Урок "Как происходит передача сообщения в искусстве?". 8-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (67 МБ)


Цель: Учить понимать и интерпретировать язык искусства.

Задачи:

  • Систематизировать знания о языке искусства.
  • Обобщить знания о средствах выразительности различных видов искусства.
  • Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Зрительный ряд: электронная презентация “Как происходит передача сообщения в искусстве”.

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.

План урока

№ п/п Этап урока Содержание время
1 Организационный Подготовка к уроку, настраивание на работу 1 минута
2 Сообщение темы урока Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации (слайд №1). 3 минуты
3 Объяснение нового материала Демонстрация презентации (слайды № 2-9), объяснение учителя, беседа с учащимися 32 минуты
4 Закрепление Демонстрация презентации (слайд № 10), опрос учащихся 4 минуты
5 Объяснение домашнего задания Объяснение учителя 4 минуты
6 Организационный Уборка рабочего места 1 минута

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.

2. Сообщение темы урока.

Учитель:

- Сегодня мы начнем наш урок с загадки:

Там, где круг перекрестка,
шесть подруг танцевали.
Три - из плоти, три - из стали.
Давние сны их искали,
но обнимал их яро золотой Полифем.
(Гитара)

Гитара – один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. История гитары восходит к глубокой древности. Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. 

Но её появлению в традиционном виде предшествовал длинный путь развития. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого звука. Вероятно, именно такой вид имел музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской и египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары. 

В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до новой эры.

В первых веках новой эры в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары - лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова "эль-ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный". Есть предположение, что лютню и гитару занесли в Европу арабы - через завоёванную ими и VIII веке Испанию. Скорее всего, однако, эти инструменты распространились в Европе через Древнюю Грецию - благодаря её культурным связям со странами Ближнего и Среднего Востока. 

До XVI века гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). 

В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.

Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. В ХХ веке была изобретена электрическая гитара, которая оказала большое влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, Э. Вила-Лобос, А, Иванов-Крамской, В. Зинчук и др.  Игрой на гитаре увлекались и в высших кругах общества, и в среде простого народа. Гитару любили многие музыканты, писатели, живописцы, она естественным образом появлялась и в живописи художников.

Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, поэтические), передают нам, зрителям, определенные сообщения. Как же происходит передача сообщения в искусстве? В качестве отправителя сообщения в искусстве выступают художник, композитор, писатель, а в качестве получателей – зритель, слушатель, читатель. Но письменное или устное сообщение доходит до получателя посредством языка, на котором общаются люди той или иной национальности, а сообщение, которое содержится в произведении искусства, передается языком искусства, являющимся интернациональным по своей природе. Итак, тема нашего урока: “Как происходит передача сообщения в искусстве?”.

Слайд №1.

3. Объяснение нового материала

Учитель:

- Итак, задание сегодняшнего урока. Вы должны посмотреть презентацию, рассмотреть картины, послушать звучащую музыку, прочитать справку о каждой картине и определить, какое же сообщение хотели донести до нас художники и музыканты. Перевести это сообщение с языка искусства на понятный нам русский язык. А сделать это вам помогут стихи, которые лежат перед вами на партах (Приложение №1). То есть к каждому слайду вам необходимо подобрать стихотворение, наиболее полно, по-вашему, передающее впечатление от картины и звучащей музыки. Свой выбор вам необходимо аргументировать.

Просмотр слайдов №2-9. Беседа с учащимися.

4. Закрепление изученного.

Учитель:

- Итак, вам удалось “расшифровать” сообщения от художников и музыкантов, подобрав к картинам и музыке стихотворный текст. А теперь попробуйте узнать, как могла бы звучать каждая из шести изображенных на рисунке гитар, руководствуясь графическим образом инструментов.

Слайд №10.

5. Объяснение домашнего задания

Учитель:

- Не только гитаре посвящали свои произведения художники, но и многим другим музыкальным инструментам. Вашим домашним заданием будет создание презентации “История музыкального инструмента в картинах художников”. Инструмент, которому вы посвятите свою презентацию может быть любым: скрипка, флейта, орган, фортепиано и т.д.

6. Организационный момент

Источники

http://nnsokolov.ru/articles/istoriya