Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Они получают информацию через фильмы, видео, телевидение, Интернет вытесняя при этом литературное и смысловое чтение.

Общаясь с книгой, ребёнок постепенно становится самостоятельным в своей познавательной деятельности, начинает сам определять своё развитие.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу?

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что одна из важнейших целей начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Задача данной статьи: раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие учителям начальных классов формировать навык чтения и достигать высоких результатов.

Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам. Поэтому моя задача как учителя заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников читательские умения: навык правильного чтения, интерес к чтению, самостоятельное продуктивное чтение.

Навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? Предлагаемый ниже комплекс некоторых упражнений направлен на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, на отработку устойчивого навыка чтения.

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника. Используются такие приёмы:

  • ответы на вопросы;
  • составление вопросов к тексту;
  • различные пересказы (полные, краткие, творческие т.е. придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя, по опорным словам)
  • умение находить главную мысль, озаглавливать, составлять план и т.д.

Выразительность чтения.

  • образец чтения (учителя, родителей, аудио образец, артистов, дикторов);
  • работа с партитурой текста: - учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой); логические паузы.

Выработка темпа чтения.

  • жужжащее чтение (ежедневное чтение на всех уроках) ;
  • чтение «по цепочке», облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов);
  • чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти );
  • многократное чтение небольшого отрывка чтение в темпе скороговорки;
  • зрительные диктанты для развития оперативной памяти (увеличение количества предложений);

АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты);
разные способы чтения по строчкам и т. д

Внеурочная деятельность: литературные праздники, викторины; инсценирование, драматизация;
просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу; посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед; тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей; создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки ); конкурсы чтецов.

Таким образом, уделяя большое внимание развитию навыка чтения таким способом, каждый ребенок добивается определенных результатов:

  • победители и призеры предметных олимпиад среди учащихся начальных классов Ергачинского куста;
  • ежегодно весь класс активно принимает участие в международных играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», межрегиональной игре «Почемучка» и др.;
  • НОУ «Первые шаги» ;
  • победители и призеры школьных конкурсов чтецов .

Считаю, что в связи с ведением новых стандартов вопрос формирование устойчивого навыка чтения младших школьников является весьма актуальным. Убеждена, что особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к чтению, к книге.

Таким образом, «читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» (К. Д. Ушинский)