Тип урока: открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Представление о результатах:
- личностные:
- создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
- изучение природы с помощью наблюдения, умение передавать её красоту в устной речи;
- метапредметные:
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, умение анализировать свою деятельность;
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст
- предметные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков в устной и письменной формах;
- обобщить знания учащихся о других функциях мягкого знака;
- совершенствовать навыки синтаксического разбора предложения.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы для учителя:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник “Русский язык” часть 2, - М; Просвещение, 2013.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие мл. школьников на уроках русского языка 3 класс.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс - Москва. Вако.2013.
Ресурсы для учащихся:
1. Канакина В.П., В.Г.Горецкий учебник “Русский язык”, часть 2 – М; “Просвещение”, 2013.
2. Карточки для работы в группах со словами.
3. Репродукция картины И.И Шишкина “Лес”.
4. Презентация к уроку “Мягкий знак на конце существительных после шипящих”.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Побудительная мотивация. -
Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу
и настроились на серьёзный лад. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Отгадайте куда. В шубе летом, |
Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. Отгадывание загадки. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в деятельности. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции. |
1. Языковая разминка - Перед вами репродукция картины И.Шишкина “Сосновый лес”. Рассказ о художнике. - В какое время изображён лес? - Почему вы так думаете? - Составьте по картине несколько предложений - Из слов, записанных на доске, составьте два предложения. Щебечут, (по,) доро...ке, за...ц, чиж..., быстр...ногий, (в), роще, и, пробежал, стр...жи. - В каких словах есть |
Мотивация учащихся на изучение темы. Рассматривают репродукцию. Составляют предложения. Составляют предложения из слов. Объясняют написание знакомых орфограмм. (щ, ж, ч) |
Регулятивные: оценивать
результаты своей деятельности и одноклассников. Познавательные: развивают операции мышления, память. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Минутка чистописания - Проведём минутку чистописания и напишем буквы, обозначающие эти звуки? - На какие группы можно разделить звуки, обозначенные этими буквами? - Как их назвать одним словом? - Повторим написание букв ж.ш,ч,щ. - Прочитайте первое предложение. Проговорите орфографически его слова. |
Пишут буквы и буквосочетания : жи, ши,
ча. ща. - Всегда твёрдые, всегда мягкие, звонкие и глухие. Пишут буквы и буквосочетания : жи, ши, ча. ща |
||
- Запишите предложение по памяти. В
роще щебечут чижи и стрижи. - Разберите предложение по членам. Индивидуальная работа. 2 ученика разбирают по членам второе предложение. |
Записывают предложение по памяти
коллективно и индивидуально. Разбирают его по членам. |
||
3. Словарная работа. - Из слов, записанных на доске, выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в столбик. Гласную выделите. Определите род. К...ртоф...ль, п...льто, ночь, ландыш, учит...ль, рожь, т...традь, нож, м...рковь, мышь, кр...вать, ключ. |
Мотивация учащихся на изучение темы. |
||
- Какая ещё орфограмма есть в
выписанных словах? - Для чего служит мягкий знак в этих словах? Мягкий знак – хитрый знак - А для чего еще в слово просится ь? |
Записывают словарные слова самостоятельно. Определяют род. | ||
- Остальные слова выпишите в столбик ночь
ландыш мышь ключ - Чем похожи эти слова - На какие группы их можно разделить |
Выписывают слова с ь. - На конце слов шипящий звук. - Слова, в которых пишется ь и слов, в которых ь не пишется. |
||
3. Постановка учебной задачи | - Что вас удивляет? - Какой возникает вопрос? - Какая тема сегодняшнего урока? Заспорили как-то “ночь” и “ключ” какое из них написано правильно. Слово “ночь” кричит: “Я! После шипящих на конце существительных нужен мягкий знак!” Слово “ключ” кипятится: “Нет я! После шипящих на конце существительных не нужен ь!” - Посмотрите на слова. - Какой возникает вопрос? – Почему в одних словах пишется ь, а в других нет? | Ставят цели, формулируют тему урока. | Познавательные: формулирование
проблемы, умение проводить сравнения по заданным
критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Что вы заметили? (Проводится
