Цели:
- Предметные: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
- Метапредметные:
- познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей;
- коммуникативные:развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе; осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
- Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Выдохните тревогу, печаль, плохие мысли. Вдохните радость, уверенность в свои силы. У вас все получится!
Ребята! Готовы ль вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья,
Чтобы урок прошел не зря.
– Чтобы урок получился интересным, познавательным, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников. Кто готов хорошенько потрудиться? Я попрошу таких ребят садиться.
II. Подготовка к работе на основном этапе
– Сегодня на уроке работаем с листами самооценки. После выполнения задания самостоятельно оцениваете свою работу. (Приложение 1)
Вид задания | Отметка |
Чистописание |
|
Работа в паре (распределение слов по группам) |
|
Самостоятельная работа по вариантам (проблемная ситуация) |
|
Работа в группах. |
|
Самостоятельная работа по карточкам. |
|
1. Чистописание
1) Работа в парах
– Внимательно посмотрите на данную запись:
богатый – бедный
здоровье – ….
далёкий – …
медленный – …
яркий – …
маленький – …
– Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. (Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы)
– Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. (Приложение 4. Слайд 2)
– Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква Б)
– Какой звук обозначает букваБ? (согласный, звонкий, парный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)
2) Письмо букв Бб бб
3) Самооценка.
– Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.
III. Самоопределение к деятельности
– Прочитайте слова
Воробей, пенал, огурец, девочка, корова, учитель, компьютер.
– Что объединяет эти слова?
– Что знаем об именах существительных?
– Разделите их на две группы, работаем в паре. Допишите в каждую группу по два своих примера.
– По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
– Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевленные имена существительные)
– Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевленные имена существительные)
– Оцените свою работу в листах самооценки
– Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?
– Чему будем учиться по этой теме? (слайд 3)
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий
– Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.
Проблемная ситуация (слайд 4)
Гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица
– Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные (работа выполняется самостоятельно)
– Какие слова выписал I вариант? Почему?
– Какие слова выписал II вариант? Почему?
– А теперь сверим свои ответы. (Слайд 5)
– Что заметили?
– Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)
– Как вы думаете, почему?
– В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (В 1 столбике – животное, во 2 столбике – компьютерная мышка)
– А слово роза? (В 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)
Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. (Слайд 6)
V. Физкультминутка
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.(Глаза открыты.Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий
1. Работа в группах
В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Приложение 2)
Гусеница, книга, айсберг, моряк, стол, астра, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.
2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
– А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
– У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.
Карточка №1 (Приложение 3)
Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.
Карточка №2
Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.
– Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе (Проверка карточек осуществляется после урока учителем)
VII. Рефлексия деятельности
– Что новое узнали на уроке?
– Чему учились?
– Какое задание вам больше понравилось?
– Где вам пригодятся полученные знания?
Работа с листами самооценки.