Ход урока
Дидактическая структура урока | Дидактические материалы | Цель | Деятельность учителя |
1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) | Слайд №2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда |
Включение в учебную деятельность на лично значимом уровне | Прочитайте пословицу. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Объясните смысл пословицы. А для вас на уроке труд – это что? А какой ученик должен быть на уроке? Почему? |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Слайд №3. Св..сток, тв..рожок, б..р..жок, зв..нить, в..рт..лёт. Инструкция. 1. Списать слова. 2. Выделить корень. 3. Вставить пропущенные буквы. Слайд №4. Слайд №5. в..рт..лёт |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Урок начнём с разминки. Работаем в парах. Списать только те слова, к которым вы без затруднения можете применить инструкцию на слайде. Прочитайте слова, к которым вы применили инструкцию без затруднений. Объясните орфограмму. В каком слове две безударные гласные? В каких словах чередование букв в корнях? В написании, какого слова у вас возникло затруднение? На каждой парте лежит листок бумаги. Попробуйте написать это слово в парах, вставляя буквы. Что у вас получилось? Поднимите свои листочки. Попробуйте объяснить, почему вы именно так написали слово. |
3. Выявление места и причины затруднения | Слайд №5. “?” |
Выявление и фиксация места и причины затруднения | Как вы думаете, почему у вас возникли затруднения при написании этого слова? |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Учебник. Слайд №6 Тема. Сложные слова. Карточка №1 Подчеркнуть гласную букву между корнями. Списать слова. Сделать вывод, какие слова, называются сложными. Выделить два корня. Слайд №7 1. Списать слова. 2. Выделить два корня. 3. Подчеркнуть гласную букву между корнями. 4. Сделать вывод, какие слова называются сложными |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. | Ребята, а где мы можем найти ответы на
ваши вопросы. А сейчас вы будете работать в командах. Откройте учебник на странице 77, прочитайте задание к упр. №. 138 и сформулируйте тему урока. Запишите тему урока в тетрадь. А какие цели урока? Если человек попадает в затруднение, он строит план, как выйти из трудной ситуации. Давайте и мы построим проект выхода из затруднения. У вас в каждой команде лежит карточка №1. Постарайтесь расположить предложения в нужном порядке. Давайте проверим. Посмотрите на экран. Это алгоритм, по которому вы сейчас будете работать индивидуально. |
5. Реализация построенного проекта | Слайд №8. Носорог водолаз пешеход змеелов |
Построение и фиксация нового знания. | Слова и алгоритм на слайде. Приступайте
к работе. Попробуйте дать лексическое значение каждого слова. Так почему, такие слова назвали сложными. Ваши гипотезы. |
Карточка №2.
Сложные слова – это слова, в которых_____ корня, и образованные путем соединения ___ слов. |
Давайте, сформулируем правило. А
поможет вам карточка №2. (приложение
2) Поработайте в группах. Допишите недостающие слова. Давайте вместе прочитаем, что у вас получилось. Назовите корни в каждом сложном слове. Дети называют. А какие гласные вы подчеркнули между корнями? Какова их роль в этих словах? Они соединяют два корня, поэтому их так и назвали. Соединительные гласные. На месте соединительных гласных, какие гласные звуки вы слышите? Так только какие могут быть соединительные гласные? Правильно, соединительными гласными могут быть только е или о. Попробуйте в парах изобразить на листке схему сложного слова. Поднимите, что у вас получилось. А теперь посмотрите на схему на экране (приложение 2). Молодцы! Эта схема будет вашим эталоном в работе. А теперь давайте вернёмся к слову, в котором у вас было затруднение. Объясните правописание этого слова. |
||
6. Динамическая пауза | Слайд №16. | А сейчас мы с вами немного разомнемся. Встаньте около своих парт. На экране будут появляться рисунки, если это сложное слово вы приседаете, если нет, делаете наклон вперёд. | |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Слайд №25. Тема. Сложные слова. Эталон. Изображения. Пылесос, самовар, водопад, рыболов. |
Применение нового знания в типовых заданиях | Дети, посмотрите на цели урока. Что мы
теперь знаем и умеем? А чему будем тренироваться? Что нам будет помогать? Тренироваться вы будете в парах, друг другу проговаривая. Задание. На слайдах вы видите предметы. Запишите название этих предметов. Выделите корень, подчеркните соединительную гласную. Проверьте себя. А какие ещё орфограммы есть в этих словах. У кого не было затруднений с выполнением этого задания, поставьте себе на полях +. У кого было затруднение поставьте? Объясните еще раз слово, в котором у вас возникло затруднение. Если в вашей паре затруднений не было, то вы, пока ребята выполняют своё задание, проговорите друг другу правило. Какие слова называются сложными? |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Эталон.
|
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | Ребята, мы с вами потренировались. А как будем работать дальше? Что вам будет помогать? Инструкция. Записать слова, выделить корни, подчеркнуть однокоренные слова. Скалолаз, овощевод, камнепад, ледоход, стеклорез. Проверьте себя. Какие ещё орфограммы встретились в этих словах? Оцените себя. Поставьте +, если вы справились с самостоятельной работой и ?, если у вас возникли затруднения. Какие вы молодцы! И те ребята, которые написали без ошибок и те, которые нашли ошибки, разобрали их. Ведь недаром народная мудрость гласит: “На ошибках учатся”. |
9.Включение в систему знаний и повторение | Слайд № 30. Учебник. Стр.78 упр. № 140. 1. Водопад, водовоз, водитель, водомер. 2. Луноход, скороход, лесовод, снегоход. 3. Ветер, вихрь, ветерок, ветромер. Эталон. |
Включение нового значения в систему знаний, повторение и закрепление раннее изученного. | На следующем этапе урока вы будете
выполнять задание, в котором новое знание будет
связываться с раннее изученным. Откроите учебник
на стр. 78 упр. № 140. Прочитайте инструкцию. Записываем в тетрадь № 140. Начинайте выполнять задание. Что вам будет помогать в работе? У кого возникнут затруднения, поднимите руку, я подойду и помогу. Давайте проверим. Будьте внимательными при коррекции своей работы. Оцените себя на этом этапе урока. Поставьте себе на полях + или ?. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | На доске. Тема. Сложные слова.
Слайд №31. Смайлики. |
Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работу на уроке, осознание метода построения нового знания | А теперь давайте подведем итог урока. Какая была тема? Какие были цели? Какие слова называются сложными? Выполнили мы цели уроки? Дома вы будете выполнять упр. № 141 на стр. 78. Оно закрепит ваши знания по теме “Сложные слова”. Проанализируйте свою работу сегодня на уроке. Нарисуйте на полях тот смайлик, который соответствует вашей работе. Спасибо за работу. Урок окончен. |