Цель: начать изучение глагола, вспомнить его отличительные признаки, как части речи.
Задачи урока:
- Научиться находить глаголы в речи, образовывать их от однокоренных слов.
- Развивать речь, пополнять словарный запас.
- Воспитание коммуникативных умений, уважение к своему родному краю.
I этап: Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Правильно ли ты сидишь
И на учителя глядишь?
– Начинаем наш урок русского языка. Всем на уроке желаю удачи.
– Скажите, какую тему мы изучаем?
– Мы уже знаем все части речи?
– Будем дальше с ними знакомиться?
– Вот как раз сегодня начнём изучать ещё одну часть речи. Её название написано на табличке, которая закрыта. Мы попробуем догадаться, что там за часть речи.
II этап: Актуализация знаний
1) – Начнём работу с чистописания. Прочитайте фразеологизм, записанный на доске: Водой не разлить.
– Спишите красиво, соединяя правильно все буквы.
– Найдите орфограммы.
– Найдите имя существительное.
– Расскажите о существительном по плану (на доске прикреплена таблица).
| 1) Что обозначает? 2) На какие вопросы отвечает? 3)Что вы знаете про одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? 4) Что вы знаете про собственные имена существительные? 5) Как изменяются имена существительные? |
2) – Что означает эта фраза?
– Правильно ли вы ответили, вы узнаете, если прочитаете диалог на листочках в парах ( у детей на парте дан листок с диалогом).
– Вы давно знакомы? |
– Да водой не разлить – это значит быть очень дружными. А в нашем классе есть такие ребята? Это очень хорошо, когда дети умеют дружить.
– Давайте прочитаем про этих замечательных друзей вместе хором. (Приложение 1 Слайд 2)
– Ничего не понимаю! Какие-то прочерки. Кто–то тут похозяйничал в нашем компьютере!? Кто это такие?
– Откуда взялись Фиксики? Наверное, они тоже очень дружны, их водой не разлить.
– Ну что давайте исправлять их проказы. Найдите слова, которые пропали (с помощью листочка) и запишите их в тетрадь. Задание делайте в парах дружно.
– Давайте проверим. Вот теперь можно прочитать хором.
3) – Что вы можете сказать о словах, которые пропущены?
Расскажите о них, выбирая и подчёркивая нужный ответ на вопросы (в группе дан листочек).
| 1) Что обозначают эти слова? предмет, признак предмета, действие предмета. 2) На какие вопросы отвечают? Что делаем? Кто? Что сделать? Какой? Что? 3) Вспомните, как называются эти слова? существительные, глаголы, прилагательные |
Это задание выполняйте в группах.
– Проверим ваши ответы: (Слайд 3)
Что обозначают эти слова? – действие
На какой вопрос они отвечают? – что сделать? что делаем?
Вспомните, как называются такие слова? – глаголы
– Какие вы молодцы!
III этап: Открытие нового знания
– Я думаю, пришло время открыть табличку с названием части речи. Какую часть речи мы начнём изучать с этого урока?
Это глагол. Расскажите, что мы уже знаем о глаголе?
– Сравним наши знания с правилом учебника.
– Как вы думаете, мы уже всё знаем о глаголе?
– Конечно, нет. И нам ещё многое предстоит узнать.
IV этап: Физминутка
– Мы хорошо потрудились и пора нам отдохнуть и потанцевать с друзьями, которых тоже водой не разлить. ( песня « Две половинки»)
V этап: Введение нового в систему знаний
1) – Итак. Что мы знаем о глаголе?
– Попробуйте образовать глаголы от этих слов на доске: р.бота, р.сунок, вес.л., ж.лтый, м.роз.
Вспомните, откуда эти слова?
– Найдите в пространстве класса нужную букву и покажите.( В пространстве класса в кармашках вставлены буквы а,и,о, е, я. Дети поворачиваясь находят нужную букву и вытянутой рукой показывают на неё)
– Теперь запишем однокоренные слова – глаголы.
– Какие безударные гласные будут писаться в глаголах.
– Проверим, что получилось ( работать, рисовать, веселить, желтеть, морозить).
– Молодцы!
2) Сегодня мы знакомимся с ещё одним словом, написание которого нужно запомнить. Расшифруйте это слово: 16/1, 2, 6, 20/5. (Цифра – номер буквы в алфавите)
– Кто догадался, скажите мне на ушко.
– Молодцы! Это слово обед.
– Какую букву мы сможем уже сейчас выбрать и проверить?
– Да, парную согласную мы можем проверить словом обеды.
– А безударную гласную проверьте по словарю. (У каждого ребёнка есть «Орфографический словарь» Т.В.Шкляровой).
– Какая безударная будет писаться в этом слове.
– Запишем слово в тетрадь.
– Выпишите из словаря однокоренные глаголы, обозначте корень и подчеркните букву (обедать, отобедать, пообедать).
– Проверим, что у вас получилось. Молодцы!
VI этап: Закрепление
– В нашей огромной стране России много разных народов проживает, а значит много разных национальных угощений и на обед, и на завтрак, и на ужин. Много и сладостей, которыми славятся разные города и области.
– Например, город Тула знаменит тульскими пряниками. Они очень красивые и вкусные с начинкой из повидла. (Слайд 4)
– Город Коломна – пастилой, которая очень ароматна. (Слайд 5)
– А на юге нашей страны в Краснодарском крае любят чурчхелу. Это орехи, залитые виноградным соком. Очень полезная сладость. (Слайд 6)
– А наша Архангельская область какой сладостью знаменита?
– Да, это козули. А что из себя представляют козули? (Слайд 7)
– Сейчас мы составим рассказ о козулях и найдём глаголы. Соберите предложения из слов и запишите их. ( Дан текст на листочке с деформированными предложениями)
| 1) Козули, архангельские, жители, знают, России, всей. 2) Пряники, разных, фигурок, мастера, выпекают, из. 3) Затем, глазурью, и, расписывают, белой, цветной. 4) дарят, люди, на, козули, Рождество. 5) В, ёлки, ими, старину, украшали, рождественские. 6) Козуля, доме, не, только, в, сладость, но, и, радость. |
– Давайте проверим, что у вас получилось? (Слайд 8)
– Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают?
– Молодцы!
VII этап: Домашнее задание
– В домашней работе вам тоже потребуются глаголы, чтобы составить предложения. Это задание №117( разбор домашнего задания) . А ещё вы можете по желанию нарисовать козулю.
VIII этап: Рефлексия и самооценка
1) – Подведём итог урока. Какую часть речи мы начали изучать? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
– Как вы думаете, нужны ли нам в речи глагоды, или мы можем без них обойтись?
– Конечно, нужны. И об этом послушайте стихотворение (один ученик читает):
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
2) – Оцените свою работу с помощью магнитов смайликов. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты к трём смайликам).
3) – Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. А сейчас я вас хочу угостить козулями. Всем спасибо за урок!