Учитель: Начнём наше путешествие с проверки домашнего задания. Для этого предлагаю вам выполнить задания в группах.
Описание работы в группах. Класс разделён на 6 групп. У каждой группы глобус и карточка с заданием.
Учитель: Отыщите на глобусе место, откуда возьмёт старт ваша группа.
Группа 1.1. Этот океан покрыт льдами. (Северный ледовитый океан).
Группа 1.2. Самый большой океан Земли. (Тихий океан).
Группа 2.1. В этом океане проходит тёплое течение Гольфстрим. (Атлантический океан).
Группа 2.2. Самый тёплый океан. (Индийский океан).
Группа 3.1. В этом океане расположен самый холодный материк. (Южный океан).
Группа 3.2. Океан, название которого не соответствует его характеру. (Тихий океан).
Учитель проверяет, с какого океана начинается путешествие. Представитель каждой группы называет океан, с которого начнёт путешествие группа, и показывает его на карте полушарий.
Учитель: Капельки воды начинают своё путешествие. Как им подняться в воздух?
Ученик: Испариться.
Учитель: Начинаем испарение. Пригревает солнце, мы поднимаемся с поверхности воды, становимся невесомыми, поднимаемся всё выше и выше. Внимание: задание. (задания для работы в группе заимствованы у Болотовой О.Д., МОУ "Лицей №9", г.Белгород)
Описание работы в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание для групп 1.1 и 1.2
Подготовьте выступление на тему: Участие облаков в круговороте воды в природе.
Обсудите ваши мысли в группе.
Выберите выступающего.
Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
Задание для групп 2.1 и 2.2
Подготовьте выступление на тему: Как круговорот воды в природе действует на изменение рельефа Земли?
Обсудите ваши мысли в группе.
Выберите выступающего.
Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
Задание для групп 3.1 и 3.2
Подготовьте выступление на тему: Каким образом круговорот воды в природе связан с жизнью растений?
Обсудите ваши мысли в группе.
Выберите выступающего.
Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы
Проверка работы в группах.
Представитель каждой группы отвечает на поставленный вопрос.
Группы 1.1 и 1.2: В высоких холодных слоях атмосферы водяной пар превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Ветры несут их в разные районы Земли. По дороге больше половины туч прольются над океанами и сушей. Так круговорот воды поит земную сушу.
Группы 2.1 и 2.2: Круговорот воды создаёт на земле озёра, реки, другие водоёмы.
Группы 3.1 и 3.2: Растение всасывает воду с растворёнными в ней веществами. По стеблю вода доходит до листьев и плодов. Растение отбирает из воды необходимые ему вещества. Дальше вода испаряется через листья и водяной пар вновь оказывается в воздухе.
Учитель: Вы хотели бы увидеть, как вода движется внутри растения?
Учитель: Снова становимся капельками воды, как нам это сделать?
Ученик: Остыть и сгруппироваться.
Учитель: Возьмёмся за руки, только так мы сможем опуститься на землю. В виде чего мы попадём на землю?
Ученик: Осадками: дождь, снег, град.
Физминутка «Дождик»
Учитель: Какой прибор нам поможет увидеть, как движется вода внутри растения? (микроскоп)
Учитель: Рассмотрим срез растений. (Рассматриваем корень моркови и свёклы, фотографируем) Фотографии выводятся на экран и сравниваются срезы корней. (см. фото)
Дети находят различие в фотографиях, делают вывод.
Вывод: Это корни разных растений, поэтому изображения разные. Но мы видим и сходство. На всех фотографиях четко видны крупные круги и овалы.
Дети сами догадались, что это «трубочки», по которым и поступает вода с растворенными солями. Учитель дает понятие «проводящие сосуды», дети наблюдают, что таких сосудов больше в центре корня. Это проводящий пучок.
Учитель: А как дальше попадут вода и соли к остальным частям растения?
После того, как дети выскажут свои предположения, мы рассматриваем срезы стеблей петрушки и укропа и видим сходство с корнями.
Вывод: В стебле также есть проводящие сосуды, что позволяет проводить воду от корня по стеблю к другим частям растения.
Учитель: Сможете вы определить, срезы каких растений мы с вами рассматривали?
Дети находят образцы среди представленных муляжей.