побуждающий диалог) - Попробуйте сформулировать правило. - Когда на конце существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак, у каких сущ. после шипящего Ь писать не будем? - Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах? - Сравним с правилом в учебнике на стр.31. Составление алгоритма 1.Определить род имени существительного. 2.Вспомнить правило. 3. Записать слово, опираясь на правило. Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки. |
Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения , составляют план достижения цели и определяют средства. Формулируют правило, сравнивают его с правилом в учебнике, Составляют алгоритм. | Регулятивные: планирование,
прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физминутка. | - Я буду называть имена существительные
с шипящим на конце слова. Если в слове есть мягкий
знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и
хлопаете над головой. Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь. |
Закрепление изученного. | |
6. Первичное закрепление Цель: закрепить знания, полученные на уроке. |
Упражнение №53. Написание первых 6 слов
на доске с объяснением по алгоритму. Работа в парах - Посмотрите на остальные слова. - Что вы можете сказать них? - Какое задание надо выполнить - Составим порядок действий (1 ученик выполняет на индивидуальной доске самостоятельно, остальные работают в парах по алгоритму). Проверка. |
Выполняют типовые задания с
проговариванием алгоритма вслух коллективно и в
парах. Работа в тетрадях. Записывают предложения с комментированием. Указывают форму числа, род существительных . Проверяют выполненную работу на доске. Выполняют самопроверку. Выполняют коррекцию ошибок. |
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция. Познавательные: структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Цель: проверить навык усвоения новых знаний. |
Выполнение задания из “Электронного приложения”. - Запишите слова под диктовку. - Определите род. Один ученик выполняет самостоятельно на индивидуальной доске. Проверка работы на доске. Взаимопроверка. Подведение итогов. - Какие слова на тему “Лес” встретились в упражнении? | Проверяют индивидуальную работу ученика. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Личностные : осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
8. Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации. | Дифференцированная работа. 1 уровень - А сейчас группа детей отправятся на реку. - Прочитайте задание в учебнике. Выполните упражнение по заданию. - Остальные выполняют на карточке. Разбор. Самостоятельное выполнение. |
Выбирают посильное задание. Выполняют
самостоятельную работу, опираясь на ранее
полученные знания. Выполняют задание в учебнике с предварительным разбором. |
Регулятивные: выбирать
действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развивать операции мышления; развитие монологической речи Коммуникативные: умение слушать, осуществлять контроль, самоконтроль. Личностные: смыслообразование. |
2 уровень Составление предложений - Объясните написание выделенных слов. Определите их род.. 1.ходили, лес, мальчики, часто, за, в, грибами. 2.они, в, зашли, глуш..., лесную, однажды, лесную 3.журчал, в, ключ..., овраге, только. |
Составляют деформированный текст. | ||
3 уровень Составление рассказа по
опорным словам. Напиши мини-сочинение на тему
“На реке”, используя слова: Петрович, пейзаж,
луч, тишь, камыш, лещ, помощь. - Определи род существительных. - Выберите задание. Прочитайте его, определите задачу и приступайте к её решению. Проверка заданий каждой группы. Коллективное исправление ошибок. - Кто, выполняя задание, побывал на реке? - Кто побывал в лесу? - Зачем люди ходят в лес? В лесу надо любоваться красотой природы как это делал И.И. Шишкин. - А чего нельзя делать в лесу? |
Составляют мини-сочинение по опорным
словам.
Рассказывают о значении леса для человека, о правилах поведения в лесу. |
||
9. Рефлексия деятельности (итог
урока) Цель: оценить результаты учебной деятельности. |
- Над какой темой мы работали на уроке? - Расскажите о своей работе по схеме. - Я узнал... - Я повторил... - Я запомнил... - Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек: - Кому было легко? - зеленый кружок. - Кто испытывал затруднения? - красный кружок. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: формировать адекватную самооценку. Регулятивные: оценивать результаты деятельности |
10. Домашнее задание | Упр. 57. Учитель проводит инструктаж . | Читают задание, задают вопросы. |