Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения
Задачи:
- учить учащихся плавному чтению целыми словами;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
- развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
- развивать дружелюбие в общении;
- воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Личностные УУД:
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Метапредметные УУД:
- Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
- Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.
Познавательные УУД:
- Формировать умение составлять план прочитанного произведения.
Коммуникативные УУД:
- Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- Формировать умение договариваться, находить общее решение;
- Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
– Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.
II. Актуализация знаний
– Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:
1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)
2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)
Презентация 1. Появляется слайд № 1. По щелчку появляются картинки с изображением животных, изученных произведений: стрекоза, утята, ежик.
– Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Животные)
– Скажите, из каких они произведений и кто автор? («Стрекоза» «Храбрый утенок» Борис Житков , «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин.)
– Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).
– Фамилию писателя, произведение которого будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав отрывок.
(Читаю отрывок произведения «Сова» 2 часть, стр.146-147)
– Кто автор прослушанного отрывка? (Появляется слайд № 2 – портрет Бианки)
– Из какого произведения этот отрывок? (Сова)
– Знакомы мы с творчеством писателя?
– Автора произведения определили.
Появляется слайд № 3. На слайде изображение анаграммы Т Н У М А З Ы К. (Убрать медведя)
– Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте его расшифровать. Слово начинается с буквы М.
– Что это за слово? (Музыкант.)
– Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей)
– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант?
– Сейчас Лиза прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте.
Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов)
– Подтвердились ваши предположения?
III. Определение темы. Постановка целей урока
– Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите, свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки.
– Кто сформулирует тему урока? (В.В. Бианки «Музыкант»)
(На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант»)
– Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа.
– Правильно сформулировали тему урока?
– На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию
– На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?)
– Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя)
– Хотите это узнать?
– Тогда назовите учебную цель нашего урока?
Цель. (Что мы должны узнать?)
Узнать, почему произведение называется музыкант?
Определите главную мысль произведения?
– Можем мы это сделать? Почему?
– Какую цель мы должны еще поставить на уроке?
– В чем заключается главная мысль произведения.
– Чтобы достичь этих целей, мы должны с вами в первую очередь прочитать произведение.
– Чтобы понять содержание текста, нужно проанализировать его.
На каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность, с помощью накопительных кружков, которые лежат у вас на парте. За правильно выполненную работу вы будете брать по кружку. В конце урока не только подведем итог вашей работы, но и оценим ее.
IV. Прогнозирование ситуации
– Обсудите в парах, почему писатель назвал свое произведение музыкант?
– Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
V. Первичное знакомство с текстом
Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте
вместе с писателем отправимся в этот охотничий домик на опушке леса. Для этого:
– Прослушайте произведение «Музыкант» в исполнении артиста Л.Поволоцкой. Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там.
(Включается аудиозапись)
1. Проверка общего понимания текста.
– Понравилось ли вам это произведение?
– Что вас удивило?
2. Проверка первичного восприятия рассказа.
– Чтоб узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование.
– Взяли листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то – .
- Старик медвежатник играл на балалайке (–) На скрипке.
- Знакомый охотник в лесу видел волка (–) Медведя.
- Старик присел отдохнуть на пенек (+)
- Звук, который услышал старик слышался с опушки (+)
- Медведь сидел на дереве (–) Под деревом.
- Старик убил медведя (–)
– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.
Появляется слайд – эталон с ответами № 5
– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок.(Возьмите себе по одному кружку)
– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.
3. Определение жанра произведения
(На доске карточки с названием жанров)
- Сказка
- Басня
- Стихотворение
- Рассказ
- Загадка
– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению.
– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?
Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника).
– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.
VI. Физминутка
– Прежде чем читать это произведение, сделаем зарядку для глаз. (Презентация 2)
VII. Чтение текста по частям
– Итак, начинаем работать с рассказом.
– Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
– Сколько в нем частей? (4 части)
(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)
1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.
Рассказ начинает читать Киселева Полина, Шелковникова Полина.
По ходу чтения идет словарная работа.
Появляется слайд № 6 Словарная работа (по щелчку)
– Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик)
– Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл)
– Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
– Прочитайте значение слова
- колхозник – работник колхоза
- опушка – край леса
Вопросы по содержанию.
– Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
– Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).
– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)
Появляется слайд № 7
– А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись: Крис Паркер Симфония).
– Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
– Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
– Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться)
– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
– Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.
2) Самостоятельное чтение 2 части.
Вопросы по содержанию.
– Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
– Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку)
– Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
– По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
– Прочитайте вопрос, после второй части.
– Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)
3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.
– Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку
Вопросы по содержанию.
– Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
– Как озаглавим ее? (Медведь – музыкант) (На слайде по щелчку)
– Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)
4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)
– Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
– Сколько действующих лиц в этом отрывке?( 3)
– Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
– Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
– В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
– Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя) (Слайд по щелчку)
– А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
– Что мы составили к этому рассказу? (План)
– Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст)
VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в паре)
– Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
– Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
– Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
– Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.
Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль
IX. Обобщающая беседа
– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
– Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?
X. Рефлексия
На доске изображены 2 медведя:
- улыбающийся
- грустный
– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
– если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;
XI. Оценка деятельности учащихся на уроке
Слайд
– Оценим вашу работу.
- У кого 3 кружка – получает за урок оценку «5»;
- У кого 2 кружка – получает за урок оценку «4»;
- У кого 1 кружок – получает за урок оценку «3»;
Слайд
XII. Домашнее задание
Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.
- Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
- Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
- Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.