Учитель: Мы убедились, что вода необходима растениям. А человеку нужна вода?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: Как вы думаете, сколько литров воды тратит человек в сутки?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Сравните, сколько воды расходовал человек 100 лет назад и сколько расходует в наше время.
Слайд: в 1900 г. - 11 литров
в 2013 г. - 700 литров
Учитель: Как вы думаете, почему такая разница?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Посмотрите на эти данные.
Слайд: мытье рук- 6-8 литров; чистка зубов- 6-8 литров; принятие душа- 15-20 литров; стирка - 150 литров; принятие ванны- 150 литров. (доручки.рф/сколько воды тратит человек в месяц)
Учитель: Человек использует воду не только для своих нужд, а где ещё человек использует воду.
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Я предлагаю посмотреть вам фрагмент мультфильма (просмотр фрагмента мультфильма «Шапокляк»: дети выходят грязные из реки и сообщают, что речку загрязняет фабрика)
Учитель: Узнали героев мультфильма? Кто автор произведения, по мотивам которого создали мультфильм?
Учитель: Для чего использовали воду в этом мультфильме?
Ученик: Для переработки древесины.
Учитель: Что делают из древесины?
Ученик: Мебель, бумагу, карандаши, игрушки…
Учитель: Какая проблема возникла у героев мультфильма?
Ученик: Грязная вода с фабрики попадает в реку и загрязняет её. |
На этом этапе
формировались
выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
- логические универсальные действия:
анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.
Познавательные универсальные действия.
ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.
Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Учитель: Можно пить воду из водоемов?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Рассмотрите две пробирки. Можете ли вы определить, в какой пробирке вода чистая, а в какой грязная?
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Как убедиться в правильности вашего вывода? Ученик: Рассмотреть воду подмикроскопом.
Рассматриваем под микроскопом капельку чистой воды из кулера и капельку воды из вазочки с цветами. Дети сразу убеждаются, что в вазочке с цветами вода не чистая, а с примесями.
Учитель: Если взять более мощный микроскоп, как в научных лабораториях то в нашей второй капельке воды мы будем наблюдать такую картину: просмотр видеофрагмента «Жгутиконосцы»http://vk.com/video-43474939_164066103?hash=622a80bd13286b84.
Дети сразу делают вывод, что это какие-то живые существа. Учитель рассказывает о микроорганизмах и бактериях, живущих в грязной воде, о том, что многие из них опасны для человека.
Учитель: Почему же вода становится непригодной для человека, растений, животных?
Дети высказывают свои предположения.
Работа с учебником
Учитель: Рассмотрим капельку воды, которая была снегом. По дороге в школу я взяла снежок и принесла его сегодня на урок, чтобы рассмотреть. Рассматриваем под микроскопом растаявший снег.
Дети делают вывод, что снег ещё грязнее, чем вода из вазочки. Учитель: ПОЧЕМУ? Ведь испаряется чистая вода! Все примеси остаются на земле!
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Как заводы и фабрики загрязняют воду?
Ученик: Сточные воды.
Учитель: А ещё как?
Ребята затруднились с ответом.
Учитель: Нам не хватает знаний. Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
Ученик: В учебнике.
Работа с учебником стр. 38 – 39.
Чтение статьи в учебнике. |
Личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.
Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.
Регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
Познавательные универсальные действия.
ОУД: поиск и выделение необходимой информации
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные действия:
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
Учитель: Перед вами лежат листы с текстами «Вода и здоровье» (текст из электронного пособия «Охрана жизнедеятельности в школе», раздел «Природа и безопасность», издательство «Учитель», Волгоград), прочитайте и отметьте галочкой пункты, которые связаны с темой нашего сегодняшнего урока. Если пункты не подходят, внесите изменения, чтобы они подходили.
Вода и здоровье
1. 80 % всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой.
2. Вода из «горячего» крана предназначена для питья. Это – бытовая вода для мытья и стирки.
3. Мыть посуду нужно горячей водой, а ополаскивать – питьевой, холодной.
5. Пить воду надо только очищенную.
6. Использовать дождевую воду для питья, мытья волос.
7. Пейте дождевую воду и не давайте ее домашним животным.
Дети отвечают, доказывая своё мнение. |
Регулятивные действия:
- контроль в форме сличения
способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — осознание качества
и уровня усвоения.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. |