В условиях модернизации отечественной системы образования происходят существенные изменения в требованиях к качеству разработки и реализации образовательных программ.
Образовательная программа дошкольного образования выступает как нормативный и управленческий документ, регламентирующий условия, структуру (объем и содержание), результаты освоения содержания дошкольного образования.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на уровне общего образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет следующие требования:
– единства образовательного пространства Российской Федерации, которое обеспечивается в ходе реализации обязательной части Программ;
– преемственности основных образовательных программ, в нашем случае – дошкольного и начального общего образования;
– вариативности содержания образовательных программ, которая на уровне дошкольного образования реализуется при помощи части, формируемой участниками образовательных отношений;
– качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программ.
В указанном документе утверждается, что образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» конкретизирует основные позиции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части, касающейся дошкольного образования. В документе говорится о том, что предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации программы.
Это означает, что любая образовательная деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, строится на основе образовательной программы дошкольного образования, что обусловливает особую значимость, важность создаваемого документа. Это подтверждается и в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», где говорится о том, что все содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
В связи со сказанным выше, актуальной становится задача проектирования модели управления деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы дошкольного образования, которая позволит создать документ, гарантирующий достижение целей и задач, сформулированных в ФГОС ДО.
Объект исследования – управление деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
Предмет исследования – структура и содержание модели управления деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы в контексте ФГОС ДО.
Цель исследования – спроектировать модель управления деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
В рамках достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
- На основе изучения нормативно-правовых документов и научно-методической литературы, обозначить специфику управления деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
- Проанализировать состояние готовности педагогического коллектива к разработке образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Выявить и обозначить основные направления деятельности всех участников педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по разработке образовательной программы дошкольного образования.
- Разработать и описать модель управления деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
Для решения первой задачи:
– изучена и проанализирована нормативно-правовая основа разработки ОП ДОО;
– обозначена методологическая основа разработки образовательной программы дошкольной образовательной организации;
– поэтапно описан механизм управления процессом разработки образовательной программы дошкольной образовательной организации.
В ходе изучения нормативно-правовых документов, мы определили, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ каждой дошкольной образовательной организации, который разрабатывается на основе ряда документов различного уровня. Основанием для разработки образовательной программы дошкольного образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Процесс управления разработкой образовательной программы дошкольного образования представляет собой алгоритм, состоящий из определённых действий, а итогом данной работы является образовательная программа, соответствующая требованиям ФГОС ДО, и утверждённая приказом руководителя организации.
В рамках решения второй задачи проведен:
– анализ управленческой структуры ДОО;
– анализ программно-методического обеспечения;
– анализ кадрового состава педагогического коллектива (уровень образования, педагогический стаж, уровень квалификации, повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС ДО);
– анализ методической работы по направлению ФГОС ДО;
– анкетирование педагогического коллектива по теме «Готовность педагога к введению ФГОС ДО» и анализ полученных данных.
В процессе изучения управленческой структуры мы определили, что управление ДОО строится на принципах единоначалия и коллегиальности.
Управленческая структура состоит из двух взаимосвязанных структур (I структура – коллегиальные органы: Совет Учреждения, Педагогический Совет, Общее собрание работников; II структура – административное управление, которое имеет линейную структуру: единоличным исполнительным органом ДОО является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации). Деятельность управленческих структур регламентируется Уставом ДОО и соответствующими положениями.
В ходе анализа программно-методического обеспечения, мы сделали вывод о том, что в дошкольной образовательной организации выстроен воспитательно-образовательный процесс, который направлен на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, чему способствует грамотное сочетание в образовательной программе примерных, парциальных и авторских программ.
Для определения состояния готовности педагогического коллектива был проведён количественный и качественный анализ педагогического состава ДОО по следующим направлениям: уровень образования, педагогический стаж, уровень квалификации, повышение квалификации в соответствии с ФГОС ДО). Исходя из проведённого анализа, мы сделали вывод о том, что в ДОО работают квалифицированные кадры: большая часть педагогического коллектива имеет высшее профессиональное образование (педагогическое) – 47% (25 человек), 45% (24 человека) имеют среднее профессиональное образование (педагогическое), 2% (4 человека) в настоящее время обучаются в средних профессиональных учебных заведениях (педагогических); в ДОО работают как педагоги с большим педагогическим стажем, так и молодые педагоги; большая часть (89% – 47 человек) педагогического коллектива дошкольной образовательной организации прошли повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, 11% (6 человек) не прошли повышение квалификации, но они зарегистрированы на курсовые мероприятия и до конца 2015 года пройдут обучение.
