Цели проекта:
- Разработать собственный экскурсионный маршрут по Топаревскому заказнику;
- расширить познание мира через знакомство с районом Москвы, где располагается наша школа;
- создать свою карту;
- формировать навыки саморазвития и самообразования;
- продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации;
- развивать умения выявлять главное, четко формулировать мысли;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к животным, экологическую культуру у подрастающего поколения;
- развивать коммуникативные умения учеников;
- содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Задания проекта позволяют:
- расширить межпредметные связи,
- проявить деятельностный подход, продемонстрировать формирование исследовательских навыков учащихся,
- участвовать в проекте различным категориям учащихся.
Гипотеза: Туристический маршрут повысит образовательный уровень учащихся.
Актуальность темы в том, что проект способствует привлечению внимания учащихся к охране природы родного края.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Этапы работы над проектом:
1. Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе над проектом, определение целей и задач проекта. Ясное определение целей служит основой для активизации работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса, а в конечном итоге - развитию личности учащегося. Формулируются задачи.
Задачи:
- Выбрать место экскурсии;
- Отобрать объекты для экскурсии;
- Пройти по маршруту экскурсии;
- Найти информацию об объектах экскурсии;
- Систематизировать материал;
- Создать карту маршрута экскурсии по заказнику на основе технологий Карты Google;
- Выполнить рисунки уголков заказника;
- Создать видеофильм “Природа ландшафтного заказника “Тропаревский”;
- Написать отчет.
- Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
2. Проектирование (планирование)
На этом этапе происходит распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное распределение исследовательских задач проекта. Весь проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. Задания выполнялись детьми индивидуально или в малых группах (2-3 ученика).
3. Поиск информации
В данном проекте компьютеры использовались для поиска информации, создания карты маршрута экскурсии по заказнику на основе технологий Карты Google, выполнения рисунков в компьютерной графике. Наличие в классе сети Интернет позволило сделать компьютер экскурсоводом по музеям, открыло доступ к информации в хранилищах библиотек. Итогом этого этапа проекта было сбор информации о Тропаревском заказнике, с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории, а также выбор темы и сюжета будущего рисунка любимого уголка парка.
4. Продукт
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).
Написание работы по плану:
- Положение Тропаревского ландшафтного заказника.
- История создания Тропаревского ландшафтного заказника.
- Маршрут экскурсии.
- Составление экологического квеста.
Выполнение рисунков видов парка. В процессе работы над проектом учащиеся выполняли зарисовки карандашом интересных мест Тропарёвского парка. Затем создавали компьютерные версии своих зарисовок в графическом редакторе.
5. Презентация
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Презентационный проект представлен в виде:
- презентации, в которую включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагмент (продукт, выполненный на основе информационных технологий),
- зарисовки уголков парка, растений и животных, которые выполняли учащиеся на природе (затем, уже в классе создавали графические и живописные работы, изображали Тропарёвский парк в компьютерной графике);
- виртуальной экскурсии;
- экологического квеста;
- экскурсионного маршрута в заказнике на основе технологий Карты Google;
Название презентации: “Экскурсия по территории ландшафтного заказника “Тропаревский”
Количество слайдов в презентации: 16 слайдов
Среда, в которой выполнена презентация: MS Office PowerPoint 2010;
При выполнении фильма использовалась программа киностудия Windows Live и звуковой редактор Audacity.
6. Этап подведения итогов работы над проектом. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.
Была ли достигнута цель проекта?
Проблемы, возникшие при работе над проектом ________________________________________
Что удалось в проекте? ___________________
Заключение.
Проект является средством поэтапного формирования учебных умений и навыков:
- организационных;
- информационных;
- логических;
- коммуникативных
Этот проект - показывает детям важную роль наблюдений в процессе познания природы. Каждый объект в рамках экскурсии сопроводили текстом, иллюстрациями, видеофрагментом с небольшими собственными рассказами, тем самым продемонстрировав свою коммуникативную компетентность, умение представлять материал в доступной форме. Из материалов, собранных учащимися в процессе подготовки этого проекта, был создан видеоролик, из отснятых авторами фотографий, а также из фотографий, найденных в сети Интернет. К видеоролику авторы также подобрали подходящее музыкальное сопровождение.
Проект способствует расширению кругозора учащихся, развивает творческое художественно-образное мышление. В ходе работы над проектом происходит обогащение эмоционально-духовной сферы, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества учащихся.
Результаты данного проекта имеют методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории (проведения экскурсий по парку).
Список литературы.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
- Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012.
Комментарий к презентации.
На 4 слайде представлен видеофильм “Природа ландшафтного заказника Тропаревский”, щелкнув по картинке запустить его для просмотра.
На 6 слайде для сопровождения маршрута экскурсии необходимо вначале щелкнуть по карте, осуществится переход к 7 слайду и щелкнув на нем по кнопке возврата вернуться к 6 слайду. Затем щелкать по 6 слайду вне карты для дальнейшего просмотра экскурсии.