Главная задача современного процесса образования – это не просто передать учащимся набор основных предметных знаний, а сформировать у школьников желание и умение самообразовываться, уметь разбираться в многообразии информации, находить нужное для принятия решения в учебной ситуации. Для решения этой задачи можно использовать современные технические средства обучения, которые имеют большинство школ.
Современные технические, которыми оснащены школ – это компьютерные классы, интерактивные доски, наборы разнообразного лабораторного и исследовательского оборудования. Эти технические средства являются незаменимым инструментом во время процесса обучения. Рассмотрим некоторые особенности использования этих технических средств.
Мобильный компьютерный класс, который имеет широкий спектр учебных программ и виртуальных лабораторных работ. При работе с ним, ученик, не получает знания в готовом виде, а добывает их сам. Использование его возможностей позволяет учащимся составлять индивидуальный образовательный маршрут для достижения поставленной учебной цели, проводить систематизацию полученных знаний и их коррекцию. Учитель выполняет направляющую и контролирующую роль. Возможности мобильного компьютерного класса позволяют диагностировать уровень подготовки учащихся не только к уроку, но и к ЕГЭ. Мобильный компьютерный класс позволяет участвовать школьникам дистанционно в: олимпиадах, конкурсах, конференциях. Его возможности позволяют проводить тестирование по учебным предметам, обращаться к учебным сайтам и посещать странички библиотек и музеев. Мобильный компьютерный класс, является незаменимым инструментов в обучении школьников самостоятельной работе с учебной информацией.
Следующим инструментом обучения является интерактивная доска. Использование возможностей интерактивной доски в школе становится привычным и необходимым - это работа с учебными текстами, обращение к учебным сайтам, онлайн-тестирование, просмотр и создание обучающих мультимедиа приложений к уроку.
Интерактивная доска позволяет повысить уровень наглядности изучаемого материала. Многочисленные программные приложения позволяют изучать сложные процессы и явления по географии, биологии, физике и химии, которые нельзя наблюдать в реальных условиях. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет проверять ошибки, допускаемые учениками во время работы с текстами или при вычислениях, что позволяет объективно и наглядно проверять уровень облученности учащихся.
Интересным инструментом, для развития самостоятельной исследовательской деятельности является Лабдиск. Беспроводная лаборатория Лабдиск, умещающаяся буквально на ладони, позволяет быстро и наглядно измерять: уровень громкости, освещенность, температуру окружающей среды и температуру раствора, пульс и размеры тел. При помощи GPS приёмника Лабдиск может определить координаты данной местности и работать с картой местности. Лабдиск удобный инструмент обучения при проведении лабораторных и исследовательских работ. Лабдиск легко подключается к любому компьютеру, он может производить до 10000 измерений в секунду, что позволяет наблюдать за процессами в динамике. Набор встроенных и дополнительных датчиков позволяет проводить самостоятельные исследования, находить новые знания и делать выводы о наблюдаемом явлении. Лабдиск может использоваться для кружковых и факультативных занятий как для учеников начальной школы, так и для средних и старших классов.
Современные технические средства обучения формируют у школьников способность к принятию верного решения в ситуациях выбора. Развивают интерес к исследовательской деятельности и являются незаменимым инструментом обучения. Эти технические средства позволяют организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности школьника, что позволяет решить главную задачу современного процесса обучения.
Современные технические средства обучения способствуют увеличению объема изучаемого материала на уроке, увеличению продуктивности учебного процесса, делают более доступной и наглядной учебную информацию, позволяют подходить индивидуально к обучающемуся, с учетом индивидуальных особенностей и уровня обученности . Знания, полученные учащимися по использованию технических средств, им обязательно пригодятся в жизни и будущей профессии.
Приведу пример использования интерактивной технологии на фрагменте урока физики 9 класс по теме: “Звук”
Этап урока | Действие учителя | Действие учеников |
Практическое применение на уроке ЛабДисков и интерактивного комплекса | Тихо звучит музыка Бетховена “Лунная
соната” - Какое физическое явление вы наблюдаете? - Что вы знаете о звуке? -Каким органом чувств должен обладать человек для восприятия данного физического явления? -Чем знаменито, услышанное вами музыкальное произведение? - Это музыкальное произведение написано немецким композитором Людвигом Ван Бетховеном. Феноменальность данного факта заключается в том, что создавая это произведение, Бетховен был почти глухим. -Как вы думаете, как композитор мог слышать звучание своих произведений? |
Ученики слушают музыку Звук Звук очень важен для человека, так как позволяет нам с вами общаться, передавать и получать информацию, ориентироваться в окружающем нас мире.
