Урок окружающего мира на тему "Круговорот отравленной воды"

Разделы: Начальная школа


Учебник: «Окружающий мир» 2 класс,  Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, 2013 г.

Урок открытия новых знаний.

Содержательная цель: познакомить детей с круговоротом отравленной воды, с проблемой загрязнения воды и круговорота грязной воды в природе.

Деятельностная цель: познакомить детей с устройством микроскопа;
изучить строение корня и стебля растений.

Технические средства. Проектор, компьютер, электронный цифровой микроскоп.

Практическая значимость работы.

Урок разработан в свете требований ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира во 2 классе. В основе урока лежит системно-деятельностный подход.

Ход урока

Комментарии

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм.
Учитель: Представим, что мы с вами капельки воды. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Как вы думаете, где могут побывать капельки воды? Почему это происходит?
Ученик: Вода совершает круговорот

 

На этом этапе шло формирование

Коммуникативных действий:
умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель: Начнём наше путешествие с проверки домашнего задания. Для этого предлагаю вам выполнить задания в группах.
Описание работы в группах. Класс разделён на 6 групп. У каждой группы глобус и карточка с заданием.
Учитель: Отыщите на глобусе место, откуда возьмёт старт ваша группа.
Группа 1.1. Этот океан покрыт льдами. (Северный ледовитый океан).
Группа 1.2. Самый большой океан Земли. (Тихий океан).
Группа 2.1. В этом океане проходит тёплое течение Гольфстрим. (Атлантический океан).
Группа 2.2. Самый тёплый океан. (Индийский океан).
Группа 3.1. В этом океане расположен самый холодный материк. (Южный океан).
Группа 3.2. Океан, название которого не соответствует его характеру. (Тихий океан).
Учитель проверяет, с какого океана начинается путешествие. Представитель каждой группы называет океан, с которого начнёт путешествие группа, и показывает его на карте полушарий.
Учитель: Капельки воды начинают своё путешествие. Как им подняться в воздух?
Ученик: Испариться.
Учитель: Начинаем испарение. Пригревает солнце, мы поднимаемся с поверхности воды, становимся невесомыми,  поднимаемся всё выше и выше. Внимание: задание. (задания для работы в группе заимствованы у Болотовой О.Д., МОУ "Лицей №9", г.Белгород)
Описание работы в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание для групп 1.1 и 1.2
Подготовьте выступление на тему: Участие облаков в круговороте воды в природе.
Обсудите ваши мысли в группе.
Выберите выступающего.
Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
Задание для групп 2.1 и 2.2
 Подготовьте выступление на тему: Как круговорот воды в природе действует на изменение рельефа Земли?
Обсудите ваши мысли в группе.
Выберите выступающего.
Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
Задание для групп 3.1 и 3.2
Подготовьте выступление на тему: Каким образом круговорот воды в природе связан с жизнью растений?
Обсудите ваши мысли в группе.
Выберите выступающего.
Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы
Проверка работы в группах.
Представитель каждой группы отвечает на поставленный вопрос.
Группы 1.1 и 1.2: В высоких холодных слоях атмосферы водяной пар превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Ветры несут их в разные районы Земли. По дороге больше половины туч прольются над океанами и сушей. Так круговорот воды поит земную сушу.
Группы 2.1 и 2.2:  Круговорот воды создаёт на земле озёра, реки, другие водоёмы.
Группы 3.1 и 3.2:  Растение всасывает воду с растворёнными в ней веществами. По стеблю вода доходит до листьев и плодов. Растение отбирает из воды необходимые ему вещества. Дальше вода испаряется через листья и водяной пар вновь оказывается в воздухе.
Учитель: Вы хотели бы увидеть,  как вода движется внутри растения?
Учитель: Снова становимся капельками воды, как нам это сделать?
Ученик: Остыть и сгруппироваться.
Учитель: Возьмёмся за руки, только так мы сможем опуститься на землю. В виде чего мы попадём на землю?
Ученик: Осадками: дождь,  снег,  град.

Физминутка «Дождик»

Учитель: Какой прибор нам поможет  увидеть, как движется вода внутри растения? (микроскоп)
Учитель: Рассмотрим срез растений. (Рассматриваем корень моркови и свёклы, фотографируем)  Фотографии выводятся на экран и сравниваются срезы корней. (см. фото)
Дети находят различие в фотографиях, делают вывод.
Вывод:  Это корни разных растений, поэтому изображения разные. Но мы видим и сходство. На всех фотографиях четко видны крупные круги и овалы.
Дети сами догадались, что это «трубочки», по которым и поступает вода с растворенными солями. Учитель дает понятие «проводящие сосуды», дети наблюдают, что таких сосудов больше в центре корня. Это проводящий пучок.
Учитель: А как дальше попадут вода и соли к остальным частям растения?
После того, как дети выскажут свои предположения, мы рассматриваем срезы стеблей петрушки и укропа и видим сходство с корнями.
Вывод:  В стебле также есть проводящие сосуды, что позволяет проводить воду от корня по стеблю к другим частям растения.
Учитель: Сможете вы определить, срезы каких растений мы с вами рассматривали?
Дети находят образцы среди представленных муляжей.
Учитель: Мы убедились, что вода необходима растениям. А человеку нужна вода?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: Как вы думаете, сколько литров воды тратит человек в сутки?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Сравните, сколько воды расходовал человек 100 лет назад и сколько расходует в наше время. 
Слайд: в 1900 г. - 11 литров
               в 2013 г. - 700 литров
Учитель: Как вы думаете, почему такая разница?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Посмотрите на эти данные.
Слайд: мытье рук- 6-8 литров; чистка зубов- 6-8 литров; принятие душа- 15-20 литров; стирка - 150 литров; принятие ванны- 150 литров. (доручки.рф/сколько воды тратит человек в месяц)
Учитель: Человек использует воду не только для своих нужд, а где ещё человек использует воду.
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Я предлагаю посмотреть вам фрагмент мультфильма (просмотр фрагмента мультфильма «Шапокляк»: дети выходят грязные из реки и сообщают, что речку загрязняет фабрика)
Учитель: Узнали героев мультфильма? Кто автор произведения, по мотивам которого создали мультфильм?
Учитель: Для чего использовали воду в этом мультфильме?
Ученик: Для переработки древесины.
Учитель: Что делают из древесины?
Ученик: Мебель, бумагу, карандаши, игрушки…
Учитель: Какая проблема возникла у героев мультфильма?
Ученик: Грязная вода с фабрики попадает в реку и загрязняет её.