Анализ методической работы по направлению ФГОС ДО показал, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с сентября 2013 года образовательный процесс в ДОО строится в соответствии с новыми требованиями: в октябре 2013 года приказом руководителя ДОО утверждён план-график введения ФГОС ДО в ДОО на 2013-2015 годы; в октябре 2013 года создана Рабочая группа по введению ФГОС ДО (на уровне ОО); в январе 2014 года приказом заведующего создана Рабочая группа по разработке образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО, утверждены положение и план деятельности Рабочей группы.
В 2013-2014 учебном году, 2014-2015 учебном году и 2015-2016 учебном году педагогический коллектив дошкольной образовательной организаций работает в соответствии с единой методической темой – «организация эффективного образовательного процесса в ДОО в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и, соответственно по данному направлению ведётся активная систематически спланированная методическая работа.
В сентябре 2015 года с целью получения информации об уровне готовности педагогического коллектива ДОО к работе в соответствии с ФГОС ДО было проведено анкетирование на тему «Готовность педагога к введению ФГОС ДО».
В процессе исследования педагогам ДОО предлагалось ответить на вопросы анкеты по нескольким аспектам: когнитивный, мотивационный, личностный и технологический.
В рамках исследования были проанкетированы все педагоги ДОО (100%).
В результате обработки и анализа результатов анкетирования получены следующие данные:
- когнитивный аспект: низкий уровень – 0%, средний уровень – 19% (10 человек), высокий уровень – 81% (43 человека);
- мотивационный аспект: низкий уровень – 0%, средний уровень – 30% (16 человек), высокий уровень – 70% (37 человек);
- личностный аспект: низкий уровень – 0%, средний уровень – 15% (8 человек), высокий уровень – 85% (45 человека);
- технологический аспект: низкий уровень – 0%, средний уровень – 17% (9 человек), высокий уровень – 83% (44 человека).
Исходя из представленных выше данных, можно сделать вывод о том, что в педагогическом коллективе ДОО сформирован достаточно высокий уровень готовности к введению ФГОС дошкольного образования.
В рамках решения третьей задачи:
– изучили и провели анализ нормативно-правовых документов (в том числе локальные акты ДОО);
– проанализировали распределение функциональных обязанностей среди педагогического коллектива (наличие рабочих / творческих групп, советов и др.), определение порядка работы.
В ходе осуществления обозначенных выше направлений деятельности мы пришли к выводу, что управление процессом разработки образовательной программы ДОО включает взаимосвязанные между собой действия: планирование деятельности по введению ФГОС ДО на основе анализа деятельности; создание Рабочей группы по введению ФГОС ДО на уровне дошкольной образовательной организации; организация нормативно-правового, научно-методического, организационного обеспечения, мотивация педагогического коллектива к введению ФГОС ДО; создание рабочей группы по разработке ОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО; контроль за деятельностью Рабочих групп; создание ОП ДОО и управление процессом ее реализации.
Для обеспечения эффективного управления процессом разработки образовательной программы дошкольной образовательной организации необходимо спланировать и организовать деятельность всех членов педагогического коллектива, обозначив поле деятельности каждого, распределив функциональные обязанности и обеспечив взаимосвязь всех участников процесса.
Исходя из вышеизложенного и на основе полученных данных, нам удалось решить четвёртую задачу – разработать и описать модель управления деятельностью педагогического коллектива по разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО, представленную на слайде.
Всех участников педагогического коллектива для разработки образовательной программы дошкольной образовательной организации условно можно разделить на несколько групп:
– администрация ДОО (заведующий, заместитель заведующего);
– рабочая группа по введению ФГОС ДО (на уровне ДОО);
– рабочая группа по разработке образовательной программы дошкольной образовательной организации;
– педагоги ДОО (воспитатели и специалисты сопровождения).
Грамотное распределение функциональных обязанностей среди всех участников педагогического коллектива позволит эффективно организовать процесс разработки образовательной программы дошкольной образовательной организации. Кроме того, необходима тесная взаимосвязь всех членов педагогического коллектива, чтобы выполняя определённые функции, цель была единой.
В результате проведённой работы удалось решить поставленные задачи и достигнуть цели, обозначенной выше.
Разработанную модель мы можем рекомендовать для использования в своей деятельности другим ДОО