Урок обобщения и систематизации знаний "Глаголы прошедшего времени"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний  (комбинированный)

Цель: совершенствовать умение определять время глагола, род и число глаголов в прошедшем времени

Задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость
  • Повторить части речи
  • Повторить синтаксический анализ предложения
  • Совершенствовать умение определять время глагола

Планируемые результаты обучения, формирование УУД

  • Познавательные:
    • Способствовать развитию умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
    • Выдвигать гипотезу, проводить сравнение и классификацию слов
    • Устанавливать прининно-следственные связи
    • Делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию, ориентироваться в учебнике
    • представлять информацию в виде схемы
    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного
    • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
    • Уметь определять уровень усвоения учебного материала
  • Регулятивные:
    • Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с предложенным учебным  материалом
    • Планировать свою деятельность на уроке
    • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
    • Осуществлять самоконтроль
    • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • Коммуникативные:
    • Развивать умение слушать и понимать других;
    • Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
    • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
    • Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения
    • Развивать умение  работать в паре и в группе;
  • Личностные:
    • Развивать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
    • Способствовать развитию доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися
    • Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вступительный этап
1. Организационный момент

3 мин.

Слайд №1

Учитель: Здравствуйте ребята, поприветствуйте наших гостей. Присаживайтесь.  Наш урок я хочу начать с притчи.

1. Психологический настрой

«Все в твоих руках». (Слайд 2)
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

– У каждого из вас на парте есть карта-планшет (Приложение 1), в этих картах вы ставите оценку себе на каждом этапе  и команда оценивает вашу работу. Сейчас постарайтесь отразить свои эмоции, настроение  в рисунке на вступительном этапе. (улыбка, грустное лицо)

Приветствует обучающихся, проверка готовности к уроку.
Мотивировать учащихся  к учебной деятельности  посредством создания эмоциональной обстановки. Метопредметность: Литературное чтение

 

Настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения человеческих норм.
Выражать положительное отношение к процессу познания

Р: Настроиться    на успешную деятельность

Орфографическая пятиминутка.
5 мин

– Ребята, на партах у вас есть карточка К-1.

– Прочитайте текст (Слайд № 3)

Звёзды ясные, звёзды прекрасные
Наш…птали цветам ска…ки ч…дные.
Лепестки улыбнулись атласные,
Задр…жали листы изумрудные.
(фронтальная работа)

– Объясните пропущенные орфограммы
Откройте тетради, запишите число и вид работы (классная работа)
(Один ученик у доски, остальные работают в тетради)

– Прочитайте второе предложение. Дайте характеристику данному предложению.  Если потребуется помощь, можете воспользоваться (Приложение 2

Характеристика предложения:

  • По цели высказывания:
  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное
  • Восклицательное или невосклицательное
  • Распространённое или нераспространённое.
  • Простое или сложное
  • Если предложение сложное, то

– Назовите простые предложения, из которых оно состоит (подчеркните их грамматические основы).
– Укажите, какие они (распространённые или нераспространённые).

(Слайд № 3 щелчок)

– Выполните оценку своей работы. Выставьте  отметку в карте – планшете.

Способствовать развитию орфографической зоркости. Организовать коммуникативное взаимодействие  в ходе повторения орфографических правил

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.
Анализируют  и определяют тип орфограммы и вспоминают алгоритм проверки данной орфограммы

П: классифицировать слова по изученным  орфографическим правилам, находить способы проверки на данный вид орфограммы
Р: самостоятельно определяют важность выполненного задания
К: соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Повторение,  мотивация к учебной деятельности
10 мин

– Звёзды всегда притягивали внимание человека. И он мечтал отправиться в необыкновенное путешествие.
– Когда впервые человек покорил космос? (В 1961 годы 12 апреля)
– Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
– Ближайшая к нам звезда? (Солнце)
– Я предлагаю отправиться в космическое путешествие в далёкую галактику «Части речи» (Слайд   4)
– Назовите планеты, которые нам могут там встретиться. (слайд  4 щелчок)
(существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз, наречие)
– Я  предлагаю отправиться на одну из этих планет.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!) (слайд  4 щелчок)

– Правильно, речь пойдёт о планете, на которой живут глаголы.

 

Работа в парах:

– У каждого космонавта есть дублёр и у вас есть напарник. Очень важно уметь работать с напарником.
– Возьмитесь за руки и покажите свою  готовность к работе в парах.

 

– Оформите  пропуск на космодром.  Пропуском будет К-2. Подберите ключ к каждой ступени ракеты. Соедините её  стрелкой с соответствующим понятием.
К-2 Глагол

Таблица №1


Глагол

что делать? что сделать?

Обозначаю

по временам

Отвечаю на вопросы

неопределённую форму

имею

сказуемым

В предложении чаще всего бываю

действие предмета или его состояние

изменяется

часть речи

– Проверьте с помощью интерактивной доски.

(Слайд 5)
– Оцените свою работу.

Организовать диалог с учащимися, создать условия для повторения изученного материала по теме «Глагол». Организовать практическую работу  по закреплению данного этапа урока.
Дифференцированная работа для учащихся
Метапредметность: окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа
Групповая  работа.
 Вступают  в обсуждение проблемного вопроса.
Высказывают своё мнение, предлагают свои пути решения предложенной  учебной задачи.
Индивидуальная работа.закрепление ранее полученных знаний

Р: Учатся принимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу  полученного задания. Определять  правильность выполненного задания.
П:Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Представлять информацию  в виде таблицы, схемы.
К: развивать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог;
Сотрудничать в совместном решении задачи

V. Актуализация знаний (2 мин.)

Слайд №6

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», – кричит  сегодня.
«А вчера, – кричит, –  ушел».
«Завтра, – скажет, – я  уйду!»
Позавидуйте ему!

