Логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Деятельность учителя Деятельность детей Задачи Примечания
1. Организационный момент:

- Приветствие. Проверка готовности к уроку

Поскорей проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё на месте, всё в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка.

- Прочтите фразу самостоятельно. Кто прочитал, может садиться.

- Вам было легко ее понять? Почему?

- Произнесите хором пословицу. Объясните ее значение.

Приветствие.

Чтение пословицы.

Объяснение значения пословицы.

Организация начала занятия.

Обеспечение внимания учащихся, их психо - эмоционального настроя.

Развитие языкового анализа.

Развитие вербально- логического мышления.

Воспитание осознания важности учения.

На экране:

1. Ктоучитсясмолоду,незнаетвстаростиголоду

2. Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.

(Русская пословица)

2. Актуализация знаний:

Ученик выполнил упражнение. Давайте его внимательно посмотрим.

Как вы думаете, какое задание было дано ученику?

 

Подобрать однокоренные слова.

Нет.

 

Развитие мышления.

На экране: молодой – смолоду, носок - носовой, белок - белка, горе - горка, лев - левый.

Потом появляется:

А что такое корень слова?

Верно он его выполнил?

Что такое однокоренные слова?

Давайте посмотрим, к каким словам однокоренные слова были подобраны не верно.

Слова с одинаковым корнем.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Нет.

Актуализация знаний. Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
3. Этап активного и сознательного усвоения знаний:

Итак, какой вывод мы можем сделать?

Что однокоренными являются слова, у которых не только созвучный корень, но и близкое значение. Родня. Развитие мышления.

Развитие умения применять теоретические знания на практике.

 
4. Этап практического усвоения знаний.

Откройте тетради, запишите число и тему урока “Однокоренные слова”. Выполните данное упражнение верно, подобрав однокоренные слова. Выделите корни.

На что нам стоит обратить внимание при подборе однокоренных слов?

При подборе однокоренных слов стоит обратить внимание на то, что все однокоренные слова имеют сходное значение, которое кроется в корне. Практическое закрепление знаний.

Формирование умения продуктивного взаимодействия.

Расширение словаря, уточнение лексического значения слов.

 
Слушаем стихотворение. Про что оно?

И мы с вами поработаем с деревьями.

Ученик:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.

   
Я предлагаю вам работу в группах:

У вас два дерева – два слова и листья – слова. Внимательно прочитайте слова на листьях и прикрепите их к соответствующему дереву.

Представить группы озвучивает. Объясняем значение слов.

Представитель группы озвучивает.   Мел и мель (мелко, меловой, мелочь, отмель, мельница, измельчить, мелок);

вода и водить (водичка, водитель, проводник, заводной, водолаз, водовоз, переводчик)

5. Игра “Волк учит буквы” Работа по цепочке. Коррекция оптической дисграфии. “Мерсибо” “Работа над ошибками”
Работа в парах:

Словарная работа!

Какое слово из предложенных лишнее?

Вы можете сразу ответить на этот вопрос?

Что нужно для этого сделать?

 

А для чего надо уметь подбирать однокоренные слова?

Нет.

Составление алгоритма решения поставленной задачи:

Составить из частей слова, записать их, определить лишнее.

Один ученик озвучивает решение.

Для проверки безударных гласных и др.

Развитие языкового анализа.

Формирование умения продуктивного взаимодействия.

Формирование умения планировать свои действия по достижению поставленной цели.

Повторить правило о безударных гласных в корне слова.

1 – рос- а, под – рос- л- а, о- рос-и-л-и

2. угол – ек, прям- о- уголь- ник, уголь-н-ая.

3. пере- нос- иц- а, под- нос, нов-ов-ой

4. при- гор- ок, гор-е-мык-а, высок- о- горь-е.

 

 

Лесник - лес

Вода - водный

6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Листы со Знайкой.

Рефлексия.

Лист с заданиями. Проверка путем сверки с ответами на экране.

Рефлексия “Ежик с яблоками” + продолжение фраз

сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я выполнял задания...

я понял, что...

теперь я могу...

я почувствовал, что...

я научился...

у меня получилось ...

я смог...

я попробую...

мне захотелось...

Вы правильно поняли, что однокоренные слова – это слова близкие по значению.

 

 

 

Ребенок прикрепляет яблочко и заканчивает фразу.

Формирование умения анализировать уровень своих знаний.

Развитие связной речи.

 
7. Тренировочные упражнения:

1 лист – работа со Знайкой;

2 лист – разноуровневые задания.

     

Приложение.