превратилась в самостоятельное сложное искусство.
- Заставка – это маленькая картинка – заставка стоит у ворот главы или книги: раскрывает, передаёт её замысел, дух, настроение текста. Она может быть декоративной, орнаментальной, просто красивой виньеткой.
- Концовка – заставка открывала двери в произведение – концовка их закрывает. Она должна подвести итог. Закрепить то настроение, которое осталось у читателей после книги. Она может быть не только рисунком, но и всего лишь изящным росчерком пера
- Буквица или инициал – укрупнённая заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда – абзац. Облик этой буквы сразу создаёт настроение читателя открывшего книгу.
Слайд 20
Весь текст писали чёрными чернилами, а первая большая буква текста рисовалась растворенным золотом или серебром. Она делалась в два-три раза больше остальных букв и часто украшалась изображениями цветов или зверей.
Обычно высота инициалов достигает 3-6 строк текста
Слайд 21
Такая заглавная буква называлась буквица.
Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца. Весь последующий текст писался только маленькими буквами.
КИНОВАРЬ – самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску,
Оттуда, от этой красной (красивой) большой изукрашенной первой буквы текста пришло и нынешнее выражение: «красная строка».
– Очень часто центром композиции являлась буквица. А кто мне скажет, что такое центр композиции?
IV. Этап усвоения новых знаний
Слайд 22
– Другое название буквицы – «инициал», это Книжный термин происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный».
В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста.
– История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет.
Надо сказать, что буквица, как декоративно выделенная первая буква текста, тоже не во всех книгах встречается, так как не везде это необходимо. Но в красивых, богато оформленных книгах буквицу мы увидим очень часто. А родословную свою она ведёт ещё от первых рукописных книг, выполнявшихся писцами. И именно к тому времени следует отнести её дату рождения и, может быть, золотой век расцвета искусства буквицы.
– У буквицы было несколько этапов развития, каждый из которых привнес в её создание что-то новое и необычное. Давайте вместе рассмотрим:
Слайд 23
Инициалы часто превращались в сложные рисунки диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов. Буквы украшались звериными головами изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка.
Такой стиль, проявившийся в инициалах называется тератологический. «Тератос» по-гречески означает «чудовище», поэтому и стиль этот иногда называют «звериным» или «чудовищным». Сила и борьба – вот темы этого периода.
В них используются растительные мотивы, неожиданно переходящие в человеческие, птичьи или звериные изображения, в византийских рукописях совершенно непредставимые. Человеческие лица («личины») большие по отношению к величине буквы, полнотелые и румяные и это придает им веселый оттенок, а страницам книги — развлекательность. Среди звериных изображений встречаются головы монстров похожие на песьи (хищные и опасные), существа типа крокодила иногда снабженные лапами и крыльями.
Слайд 24
С начала XV века развиваются два новых стиля оформления буквицы жгутовый или плетеный и растительный.
Буквицы плетеного периода как бы стянуты в разных частях узлами.
Слайд 25
Растительный стиль оформления шрифта сочетался с тем или иным растением, причем его изображения были на редкость подробны. От художника не ускользали ни мельчайшие шероховатости стебля, ни тонкие прожилки на листьях и лепестках, ни иллюзорная дрожь тычинок.
Слайд 26
В XVI веке начинают широко пользоваться старопечатным орнаментом. В старопечатном орнаменте белые листья и травы изображаются на черном фоне, заполняя все поле. Оригинальность этого орнамента заключается также в применении штриховки, чем достигается объемность буквы.
Слайды 27-29
Начиная с XVII века в буквицах стали использовать сложные геометрические узоры, всевозможные вычурные линии, разнообразные растительные мотивы, рельефные изображения. Широкие листья с острыми зубчатыми краями плавно выгибались в заставках и мелко закручивались в инициалах.
Слайд 30
С конца XVI столетия вошел в моду новый, утонченный прием оформления алфавитов с фигурами. Персонажи инициалов стали подбираться таким образом, чтобы имя человека или название животного начиналось с буквы, которую они украшали
Слайд 31
Стиль этого алфавита были не покой, а движение, не математическая выверенность, а кипение мыслей и чувств. Пренебрегая внешними оболочками букв, немецкий каллиграф творил из линий живые характеры алфавитных знаков в их бесконечно разнообразных проявлениях. Ни до, ни после Пауля Франка рисунок каллиграфических инициалов не достигал такого напряжения и декоративного богатства форм.
Слайд 32
Буква – образ (показ рисунков прошлых лет) Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.
Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
Слайды 33-35
– Кто скажет, глядя на этот слайд, в каком стиле оформлены буквицы? (Плетенный, звериный).
ФИЗМИНУТКА
На опушке дом стоит (крыша над головой)
На дверях замок висит (сомкнуть ладони в замок)
За дверями стоит стол. (Правая ладонь на кулак левой руки)
Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить)
Тук-тук-тук
Дверь открой (кулаком по ладони)
Заходите, я не злой! (руки в стороны, ладони вверх)
V. Практическая работа
– Сегодня я предлагаю вам очень интересную роль: роль художника-иллюстратора, художника книжной графики. Вы будете иллюстрировать любую русскую народную сказку. Но это будет не просто картинка-иллюстрация, а иллюстрация, вставленная, врисованная, встроенная в большую букву.
Раньше эту работу – прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) – в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino – украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber – красный).
Приступаем к практическому заданию после краткого рассказа-инструктажа об этапах предстоящей работы. Каждый ученик получает карточку с отрывком из текста сказки и выделенной для оформления буквой.
В процессе практической работы проводим индивидуальные консультации: помогаем, советуем, направляем. В конце урока показываем всем и анализируем некоторые работы, удачные и не очень хорошие, с недочётами, привлекаем к аналитической беседе учеников.
На первом уроке данного блока в основном должен быть выполнен первый этап работы. Он заключается в прорисовке простым карандашом всей задуманной композиции буквицы – это этап линейного рисунка.
На втором уроке данного блока работа должна быть завершена. Что это значит? Ученик заканчивает рисунок выбранным им или заданным учителем материалом, соблюдая все правила и приёмы работы данным материалом.
VI. Этап проверки понимания нового материала
Критерии успешности выполненной работы.
- Стилевое решение буквицы соответствует стилю содержания текста.
- Удачная композиция (изображение в середине листа, не мало, не велико, части его соразмерны, композиционно связаны и т.д.)
- Оригинальность, необычность образного решения.
- Гармоничность цветового или тонального решения работы.
VII. Этап подведения итогов занятия
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.
Итогом данного занятия может стать выставка рисунков в объединении. Желательно перед этим обязательно вывесить все рисунки перед классом на доске и провести беседу – анализ детских
работ, найдя хотя бы несколько слов для характеристики каждой, обязательно выделив в каждой положительные, достойные похвалы, элементы, указав и на недостатки.
Домашнее задание: выбрать в домашней или школьной библиотеке хорошо изданную книгу и, пролистав её, найти в её строении все изученные понятия, то есть все элементы структуры книги. Подготовиться дома к демонстрации этой книги и к ответу перед классом на втором уроке.
VIII. Рефлексия
- Какие чувства вы испытывали на уроке? (было скучно, интересно, весело, грустно?)
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Пригодятся ли эти знания в дальнейшей жизни?
- За что вам хотелось бы себя похвалить?