Орган слуха (варианты ответа учеников) (возможные варианты ответов) |
Формулирование проблемы урока | Формулирование проблемы урока: Как можно услышать звук, будучи глухим? 1. Для решения проблемы каждая группа будет выполнять практическую работу. 2. Далее внимательно прочитайте задания, предложенное вашей группе и выполните их. |
Учащиеся выполняют задания: 1 группа 1. Выведите на экран измерение звука и построение графика. (Лабдиск) 2. На штативе закрепите нить с небольшим шариком. 3. Ударьте по камертону молоточком, и, когда он зазвучит, поднесите шарик к ветви камертона. 4. Измерьте с помощью Лабдиска частоту и амплитуду процесса на графике. Ответьте на вопросы: -Что вы наблюдаете на экране ПК? -В какой среде проводится опыт? 5. Проделайте этот же опыт, изменив силу удара по камертону. Измерьте уровень громкости и частоту при этих ударах. Ответьте на вопрос: -Как изменилась громкость звука и амплитуда на графике? Сделайте вывод: - В какой среде вы проводили опыт? - Что происходит, во время звучания камертона? -Что происходит с телом при звуке? - В каком случае звук был громче? - В каком случае амплитуда колебаний была больше? - Что такое звук? -Какова частота колебаний? 2 группа Выведите на экран измерение звука и построение графика. (Лабдиск) Перед вами аквариум с водой и камертон. Поместите камертон в аквариум. Ударьте по камертону вначале слабо. Посмотрите на поверхность воды и измерьте уровень громкости звука с помощью Лабдиска. Рассмотрите график колебаний, выведенный на экран ноутбука. Измерьте амплитуду и частоту на графике процесса. Ответьте на вопросы: - Слышите ли вы звук? - Что вы видите на поверхности воды? - Какой вид имеет график этого процесса на экране компьютера? 5. Повторите опыт, сильнее ударив по камертону. Измерьте уровень громкости и частоту Лабдиском. Ответьте на вопросы: -Как изменились волны на поверхности воды? -Как изменился уровень громкости? Сделайте вывод: - В какой среде вы проводили опыт? - Что происходит при звуке с поверхностью воды? - Как связаны громкость звука и амплитуда колебаний? - Что такое звук? -Какова частота колебаний? 3 группа Выведите на экран измерение звука и построение графика. Перед вами деревянная линейка, барабан и зерна гречки. Поставьте барабан на деревянную линейку. Положите на поверхность барабана зерна гречки. Ударяйте по барабану с небольшим усилием и поднесите к линейке Лабдск. Измерьте по графику амплитуду и частоту процесса. Ответьте на вопросы: -Слышен ли звук барабана , если приложить ухо к линейке? -Фиксирует ли Лабдиск звук в линейке? -Какой средой является линейка? -Что происходит с зернами в течение времени, пока звук слышен? -Какой вид имеет график процесса? 5. Повторите опыт, сильнее ударив по барабану. Ответьте на вопросы: - Изменился ли график на ПК? -Изменилась ли громкость звука? Сформулируйте общий вывод. - В какой среде распространялся звук? - От чего зависит громкость звука? -Как связана громкость звука и амплитуда колебаний? - Что такой звук? -Какова частота колебаний? Поочередно группы делают вывод: - звук – это колебание; - звучащее тело совершает колебания; - чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук; - звук может распространяться только в упругой среде (твердом теле, жидкости и газе) - не всякое колеблющееся тело издает звук. |
Подведение итогов практической работы | Обобщим результаты ваших
исследований: звук – это колебания с частотой от 20 до 20000 Гц; звук распространяется в упругой среде; чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. (звучит музыка “Лунная соната”) -Вернемся к началу нашей работы и теперь мы сможем ответить на вопрос: “Как композитору, который не слышит, удалось написать это произведение?” - Знание законов физики помогло Бетховену создать это прекрасное произведение. Бетховен использовал свойство звука распространяться в твердой среде: один конец деревянной трости он упирал в музыкальный инструмент, а другой в кости головы. Звук передавался по трости к нервным окончаниям, что позволяло Бетховену услышать звуки инструмента. Так Бетховен создавал свои гениальные музыкальные произведения. - А какие знания вы сегодня приобрели? - Что помогло вам получить эти знания? - С помощью каких экспериментов были выявлены условия возникновения звука? - Где можно применить полученные знания? Учитель: Звук – это очень важное явление, которое нам позволяет ориентироваться в окружающей среде. Большая роль отводится свойствам звука и на железной дороге. С помощью звуковых сигналов люди получают информацию о передвижении поездов, времени остановок, опасности, которая может возникнуть. Эти знания вам пригодятся в вашей будущей профессии и жизни. |
Варианты ответов детей |
Список литературы.
1. Приезжая М.Н. Основные приёмы использования интерактивной доски в учебном процессе http://www.infologics.ru/present/page.phtml?page_id=209 (обращение 18.10.2015)
2. Инновационные решения в образовании. http://iro-ufa.ru/stati/32-mobilnaya-tsifrovaya-laboratoriya-s-multisensornym-registratorom-dannykh-labdisk