– Что изобрёл себе глагол? (Время.  Слайд 7)
– Какие временные формы встретились в стихотворении у глагола уходить? (Три: будущее, прошедшее, настоящее)

Актуализировать учебные знания и умения для восприятия нового материала

Участвуют в обсуждении. Определяют способ проверки временных форм глагола

Р: самостоятельно учитывать ориентиры своей деятельности
П: развивать операцию мышления (сходство и различие объектов)
К: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Постановка темы и целей урока

(Слайд 7)
– Прочитайте слова.                                          

запели

запело

запел

запела

– Что заметили? (К какой части речи относятся эти слова? В форме какого времени стоят?) (Это глаголы прошедшего времени)
– Докажите. (Они образованы при помощи суффикса )
– Определите тему урока. (Глаголы прошедшего времени) (слайд №8)
– Проведём исследование.
– Что заметили в словах? (Глагол изменяется по числам ед.ч, м.ч: глагол изменяется по родам ж.р, м.р и ср.р.)
Найдём подтверждение своему исследованию  в учебнике на с. 76
– Чем отличаются эти глаголы? (Окончанием)
– Мы умеем определять, от чего зависит число и род глагола в прошедшем времени? (нет)

– Значит цель  нашего урока: … (научиться  определить число и род глагола в прошедшем времени).
 (слайд 8 щелчок)

Над этой целью мы будем работать.

Создать условия  для повторения временных форм глагола, неопределённой формы глагола,  знаний о глаголах прошедшего времени, особенности состава глагола в прошедшем времени. (суффикс –л).
Включить учащихся в обсуждение темы урока.
Организует  формулирование проблемы урока и определение списка задач для решения данной проблемы

 

 

Участвуют в диалоге
Извлекают необходимую информацию из таблицы. Анализируют, сравнивают и группируют слова.
Высказывают и защищают свое мнение.
 Сравнивают, высказывают предположения.
Определяют тему, проблему, цель и задачи урока

Р: определяют цель учебной деятельности, стоящую проблему .
Планируют алгоритм её решения – определяют учебные задачи с помощью учителя.
П: делать обобщения, искать и выделять необходимую информацию
К: строить речевые высказывания.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Физкультминутка

– Но путешествие в космосе потребовало от нас много сил.  Сделаем зарядку. (слайд №9)

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд,
Руки разводятся в сторону)
Мы летим к другим планетам
Объявляем всем об этом.
(Ученики поднимают руки)
И с Большой Медведицей
В синем небе встретимся
(Ученики шагают).         

Создать динамическую паузу

Выполнить комплекс упражнений

Л: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Исследование.
Применение знаний.

Продолжим работу.
Перед нами будут стоять задачи, которые прописаны в учебнике на с. 75 (Будем учиться)

Решим эти задачи с помощью  УПР. 49
– Прочитайте текст. Работаем с карандашом
– Выделите в тексте глаголы прошедшего времени

 1 предложение

– Найдите слово в первом предложении, с которым связан глагол прошедшего времени (Струя)
– Определите у слова число и род (ед.ч.ж.р)
– Сделайте вывод: (если слово стоит в  ед.ч.ж.р. , то и связанный с ним глагол в форме ед.ч. ж.р)
– Всем понятно? (Если да – то объясняют самостоятельно, если нет – разобрать ещё одно предложение)
– Закрепим полученные знания на практике
– Вспомните порядок определения числа и рода глагола прошедшего времени. (Слабые)

К-3 (всем)

существительное

глагол

Число

кровать

сломалась

 

мальчик

убежал

 

облако

скрылось

 

Кровати

сломались

 

Мальчики

убежали

 

облака

скрылись

 

К-4 (сильным)

существительное

глагол

род

кровать

сломалась

 

мальчик

убежал

 

облако

скрылось

 

 

 

 

К-4 а) (слабым)

существительное

глагол

 

род

кровать

сломалась

Она

 

мальчик

убежал

Он

 

облако

скрылось

оно

 

 

 

 

 

Фронтальная проверка

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Выполняют упражнение.
Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него

 

 

Л: развивать способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности

Итог урока

– Вернёмся к теме урока (слайд №10) Прошедшее время глагола

– Что учились определять у глагола? (Число и род)
– Как определяется число и род глагола прошедшего времени?
– Рассмотрите и объясните алгоритм работы над определением числа и рода глагола в прошедшем времени

 

 

П: извлекать информацию, представленную в разных формах
(схема)

Рефлексия

– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Всё ли было понятно?
– Над чем надо ещё поработать?
– Был ли урок полезен для вас?
Постарайтесь отразить свои эмоции в рисунке

 

 

 

Оценка своей работы

Выставьте себе отметку  за урок. Листы оценки сдайте учителю.

 

 

 

Оценка работы учащихся учителем

 

 

 

 

Домашнее задание по выбору

1) С. 76 учить, упр. 52
2) Записать 2 пословицы, в которых встречаются глаголы, определить их время*