Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика; воспитать личность, живущую в конкурентном мире и способную ставить перед собой цели и достигать их, умеющую реагировать на разные жизненные ситуации, разносторонне воспринимать передаваемый от поколения к поколению жизненный опыт.
Поэтому в процессе воспитания огромная роль принадлежит исследовательской деятельности учащихся и одна из ее форм – учебное проектирование.
Проектирование представляет собой коллективную форму деятельности, в ходе которой ребята учатся слушать друг друга, принимать совместные, правильные решения, но возможен вариант и индивидуальной работы над темой. Учитель выступает в роли партнера, который предлагает, советует как сделать лучше, при этом подчеркивая роль каждого участника проекта.
В основе проектирования, как особого способа познания и преобразования действительности, лежит ряд идей: идеи опережения, «разности потенциалов», пошаговости, совместимости, кооперации. (Проектные умения) Наибольший воспитательный эффект обеспечивает принцип практического применения полученных знаний.
Работа в рамках учебного проектирования начинается с того, что учитель-тьютор помогает определить тему, поставить цели и посильную задачу каждому участнику проекта.
Педагог должен критически оценить сложившиеся противоречия, свои личные возможности и четко представлять себе конечную цель (формирование УУД)
Цель проектов в большинстве своем носит метапредметный характер, так как способствует повышению уровня знаний в различных областях науки и искусства, помогает привлечь внимание детей и их родителей к проблемам жизни учащихся в школе, городе, стране.
Рассмотрим, как формируются УУД при организации работы учащихся над проектом, например, «Влияние музыки на живую и неживую природу» (метапредметный). Над проектом учащиеся работали в течение трех лет. Каждый следующий год – использование нового варианта работы над проектами в зависимости от предполагаемого результата. (Приложение 1)
Первый год. Ученикам предоставлялась идеальная модель в виде проекта, разработанного другими людьми (анкетирование, эксперименты с водой Масару Эмото), и ставилась задача скопировать этот проект, внести в него, по необходимости, изменения и выполнить соответствующую реальную модель. В ходе такой работы у учеников формировались знания о проекте и проектной деятельности.
Второй год. Ученики самостоятельно занимались идеальным моделированием и разрабатывали проект как соответствующий пакет документов, применяя полученные ранее знания, умения и навыки проектной деятельности (опыты с белком куриного яйца, хомяками; проведение бесед с учащимися о влиянии музыки на живую и неживую природу).
Третий год. Ученики самостоятельно разработали проект и выполнили соответствующую реальную модель (опыты с семенами растений; на основе результатов сравнения сделаны выводы и даны свои рекомендации). Совершенно очевидно, что в этом случае можно говорить об уровне сформированных проектных знаний, умений и навыков.
Рассмотрим основные этапы работы над проектом. В ходе работы над проектом формируются все виды УУД. Но на каждом этапе проекта – в разной степени и определенный вид УУД.
Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить.
На этом этапе в первую очередь формируются коммуникативные УУД.
Основная задача педагога на этом этапе – вывести на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата – продукта учебного проектирования.
Этап 2-й, организация творческих групп для работы над проектом.
Этап 3-й, планирование работы над проектом.
На данном этапе преимущественно формируются регулятивные и познавательные УУД.
Этап 4-й, анализ информации.
Осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта. На этом этапе развиваются личностные и познавательные УУД.
Этап 5-й, оформление и представление проекта .
Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом.
Результатом работы стало детальное изучение проблемы влияния музыки на живую и неживую природу, исследовав ее воздействие на нее.
Созданы презентации, которые могут быть использованы на уроках музыки, биологии, математики, классных часах и т.д.
Этап 7-й – групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности;
Этап 8-й – анализ и оценка качества проекта другими обучающимся, экспертами, преподавателем.
Обсуждение с ребятами результатов работы и сферы применения результатов.
Результаты формирования УУД способствовали:
а) позитивному отношению учащихся к выполняемой работе;
б) увеличению степени самостоятельности, которая определялась количеством выбора личных вариантов действий; количества поданных предложений по нестандартному решению проектных заданий; числа участников, проявивших желание выполнять дополнительные проектные задания;
в) уменьшению времени выполнения проектного задания.
Результаты работы учащихся были по достоинству оценены (дипломы, грамоты…). Работа опубликована в сборниках материалов Московской Конференции Исследовательских и проектных работ детей и юношества, Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». Сотрудники МИОО-кафедры «Методика работы с одаренными детьми» использовали материалы проекта учащихся как методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.