Формированиме социокультурной компетентности через внеурочную деятельность на английском языке

Разделы: Иностранные языки


Социокультурная компетентность  –  умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка.

Формирование социокультурной компетентности начинается с уроков иностранного языка, на которых учитель даёт своим учащимся как лингвистические, так и общекультурные знания, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям. Большую помощь оказывают в этом современные УМК по иностранным языкам (к примеру, «Звёздный английский), которые буквально изобилуют текстами по данной тематике. Однако на уроке мы с вами ограничены временем, программными требованиями, необходимостью оценить каждого ученика определённое количество раз, с тем, чтобы выставить итоговую оценку. И здесь на помощь приходит внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность  решает несколько проблем:

  • практического применения знаний, навыков и умений, полученных на уроке;
  • дальнейшего совершенствования речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности;
  • развития интереса и создания положительной мотивации к изучаемому предмету;
  • развития творческих способностей и талантов учащихся.

Преимущества перед учебной деятельностью заключаются в:

  • в добровольном характере;
  • в большей самостоятельности и инициативности учащихся при выполнении внеурочных заданий;
  • в отсутствии строгой регламентации по времени, месту, форме проведения;
  • в отсутствии оценки знаний, навыков и умений.

Тем не менее, внеурочная деятельность имеет ряд принципов:

  1. Принцип научности.
  2. Принцип добровольности.
  3. Принцип увлекательности.
  4. Принцип связи с уроком.
  5. Принцип единства обучения, воспитания и развития.
  6. Принцип систематичности и последовательности.
  7. Принцип личной индивидуализации.
  8. Принцип развития инициативы и творчества учащихся.
  9. Принцип новизны (новизна форм, приёмов работы; технических средств, материалов).

Основные направления внеурочной деятельности на иностранном языке:

  • прагматическое (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков);
  • гносеологическое (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире);
  • аксеологическое (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности)    

При выборе формы внеурочной деятельности на иностранном языке каждый учитель исходит в первую очередь из интересов учащихся, ну и, конечно же, каждый учитель имеет свои интересы и пристрастия.

Я хочу поделиться с вами своим опытом внеурочной деятельности. Возможно, кому-то это покажется интересным.

В течение нескольких лет я веду кружок «Занимательное чтение на английском языке». Почему я выбрала это направление?
Учеными доказано, что огромную роль в формировании личности играет чтение художественной литературы. Она питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы. В ней заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности.

Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали.  Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть.  Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности.  С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления.  С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее.   

Однако в области чтения страна дошла до критического состояния.

Я провела опрос среди своих учащихся и выяснила, что в своё свободное время они тратят на чтение ничтожно малое количество времени, да и то лишь вынужденно читают то, что необходимо для уроков литературы.
Конечно, вернуть книгу в руки ребенка непросто. Не пытаясь отрицать всей значимости современных информационных технологий, хотелось бы привлечь внимание к чтению не столько как к способу получения информации, сколько как к возможности соприкоснуться с сокровищницей общечеловеческой культуры. Так почему бы не попробовать использовать грандиозные возможности книги при изучении иностранного языка?
Так родилась идея данного кружка. Основная цель программы «Увлекательное чтение на английском языке» заключается в развитии у учащихся основной школы умений чтения англоязычных литературных текстов в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению.

Чтение художественной литературы на английском языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания, а это, в свою очередь, способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям. Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить уровень мотивации учащихся и помочь  им почувствовать себя более уверенно в пользовании английским языком – независимо от их уровня языковой подготовки.

В ходе освоения курса решаются как предметные, так и метапредметные и личностные задачи, что соответствует новым ФГОС.

Почему именно кружок, а не урок домашнего чтения?

Во-первых, кружковые занятии не ограничиваются временными рамками. Мы можем заниматься час, 40 минут или 30 минут. Это зависит от эмоционального состояния и интереса к обсуждаемому вопросу.

