Цель: начать изучение глагола, вспомнить его отличительные признаки, как части речи.
Задачи урока:
- Научиться находить глаголы в речи, образовывать их от однокоренных слов.
- Развивать речь, пополнять словарный запас.
- Воспитание коммуникативных умений, уважение к своему родному краю.
I этап: Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Правильно ли ты сидишь
И на учителя глядишь?
– Начинаем наш урок русского языка. Всем на уроке желаю удачи.
– Скажите, какую тему мы изучаем?
– Мы уже знаем все части речи?
– Будем дальше с ними знакомиться?
– Вот как раз сегодня начнём изучать ещё одну часть речи. Её название написано на табличке, которая закрыта. Мы попробуем догадаться, что там за часть речи.
II этап: Актуализация знаний
1) – Начнём работу с чистописания. Прочитайте фразеологизм, записанный на доске: Водой не разлить.
– Спишите красиво, соединяя правильно все буквы.
– Найдите орфограммы.
– Найдите имя существительное.
– Расскажите о существительном по плану (на доске прикреплена таблица).
1) Что обозначает? 2) На какие вопросы отвечает? 3)Что вы знаете про одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? 4) Что вы знаете про собственные имена существительные? 5) Как изменяются имена существительные? |
2) – Что означает эта фраза?
– Правильно ли вы ответили, вы узнаете, если прочитаете диалог на листочках в парах ( у детей на парте дан листок с диалогом).
– Вы давно знакомы? |
– Да водой не разлить – это значит быть очень дружными. А в нашем классе есть такие ребята? Это очень хорошо, когда дети умеют дружить.
– Давайте прочитаем про этих замечательных друзей вместе хором. (Приложение 1 Слайд 2)
– Ничего не понимаю! Какие-то прочерки. Кто–то тут похозяйничал в нашем компьютере!? Кто это такие?
– Откуда взялись Фиксики? Наверное, они тоже очень дружны, их водой не разлить.
– Ну что давайте исправлять их проказы. Найдите слова, которые пропали (с помощью листочка) и запишите их в тетрадь. Задание делайте в парах дружно.
– Давайте проверим. Вот теперь можно прочитать хором.
3) – Что вы можете сказать о словах, которые пропущены?
Расскажите о них, выбирая и подчёркивая нужный ответ на вопросы (в группе дан листочек).
1) Что обозначают эти слова? предмет, признак предмета, действие предмета. 2) На какие вопросы отвечают? Что делаем? Кто? Что сделать? Какой? Что? 3) Вспомните, как называются эти слова? существительные, глаголы, прилагательные |
Это задание выполняйте в группах.
– Проверим ваши ответы: (Слайд 3)
Что обозначают эти слова? – действие
На какой вопрос они отвечают? – что сделать? что делаем?
Вспомните, как называются такие слова? – глаголы
– Какие вы молодцы!
III этап: Открытие нового знания
– Я думаю, пришло время открыть табличку с названием части речи. Какую часть речи мы начнём изучать с этого урока?
Это глагол. Расскажите, что мы уже знаем о глаголе?
– Сравним наши знания с правилом учебника.
– Как вы думаете, мы уже всё знаем о глаголе?
– Конечно, нет. И нам ещё многое предстоит узнать.
IV этап: Физминутка
– Мы хорошо потрудились и пора нам отдохнуть и потанцевать с друзьями, которых тоже водой не разлить. ( песня « Две половинки»)
V этап: Введение нового в систему знаний
1) – Итак. Что мы знаем о глаголе?
– Попробуйте образовать глаголы от этих слов на доске: р.бота, р.сунок, вес.л., ж.лтый, м.роз.
Вспомните, откуда эти слова?
– Найдите в пространстве класса нужную букву и покажите.( В пространстве класса в кармашках вставлены буквы а,и,о, е, я. Дети поворачиваясь находят нужную букву и вытянутой рукой показывают на неё)
– Теперь запишем однокоренные слова – глаголы.
– Какие безударные гласные будут писаться в глаголах.
– Проверим, что получилось ( работать, рисовать, веселить, желтеть, морозить).
– Молодцы!
2) Сегодня мы знакомимся с ещё одним словом, написание которого нужно запомнить. Расшифруйте это слово: 16/1, 2, 6, 20/5. (Цифра – номер буквы в алфавите)
– Кто догадался, скажите мне на ушко.
– Молодцы! Это слово обед.
– Какую букву мы сможем уже сейчас выбрать и проверить?
– Да, парную согласную мы можем проверить словом обеды.
– А безударную гласную проверьте по словарю. (У каждого ребёнка есть «Орфографический словарь» Т.В.Шкляровой).
– Какая безударная будет писаться в этом слове.
– Запишем слово в тетрадь.
– Выпишите из словаря однокоренные глаголы, обозначте корень и подчеркните букву (обедать, отобедать, пообедать).
– Проверим, что у вас получилось. Молодцы!
VI этап: Закрепление
– В нашей огромной стране России много разных народов проживает, а значит много разных национальных угощений и на обед, и на завтрак, и на ужин. Много и сладостей, которыми славятся разные города и области.
– Например, город Тула знаменит тульскими пряниками. Они очень красивые и вкусные с начинкой из повидла. (Слайд 4)
– Город Коломна – пастилой, которая очень ароматна. (Слайд 5)
– А на юге нашей страны в Краснодарском крае любят чурчхелу. Это орехи, залитые виноградным соком. Очень полезная сладость. (Слайд 6)
– А наша Архангельская область какой сладостью знаменита?
– Да, это козули. А что из себя представляют козули? (Слайд 7)
– Сейчас мы составим рассказ о козулях и найдём глаголы. Соберите предложения из слов и запишите их. ( Дан текст на листочке с деформированными предложениями)
1) Козули, архангельские, жители, знают, России, всей. 2) Пряники, разных, фигурок, мастера, выпекают, из. 3) Затем, глазурью, и, расписывают, белой, цветной. 4) дарят, люди, на, козули, Рождество. 5) В, ёлки, ими, старину, украшали, рождественские. 6) Козуля, доме, не, только, в, сладость, но, и, радость. |
– Давайте проверим, что у вас получилось? (Слайд 8)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают?
– Молодцы!
VII этап: Домашнее задание
– В домашней работе вам тоже потребуются глаголы, чтобы составить предложения. Это задание №117( разбор домашнего задания) . А ещё вы можете по желанию нарисовать козулю.
VIII этап: Рефлексия и самооценка
1) – Подведём итог урока. Какую часть речи мы начали изучать? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
– Как вы думаете, нужны ли нам в речи глагоды, или мы можем без них обойтись?
– Конечно, нужны. И об этом послушайте стихотворение (один ученик читает):
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
2) – Оцените свою работу с помощью магнитов смайликов. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты к трём смайликам).
3) – Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. А сейчас я вас хочу угостить козулями. Всем спасибо за урок!