На этом этапе
формировались    

  • регулятивные действия:

выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.

  • логические универсальные действия:

анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.

Познавательные универсальные действия.
ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

 

 

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование.

 

3. Постановка учебной задачи

 

Учитель: Предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
Ученик: О загрязнении воды.
Учитель: Где нам пригодятся эти знания? Для чего нам это нужно изучать?
Учитель: Людям нужна только чистая вода. Почему?

Формирование

  • общеучебных

универсальных действий: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.

  • регулятивных действий:

целеполагание .

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

Учитель: Можно пить воду из водоемов?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Рассмотрите две пробирки. Можете ли вы определить, в какой пробирке вода чистая, а в какой грязная?
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Как убедиться в правильности вашего вывода? Ученик: Рассмотреть воду подмикроскопом.
Рассматриваем под микроскопом капельку чистой воды из кулера и капельку воды из вазочки с цветами. Дети сразу убеждаются, что в вазочке с цветами вода не чистая, а с примесями.
Учитель: Если взять более мощный микроскоп, как в научных лабораториях то в нашей второй капельке воды мы будем наблюдать такую картину: просмотр  видеофрагмента «Жгутиконосцы»http://vk.com/video-43474939_164066103?hash=622a80bd13286b84.
Дети сразу делают вывод, что это какие-то живые существа. Учитель рассказывает о микроорганизмах и бактериях, живущих в грязной воде, о том, что многие из них опасны для человека.
Учитель: Почему же вода становится непригодной для человека, растений, животных?
Дети высказывают свои предположения.

Работа с учебником

Учитель: Рассмотрим капельку воды, которая была снегом. По дороге в школу я взяла снежок и принесла его сегодня на урок, чтобы рассмотреть. Рассматриваем под микроскопом растаявший снег.
Дети делают вывод, что снег ещё грязнее, чем вода из вазочки. Учитель: ПОЧЕМУ? Ведь испаряется чистая вода! Все примеси остаются на земле!
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Как заводы и фабрики загрязняют воду?
Ученик: Сточные воды.
Учитель: А ещё как?
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Нам не хватает знаний. Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
Ученик:  В учебнике.
Работа с учебником стр. 38 – 39.
Чтение статьи в учебнике.

Личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.
Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.
Регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
Познавательные универсальные действия.
ОУД: поиск и выделение необходимой информации
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные действия:  

  • контроль в форме

сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • коррекция.

Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

5. Первичное закрепление

Учитель: Что нового вы узнали из статьи учебника?
Ответы детей.
Учитель: Чему вы удивились, читая текст?
Ученик: То, что никакие границы не могут защитить страну от отравленной воды рек и облаков.
Учитель: Посмотрите на глобус. Какого цвета больше? Почему? Значит, человечеству не грозит остаться без чистой воды? Воды на Земле больше, чем суши?
Учитель: Как вы думаете, а может ли случиться так? (слайд с изображением «чёрного» глобуса) Учитель: Почему на моём глобусе пропал голубой цвет?
Ученик: Используя воду, люди загрязнили всю воду на Земле.
Учитель: Как бороться с загрязнением воды?
Дети высказывают свои предположения.

6. Включение в систему знаний

 

Учитель: Перед вами лежат листы с текстами «Вода и здоровье» (текст из электронного пособия «Охрана жизнедеятельности в школе», раздел «Природа и безопасность», издательство «Учитель», Волгоград), прочитайте и отметьте галочкой пункты, которые связаны с темой нашего сегодняшнего урока. Если пункты не подходят, внесите изменения, чтобы они подходили.
Вода и здоровье
1. 80 % всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой.
2. Вода из «горячего» крана предназначена для питья. Это – бытовая вода для мытья и стирки.
3. Мыть посуду нужно горячей водой, а ополаскивать – питьевой, холодной.
5. Пить воду надо только очищенную.
6.  Использовать дождевую воду для питья, мытья волос.
7.  Пейте дождевую воду и не давайте ее домашним животным.
Дети отвечают, доказывая своё мнение.

Регулятивные действия:

  • контроль в форме сличения

способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • оценка — осознание качества

и уровня усвоения.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

7. Рефлексия

 

Учитель: Какой вывод сделает каждый из вас после сегодняшнего урока?
Ответы детей.

Общеучебные универсальные действия: рефлексия.

Приложение 1

На протяжении всего урока были созданы условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей.
Формировались личностные действия: личностное и жизненное самоопределение, смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные действия: саморегуляция – способность к мобилизации, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.