Деятельность учителя | Деятельность детей | Задачи | Примечания |
1. Организационный момент: - Приветствие. Проверка готовности к уроку Поскорей проверь, дружок, - Прочтите фразу самостоятельно. Кто прочитал, может садиться. - Вам было легко ее понять? Почему? - Произнесите хором пословицу. Объясните ее значение. |
Приветствие. Чтение пословицы. Объяснение значения пословицы. |
Организация начала занятия. Обеспечение внимания учащихся, их психо - эмоционального настроя. Развитие языкового анализа. Развитие вербально- логического мышления. Воспитание осознания важности учения. |
На экране: 1. Ктоучитсясмолоду,незнаетвстаростиголоду 2. Кто учится смолоду, не знает в старости голоду. (Русская пословица) |
2. Актуализация знаний: Ученик выполнил упражнение. Давайте его внимательно посмотрим. Как вы думаете, какое задание было дано ученику? |
Подобрать однокоренные слова. Нет. |
Развитие мышления. |
На экране: молодой – смолоду, носок -
носовой, белок - белка, горе - горка, лев - левый. Потом появляется: |
А что такое корень слова? Верно он его выполнил? Что такое однокоренные слова? Давайте посмотрим, к каким словам однокоренные слова были подобраны не верно. |
Слова с одинаковым корнем. Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Нет. |
Актуализация знаний. | Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. |
3. Этап активного и
сознательного усвоения знаний: Итак, какой вывод мы можем сделать? |
Что однокоренными являются слова, у которых не только созвучный корень, но и близкое значение. Родня. | Развитие мышления. Развитие умения применять теоретические знания на практике. |
|
4. Этап практического усвоения
знаний. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Однокоренные слова”. Выполните данное упражнение верно, подобрав однокоренные слова. Выделите корни. На что нам стоит обратить внимание при подборе однокоренных слов? |
При подборе однокоренных слов стоит обратить внимание на то, что все однокоренные слова имеют сходное значение, которое кроется в корне. | Практическое закрепление знаний. Формирование умения продуктивного взаимодействия. Расширение словаря, уточнение лексического значения слов. |
|
Слушаем стихотворение. Про что оно? И мы с вами поработаем с деревьями. |
Ученик: Как-то много лет
назад |
||
Я предлагаю вам работу в
группах: У вас два дерева – два слова и листья – слова. Внимательно прочитайте слова на листьях и прикрепите их к соответствующему дереву. Представить группы озвучивает. Объясняем значение слов. |
Представитель группы озвучивает. | Мел и мель (мелко, меловой, мелочь,
отмель, мельница, измельчить, мелок); вода и водить (водичка, водитель, проводник, заводной, водолаз, водовоз, переводчик) |
|
5. Игра “Волк учит буквы” | Работа по цепочке. | Коррекция оптической дисграфии. | “Мерсибо” “Работа над ошибками” |
Работа в парах: Словарная работа! Какое слово из предложенных лишнее? Вы можете сразу ответить на этот вопрос? Что нужно для этого сделать?
А для чего надо уметь подбирать однокоренные слова? |
Нет. Составление алгоритма решения поставленной задачи: Составить из частей слова, записать их, определить лишнее. Один ученик озвучивает решение. Для проверки безударных гласных и др. |
Развитие языкового анализа. Формирование умения продуктивного взаимодействия. Формирование умения планировать свои действия по достижению поставленной цели. Повторить правило о безударных гласных в корне слова. |
1 – рос- а, под – рос- л- а, о- рос-и-л-и 2. угол – ек, прям- о- уголь- ник, уголь-н-ая. 3. пере- нос- иц- а, под- нос, нов-ов-ой 4. при- гор- ок, гор-е-мык-а, высок- о- горь-е.
Лесник - лес Вода - водный |
6. Подведение итогов.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Листы со Знайкой. Рефлексия. Лист с заданиями. Проверка путем сверки с ответами на экране. Рефлексия “Ежик с яблоками” + продолжение фраз сегодня я узнал... было интересно... было трудно... я выполнял задания... я понял, что... теперь я могу... я почувствовал, что... я научился... у меня получилось ... я смог... я попробую... мне захотелось... Вы правильно поняли, что однокоренные слова – это слова близкие по значению. |
Ребенок прикрепляет яблочко и заканчивает фразу. |
Формирование умения анализировать
уровень своих знаний. Развитие связной речи. |
|
7. Тренировочные упражнения: 1 лист – работа со Знайкой; 2 лист – разноуровневые задания. |
Логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова"
- Золотарева Анна Сергеевна, учитель-логопед
Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1 МБ)