№ слайда |
Содержание |
1 |
Голос Левитана |
2 |
Песня «Священная война» |
3
4
5
6 |
1. 22 июня 1941 года было воскресным днем. Многие военнослужащие приграничных округов получили увольнительные. А на рассвете началась война- самая страшная в истории нашей страны.
Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по заранее намеченным целям на советской земле. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР на глубину 250-300 км от границы и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.
2. Фашистская Германия сосредоточила против СССР 70% своих вооруженных сил, а также войска союзников: Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. В общей сложности армия агрессора располагала 5 млн. человек, 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов. Задачей группы «Север» было взятие Ленинграда. Наиболее мощная группа «Центр» наступала на Москву. Целью группы «Юг» была оккупация Украины.
Накануне нападения правители Германии и командование вермахта разработали инструкции и директивы, согласно которым на нашей земле надлежало установить режим фашистского террора, беззакония и произвола. Солдатам и офицерам вермахта заранее были предоставлены права на мародерство, любые бесчинства и насилия. Эти права фашисты использовали в полной мере. |
7 |
Чтец.
М. Джалиль «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, куча дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных …Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля .
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
|
8
9
10
11 |
1. Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
2. Хатынь – деревня в Белоруссии, ставшая символом массового уничтожения мирного населения, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немцев.
149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам. Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила ведения войны. Полицейские согнали все население в колхозный сарай, обложили соломой и подожгли. Тех, кто пытался бежать расстреливали на месте
1. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но их расстреливали из пулеметов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше16 лет. Две девушки – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени. Позднее и эта деревня была сожжена, и обе девушки все равно погибли. |
12 |
Чтец. Стихотворение «Хатынь» (Приложение 1) |
13
14
15
16
17
18
19
20
21 |
2. Концентрационные лагеря Третьего рейха – концлагеря, существовавшие до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней плохих условий содержания, истощения, тяжелого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов.
1. Официально правительством Германии было признано 23 крупных концлагеря, естественно, что на самом деле таких лагерей было намного больше, свыше 20 тысяч. Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на поток. Используемые нацистами для убийства евреев, цыган и узников других национальностей лагеря смерти были построены по специальным проектам, с расчетной мощностью на уничтожение заданного количества людей. В них уничтожались люди разных национальностей, представители «низших» и враги «массовых» групп населения. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.
2. Особое значение в подобных лагерях придавалось убийствам евреев., что является 60% всего еврейского населения Европы и около трети еврейского населения мира. Подобный геноцид евреями воспринимается как «дритер хурбм» – третье разрушение, катастрофическое событие в истории еврейского народа, начиная с разрушения Первого и Второго Иерусалимских храмов. |
22 |
Чтец.
В. Высоцкий
«О погибшем друге»
Всю войну под завязку я все к дому тянулся,
И хотя горячился, воевал делово.
Ну а он торопился, как-то раз не пригнулся, –
И в войне взад-вперед обернулся, за два года – всего ничего!
Не слыхать его пульса с сорок третьей весны,
Ну а я окунулся в довоенные сны.
И гляжу я, дурея, но дышу тяжело...
Он был лучше, добрее, ну а мне повезло.
Я за пазухой не жил, не пил с господом чая,
Я ни в тыл не стремился, ни судьбе под подол,
Но мне женщины молча намекали, встречая:
Если б ты там навеки остался, может, мой бы обратно пришел.
Для меня не загадка их печальный вопрос –
Мне ведь тоже не сладко, что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся: "Извините, что цел!
Я случайно вернулся, вернулся, ну а ваш не сумел".
Он кричал напоследок, в самолете сгорая:
– Ты живи, ты дотянешь! – доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом, возле самого рая –
Он поднялся чуть выше и сел там, ну а я до земли дотянул.
Встретил летчика сухо райский аэродром.
Он садился на брюхо, но не ползал на нем,
Он уснул – не проснулся, он запел – не допел,
Так что я вот вернулся, ну а он не сумел.
Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
И хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть – у кого? У кого она есть.
Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой, как бетон полосы.
И на ней – кто разбился, кто – взлетел навсегда...
