1. Введение.
Тест-тренажер является электронным средством обучения, которое создается в результате методической деятельности учителя. Тренажеры являются разновидностью мультимедийных учебных презентаций, которые используются для контроля учебных достижений обучающихся [5]. Данное средство обучения можно отнести к тренировочным презентациям, необходимым для закрепления изученного материала и создания опыта применения, усвоенных знаний на практике [4].
Тренажеры могут использоваться и для самостоятельной работы в разных формах: самостоятельное изучение учебного материала, самоконтроль и самооценка, подготовка к контрольным испытаниям. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учеников, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тест-тренажер создается в программе PowerPoint с использованием объектов-триггеров и гиперссылок, основывается на методе тестирования. В этой программе можно создавать интерактивные кроссворды, которые являются разновидностью тренировочной презентации.
(Презентация 2.) Кроссворды повышают мотивацию и интерес к изучаемому материалу, улучшают запоминание фактического материала.
Тренажер (от англ. train - тренировать - обучать) – учебно-тренировочные задания для выработки навыков и совершенствования техники в обучении. Его основной принцип – интерактивный (диалоговый) режим работы. В тренажере предметное содержание (изобразительная наглядность, текстовые источники, музыка, видеофрагменты и пр.) и методический аппарат представлены в оптимальной форме предъявления (наглядной, динамичной, доступной), в заданном объеме (строго соответствующем теме).
Для обучающихся интерактивные тренажеры – это самопроверка и самореализация, хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство обучения, качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
Тестирование – это метод исследования результатов обучения, состояния индивида в плане знаний, умений и навыков в определенной области знаний [2].
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитывающую.
Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков учащегося.
Обучающая функция тестирования проявляется в активизации работы учащегося по усвоению учебного материала.
Воспитывающая функция проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью обучающихся.
Значение тест-тренажеров в педагогической практике [4].
- Дают возможность творческого подхода к использованию тренажера.
- Повышают эффективность учебного процесса.
- Расширяют возможности индивидуализации и дифференциации обучения, делая процесс обучения гибким по отношению к различиям между учениками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
- Формируют теоретические и фактические знания, технические навыки владения технологией мультимедиа.
- Развивают метапредметные качества: работоспособность, рефлексию, самооценку.
- Развивают личностные качества: обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес.
2. Тест-тренажер “Основы учения об эволюции”. (Презентация 1)
Место использования в учебном процессе: при проведении повторительно-обобщающих уроков, для проверки знаний, для самопроверки и самореализации, для организации самостоятельной, индивидуальной работы обучающихся.
Возрастная группа: выпускники, сдающие биологию в форме единого государственного экзамена.
Методические рекомендации.
1. Тест-тренажер представляет собой электронное интерактивное пособие по теме “Основы учения об эволюции”. В пособии сделан акцент на необходимых деталях темы и терминологии. Пособие облегчает понимание и запоминание наиболее существенных понятий, закономерностей, вовлекая в процесс обучения зрительную и эмоциональную память. Пособие обеспечено избыточностью учебного материала, которая позволяет проложить необходимую индивидуальную траекторию для конкретного ученика.
2. Тест-тренажер помогает решить следующие дидактические задачи:
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
3. Диагностирующие вопросы пособия составлены на основе оптимального банка заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии [3]. Контролируемое содержание соответствует стандарту среднего биологического образования и учебной программе.
4. Данное пособие можно использовать на персональных компьютерах, в локальных компьютерных сетях и распространять на USB - флеш - накопителях.
5. Тест-тренажер создан в программе PowerPoint, с использованием кнопок-триггеров и гиперссылок. Гиперссылки позволяют быстро переходить от одного слайда к другим объектам, вызывать или удалять справки. Триггер используется, чтобы запустить анимацию некоторого объекта, поэтому позволяет управлять действиями на слайде. Использование триггеров помогает создать интерактивность в презентации. Автор задает определенный порядок появления текста, картинок. Этот порядок зависит от ответов, правильных или неправильных. Это помогает осмыслить и закрепить пройденный материал по теме, оценить собственный уровень знаний и умений.
6. Данная презентация состоит из 59 слайдов и разделена на 3 части. Часть 1 содержит 17 заданий с выбором одного верного ответа, 2 – с множественным выбором. Часть 2 содержит 6 заданий на установление соответствия. Часть 3 включает 7 заданий со свободным развернутым ответом. Вопросы подкреплены подсказками, информацией справочного характера, текстом правильного решения.
Прогнозируемые результаты использования тест-тренажера.
- Формирование ключевых компетенций обучающихся.
- Повышение мотивации подготовки к единому государственному экзамену.
- Организация самостоятельной деятельности обучающихся.
- Создание собственного банка учебно-методических пособий, готовых к использованию в образовательном процессе.
Список литературы.
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.,2007
2. Ефремова Н.Е. Тестовый контроль в образовании. Университетская книга, Логос. 2007.
3. Калинова Г.С. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Биология. Учебное пособие. /Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – Москва: Интеллект-Центр, 2015.
4. Кондратенко Е.И., Некрасова А.Н. Мультимедийные презентации на уроках биологии (раздел “Человек”). Естественные науки. №1 (38), 2012.
5. Тарасова И.Н. Презентация в преподавании биологии. https://urok.1sept.ru/articles/654106/