Нарушения процесса чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем теории и практики логопедии. Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей. Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности и характер всего психического развития ребёнка. Нарушения овладения процессом чтения в большинстве случаев связаны с недоразвитием фонематической системы (недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа), а также с нарушением пространственной ориентации.
Современные исследования (Р.И.Лалаева) позволили определить виды дислексии на основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения.
В связи с этим выделяются следующие виды дислексии:
- оптическая,
- мнестическая,
- фонематическая,
- семантическая,
- аграмматическая,
- тактильная (у слепых детей).
Рассмотрим два самых распространенных вида дислексии: оптическую дислексию и фонематическую дислексию.
Оптическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, сходных графически, в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. У детей с оптической дислексией наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственнного гнозиса и праксиса. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв.
Для ребёнка, начинающего читать, буква сложна по своему графическому составу, она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
Отличие многих букв заключается в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, поэтому усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребёнка.
Фонематическая дислексия.
Это нарушение чтения связано с недоразвитием функций фонематической системы и является наиболее распространённым среди детей. Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Фонематическим восприятием определяется процесс узнавания и различения фонем, фонематических рядов, слов.
По данным В.К.Орфинской, выделены следующие формы оперирования фонемами:
1) узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове.
2) вычленение первого и последнего звуков из слова;
3) определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
Коррекционная работа по предупреждению дислексии.
В большинстве случаев, при фонематической дислексии, замены букв при чтении обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим нарушением при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры па более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи.
Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.
Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках И-У, поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.
Мы предлагаем следующее пособие по закреплению артикуляции гласных звуков. «Лесные песенки гласных звуков»
Варианты его использования:
1. После самостоятельного произнесения звука (И) определить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало), найди похожую артикуляцию у животных на коврографе.
2. Произнести звук (У), определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало) найди похожую артикуляцию у животных на коврогафе.
3. Произнести последовательно звуки И-У и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
4. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по изображению на коврографе.
5. Определить первый и последний звук по изображению с артикуляцией рядов ИУ, УИ.
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков И-А, У-О, согласных М (губы сомкнуты) и Л (губы раскрыты) и др.
Умение кинестетически различать положение кончика языка (приподнят или опущен) формируется на звуках: С-Т, А-Д, А-Л, А-Т.
На первом этапе работа проводится по следующему плану:
* Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
* Выделение звука на фоне слога. Для этого было разработано пособие «Звуковички».
Объемные фигурки звуков: согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые, гласные – красные. Также обозначены звонкие( колокольчик) и глухие звуки. Дети выкладывают схему слогов или целых слов, анализируя каждый звук.
Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Изучаемый звук необходимо связывать с соответствующей буквой.
Нами было разработано пособие «Звук и буква»
Здесь поэтапно представлена работа по знакомству со звуком, и лишь потом с буквой. Сначала ребенку предлагается найти похожую артикуляцию звука и определить его характеристики. Далее, ребенку предлагается назвать слова с этим звуком , вспомнив лексические темы: «Рыбы», «Птицы», «Грибы» и т.д. (Закрепляем и лексические темы) Затем определить положение звука в слове( Где полетит звук? Начало– середина– конец самолета) Сделать звуковой анализ слогов (Одень человечков) И лишь после этого мы разграничиваем понятие звука и буквы. Далее работа выстроена на закрепление графического образа буквы. Найди букву среди других. На какую руку смотрит буква? Назови, что у тебя с этой стороны. Выложи букву из кубиков. Чтение слогов с этой буквой.
Следующая игра «Квартира» нацелена на формирование навыков ориентировки в пространстве. Кто живет слева? Кто живет справа? Кто живет над тобой? Построй маршрут от рыбки к лосю. Одновременно закрепляются предлоги, так необходимые для ориентировки в пространстве: под, над, на, у и т.д. и лексические темы.
Пособия разработаны:
- Учитель-логопед высшей квалификационной категории Бабушкина Г.Б.: «Лесные песенки гласных звуков», «Звуковички».
- Учитель-логопед высшей квалификационной категории Данилович С.В.: «Звук и буква», «Квартира».
Литература:
- Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СП., 1998.
- Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей –анартриков и моторных алаликов //Учёные записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т.256. Развитие мышления и речи у аномальных детей. – Л., 1963.
- Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.