Цели: познакомить учащихся с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха, тела человека; дать общее представление о погоде, какая она бывает.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
– описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.
Коммуникативные УУД:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Оборудование:
- Различные термометры: комнатный, наружный, медицинский, водный.
- Стаканы с теплой и холодной водой.
- Кусочки льда (по возможности).
- Компьютер; проектор, интерактивная доска;презентация в формате Microsoft Office PowerPoint 2013–файл «Как измеряют температуру?». «Что такое погода?».
- Карточки с заданиями для индивидуальной работы (Приложение 1)
- М. М. Пришвин. Избранное. «Термометр» (Приложение 2)
- Тексты «Дождь» (Приложение 3), «Ветер» (Приложение 4).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
2. Проверка домашнего задания
(Проводится в виде краткого фронтального опроса по материалу, изученному на прошлых уроках).
– Какая бывает природа?
– Приведите примеры живой и неживой природы.
– К какой природе можно отнести человека?
– Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа?
– Как связаны природа и человек?
– Что такое явления природы? Приведите примеры.
– Какие явления называются сезонными?
(Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями – Приложение 1).
Карточка 1.
Дан список слов:
Солнце, собака, дерево, гора, здание, рыба, одуванчик, книга, человек, платье
– Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя – то, что относится к неживой природе, волнистой линией – то, что создано руками человека.
Карточка 2.
Дан список слов и словосочетаний:
Таяние снега, самолет, птица, Солнце, листопад, карандаш, дерево, созревание плодов, облако
– Подчеркните одной чертой предметы природы, двумя – явления природы, волнистой линией – то, что к природе не относится (сделано руками человека).
Карточка 3.
– Закончи предложения:
Почва, горы, осадки, облака, воздух – это… природа.
Рыбы, растения, птицы, насекомые, звери – это … природа.
3. Беседа учителя с целью расширения знаний детей о живой природе
– Кроме растений, животных, человека и грибов к живой природе относятся еще и бактерии. Бактерии – это организмы, видимые только под микроскопом. Бактерии распространены повсеместно и встречаются в огромном количестве. Без бактерий невозможно получить кефир, простоквашу, творог и сыр, квашеную капусту.
Некоторые бактерии вызывают болезни растений, животных, человека (например, дифтерию, туберкулез и др.)
– А что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)
– Каким прибором измеряется температура? (Градусником, термометром.)
4. Определение темы урока. Целеполагание
– Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
– Какие цели поставим для себя? Чему хотим научиться, что узнать?
– Действительно, о термометрах и их видах будем говорить сегодня на уроке. (Презентация. Слайд 1)
5. Практическая работа (знакомство с термометром).
– Послушайте отрывок из избранных произведений М. Пришвина (Приложение 2) и определите, как он связан с темой нашего урока. (Слайд 2)
«Несколько раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску, гляжу на термометр и возвращаюсь в постель. Это заметила Жалька. (Жалька – кличка собаки. – Авт.). Она трогательно привязана ко мне и в самом глубоком сне слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет, раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки».
– Как вы думаете, действительно ли Жалька могла определять показания термометра?
– Собака, конечно, не могла определить показания термометра, хотя и подражала своему хозяину.
– Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая – плохая; ветреная – безветренная; солнечная – пасмурная; дождливая).
В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
– А как мы, находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.)
– Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр.
(Учитель демонстрирует различные виды термометров). (Слайд 3).
– Температура измеряется в градусах.
(Дети под руководством учителя выделяют части термометра): (Слайд 4).
стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу.
– На шкале каждое деление соответствует одному градусу.
(Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры).
– Найдите 0 (нуль) – границу между градусами тепла и холода.
Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 – количество градусов холода. Поглядев на термометр за окном, мы можем определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.
(Учитель демонстрирует комнатный термометр для измерения температуры в помещении (Слайд 5), водный термометр для измерения температуры воды (Слайд 6) и медицинский термометр для измерения температуры тела человека.) (Слайд 7).
– Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению; есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)
– Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?
– В медицинском термометре шкала начинается с 34o, так как нормальная температура тела человека 36,6o. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37o и самая высокая отметка 42o, так как выше температура у человека быть не может.
– На водном термометре шкала от 0o до 100o. Почему? (При 0o вода превращается в лед, а при 100o закипает.)
– На комнатном термометре шкала от – 20o до + 50o, а на уличном от – 40o до + 50o. Почему?
– Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра.
(Учитель опускает термометр в стакан с тёплой водой)
– Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
– Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана.
(Учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой).
– Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды.
– Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее – поднимается.
– А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру.
– Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем.
Во–вторых, термометр должен находиться на уровне глаз.
– Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записывают их со знаком «+», если ниже нуля – то градусы холода и записываются со знаком «–». Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек.
(Дети записывают температуру под диктовку учителя на доске).
– Например, температура воздуха в классе +22o, температура кусочков льда 0o и т.д.
6. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами)
Мама зонтик свой берет.
(Имитируют движение)
Почему же? Почему же?
(Движения, как в 1-й строке)
Потому что…
(Хором: «Дождь идет!»)
(Дети хлопают в ладоши, показывая какой сильный дождик.)
7. Беседа «Что такое погода?»
– Что же такое погода? Сейчас мы попробуем разобраться в этом.
(Ведется работа по учебнику. Ученики читают текст на с. 20 и отвечают на вопросы).
– Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода?
– А вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Как вы это делаете?
(Отвечая на вопросы, рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на ветер, солнце, небо, осадки).
– Действительно, погода включает в себя и температуру воздуха, и осадки, и ветер, и облачность.
(Далее ученики выбирают слова, которыми можно охарактеризовать погоду (стр. 21 учебника)
– Вспомните, что вы уже знаете о дожде, ветре?
– Какими бывают дожди? Ветра?
8. Групповая работа
(Ученики, разделившись на группы, читают тексты, записанные на листках. Затем рассказывают всему классу, что узнали нового.)
Дождь (Приложение 3)
Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти подсказки-приметы: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.
А почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?
На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше и выше от земли – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх–вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.
Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождями.
Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Ветер (Приложение 4)
Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный воздух тяжелый, он внизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение.
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.
Над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями все время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.
Тихие ветры – бриз, муссон.
9. Продолжение работы по теме урока
(Далее по учебнику читается вслух вывод)
«Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра».
– А что такое облачность?
– Что такое осадки? Какими они бывают?
– Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.
– Облачность – скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно».
– А вот когда все небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят «пасмурно».
– Осадки обычно бывают в виде дождя или снега.
– А какие бывают осадки кроме дождя и снега? (Град.)
– Кто попадал под град? Расскажите.
– Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года.
– Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи.
(Самостоятельное чтение детьми материала в учебнике, с. 22-23)
10. Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Для чего нужны термометры? Как они устроены?
– Что такое погода?
– Как называют людей, которые предсказывают погоду?
11. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике текст «Что такое погода?»
- Рассказать, что вы знаете о тумане, метели, грозе, буре.
- Выполнить в тетради «Проверим себя» на с. 4-5, задания 1, 2