Ну а я приземлился, а я приземлился – вот какая беда. |
23
24 |
1. Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах причитаете, как миф
О людях, что ушли недолюбив,
Недокурив последней папиросы…
Н. Майоров
Отрывок из фильма о наших войнах-земляках |
24
25 |
1. Почти каждой семье в нашей огромной стране коснулась война, в каждой
семье есть герои, чьи имена помнят и бережно хранят. Они и сейчас здесь с нами, глядят с пожелтевших фотографий. Наш бессмертный полк. |
|
«Бессмертный полк» Выступление детей. |
25 музыка |
Песня « Прости, дедушка» Исполняет учащаяся. (Приложение 2) |
26
27
28
29 |
1. Дети войны… Есть такая категория людей. Это особое поколение. Им, как и взрослым досталось сполна в эти жуткие годы и после. Страх, голод, сиротство, болезни и увечья, тяжелейшие условия. Из воспоминаний детей войны…
2. Из воспоминания Балябкина Н.Н.
В 1940 году отца забрали на фронт. Нас было четверо. Я был младше всех (4 года). В 1941 году нас захватили немцы. Объявили всем собраться и выехать за деревню, а потом гнали нас по дороге до города, погрузили на платформы и увезли в Борисов. Там загнали в бараки, и жили мы так около двух лет. Днем наших матерей угоняли на работу, там их заставляли копать глубокие траншеи: три метра ширина, три глубина. А нас, детей, загоняли в баню под холодный душ, потом выводили на улицу и ставили попарно. Немец устраивал соревнования. Мы должны были бежать к нему наперегонки, первый получал печенье. Я был меньше всех, мне ничего не доставалось. Но плакать было нельзя, иначе он подводил к колодцу, куда сбрасывали трупы, и показывал, что будешь там. После работы нашем матерям давали баланду, а они делили ее с нами. Когда пришли русские, мы отправлялись домой пешком. Шли долго, а деревни наши оказались сожжены. Пришлось копать землянки и обживаться. Было очень трудно. Питались травой, ели щавель, липняк, крапиву. Так и выжили.
3. Из воспоминаний Д.Д. Гусакова.
В то время я окончил 5 класс, поступил на завод. Дети работали, как и взрослые, по 8 часов в день ( первая смена) и 8 часов в ночь (вторая смена). Питались 1 раз в столовой, питание было очень скудное.
4. Из воспоминаний И. Черпунова
Когда началась война, мы жили в Бессарабии. Немцы захватили наше село Федоровцы. Помню, как немец заставил меня поить лошадь и сказал, что, если плохо напою, то застрелит. Я носил ведро коню, то не стал пить, и я остался жив. |
29 |
1. Сегодня у нас в гостях Заслуженный учитель России Зоя Николаевна Ахмадеева, которая более 40 лет преподавала историю в нашей школе. Она не с чужих слов знает, что такое военное детство.
– Зоя Николаевна, расскажите о том времени. |
30 |
Чтец.
Владимир Лифшиц.
«Баллада о черством куске»
По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.
Леденистый брезент прикрывал её кузов –
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,
Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,
Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,
И махорку он вёз, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрёл грузовик на чужую планету.
Вдруг навстречу лучам – синим трепетным фарам,
Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел как мука, – плавно, медленно, сыто...
– Стоп! – сказал лейтенант. – Погодите, водитель,
Я, – сказал лейтенант, –здешний всё-таки житель.
И шофёр осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,
И вошёл. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные рёбрышки... бледные губки...
Старичок семилетний в потрёпанной шубке.
Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..
И достал лейтенант свой паёк из кармана.
Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: – Пожуй-ка,–
И шагнул он туда, где чадила буржуйка.
Там поверх одеяла – распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.
И когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,
– Приезжай! –закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, – плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже многие вёрсты.
Освещали ракеты неба древнего купол.
Тот же самый кусок – ненадкушенный, чёрствый,
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому, что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому, что была настоящей женою,
Потому, что ждала, потому, что любила.
Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому, что солдатом он был настоящим.
1942 |
31 |
Песня. «А закаты алые» (Приложение 3) |
32 |
Голос Левитана. Окончание войны |
32 |
Георгиевская ленточка. Из истории.
Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои… отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, – Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась черно-оранжевая Георгиевская лента со знаменными кистями. |
33 После стихов
метроном |
1. Неугасима память поколений
О тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби построим и помолчим
Минута молчания |
34 |
1. Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он раздавил фашистскую гадину. За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. |
35 |
2. «Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки! |