Во-вторых, кружковые занятия не оцениваются. Значит, независимо от языкового уровня учащиеся принимают посильное участие в обсуждении, чувствуя себя более свободно  и не боясь получить плохую оценку.

В-третьих, формы занятий более разнообразны, чем на уроке, где всё подчинено программным требованиям и календарному планированию.

В-четвертых, при выборе произведения для чтения можно опираться на возрастные особенности конкретного коллектива учащихся, а также на их интересы и уровень подготовки, что не всегда возможно при работе с учебником.

Однако существует и ряд минусов кружковых занятий.

Не все учащиеся и не всегда бывают готовы к занятию. Качество подготовки тоже иногда оставляет желать лучшего. А ведь для проведения занятия по чтению необходимо, чтобы учащиеся ознакомились с произведением дома. Поэтому от учителя требуется мастерство и профессионализм, чтобы сделать занятия и эффективными, и интересными, поддерживая таким образом мотивацию и интерес к чтению.

Используемые формы работы:

  • Самостоятельная работа;
  • Работа в парах и группах;
  • Коллективные обсуждения и дискуссии;
  • Групповая работа над проектами;
  • Драматизация отрывков;
  • Просмотр видеофрагментов по читаемому произведению;
  • Конкурсы рисунков или коллажей и т.д.
  • Составление планов и синквейнов;
  • Написание сценария к прочитанному произведению и театрализация.

Работа над новой книгой, как правило, начинается со  знакомства  с биографией автора. Можно также совершить небольшой экскурс в историю или посмотреть отрывок из фильма или мультфильма, снятого по данному произведению. Немаловажное условие успешной работы – создание доброжелательной атмосферы и положительной мотивации. На начальном этапе можно использовать такие приемы работы: предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрациями или заголовками, ответы на вопросы, заполнение пробелов, мотивационные вопросы.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения дома. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и он включает в себя следующие задания: составление плана, заполнение пропусков, верные/неверные утверждения, логическая перегруппировка предложений, ответы на вопросы, составление словесных портретов персонажей, лексико-грамматические упражнения.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями: говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в разных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, опрос мнений, написать сочинение, эссе, нарисовать портрет любимого героя и рассказать о нём и т.д.

На занятиях я стараюсь побуждать учащихся высказывать свое критическое отношение, аргументировать его, сопоставлять и оценивать факты, учу школьников обсуждать прочитанное, поскольку обсуждение прочитанных литературных произведений на английском языке является важным коммуникативным умением. Для того, чтобы учащиеся овладели им в полной мере, я предлагаю ряд заданий: «Скажи, почему…»; «Докажи, что…»; «Составь рассказ по плану»; «Вырази свое мнение по поводу…»; «Расскажи о…». Выполняя эти задания, мои ученики объясняют, анализируют поступки действующих лиц, события, устанавливают их причинно-следственную связь; они учатся отбирать факты, необходимые для подтверждения своих мыслей, воспринимать образ героя в целом, строить свою речь в последовательно-логическом развитии мысли. Обсуждение включает в себя также оценочный компонент. Школьники могут оценивать содержание отдельного эпизода, всего произведения, давать характеристику персонажа (Выбери героя, который тебе больше всех нравится и объясни, почему; Опиши героя;

Перескажи любимую главу; Скажи, что ты думаешь о…). Подобное обсуждение является подготовкой к формированию оценочных суждений учащихся.

Для нас стало доброй традицией после прочтения произведения  написать сценарий и подготовить спектакль по нему. На такие мероприятия мы приглашаем и родителей, и других учителей английского языка, и обязательно учеников других классов. И очень надеемся, что они присоединятся к нам.

Чтение художественной литературы на английском языке способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, имеет большое образовательное, развивающее и воспитательное значение. Более глубокое изучение произведений зарубежной литературы расширяет кругозор учащихся, их представления о современном мире, вносит большой вклад в воспитание будущего гражданина Мира, способного к диалогу культур, уважающего и понимающего чужую и ценящего свою национальную культуру, что соответствует требованиям, заложенным в новом Государственном образовательном стандарте.