Учебные сборы. Как оценить ученика по строевой подготовке

Разделы: ОБЖ


В ходе пятидневных учебных сборов с учащимися 10-х классов в конце учебного года происходит их обучение и оценивание по отдельным предметам боевой подготовки, в том числе и по строевой подготовке. Так как же нам оценить правильно знания и умения учащегося? Ответ на этот вопрос дают соответствующие требования Строевого устава, сборников нормативов по боевой подготовке, пособий и инструкций. Конечно, все они предназначены для оценивания военнослужащих. Кто-то скажет: они не приемлемы для ученика. Но другого выхода просто нет. Исходя из скудости тематики раздела «Основы военной службы», подготовить ученика элементарным знаниям и умениям, которые пригодятся ему в ходе выполнения «долга и обязанности» не представляется возможным. Поэтому «на полную катушку» надо использовать учебные сборы, руководствуясь Суворовским принципом «учить войска тому, что необходимо на войне».

Как известно, общая оценка строевой подготовки подразделения складывается из оценок за строевую слаженность подразделения и одиночную строевую выучку. Многие привыкли видеть на парадах красивые прохождения торжественным маршем подразделений. Четкость действий военнослужащих завораживает. Но за всей этой красотой стоит каждодневный кропотливый труд по овладению приемами одиночной строевой выучки. Без качественной одиночной строевой выучки не может быть и речи идти о слаженности подразделения.

Оценка одиночной строевой выучки начинается с осмотра внешнего вида. Внешний вид может быть оценен на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Для учащихся эта оценка имеет смысл только в том случае, когда они проходят сборы в форменной одежде.

Далее оценивается знание положений строевого устава. В своей практике я требую от учеников знания и понимания ст.1-15, 25 Строевого устава ВС РФ. Оно так же может быть оценено на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Неудовлетворительную оценку ученик может получить, если он не раскрыл (или раскрыл не полностью) вопрос и допустил ошибки.

И, наконец, оценивается главный критерий – выполнение строевых приемов. В соответствии с инструкцией, должно быть оценено 10 строевых приемов (шесть приемов без оружия и четыре с оружием). Выполнение приемов с оружием приходится опускать, так как в учебных заведениях его в достаточном количестве, благодаря Ельцинским реформам и последующему отношению к предмету со стороны государства, нет. Поэтому оцениваем только строевые приемы без оружия.
Критерии следующие:

«Отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;

«Хорошо», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка.

«Удовлетворительно», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом были допущены две ошибки;

«Неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или же допущено три и более ошибок.

Руководством к оценке строевых приемов, команд и действий проверяемых, а так же определению наиболее характерных ошибок при их исполнении может служить следующая таблица.

Прием, действие, команда

 Ошибки

Строевая стойка

  1. Ноги согнуты в коленях
  2. Носки ног не выравнены по линии фронта и не развернуты на ширину ступни
  3. Голова опущена, выставлен подбородок
  4. Каблуки не поставлены вместе
  5. Корпус не подан вперед
  6. Руки согнуты в локтях
  7. Живот не подобран, плечи не развернуты
  8. Грудь не приподнята
  9. Пальцы не полусогнуты и не касаются бедра
  10. Кисти рук находятся не посредине бедра и не обращены ладонями внутрь

Повороты на месте

  1. После поворота не сохраняется правильное положение корпуса или ног
  2. Во время поворота ноги(нога) сгибаются в коленях
  3. Кисти рук не по средине бедер и пальцы не касаются бедра
  4. Нога приставляется не кратчайшим путем

Строевой шаг

  1. Корпус не подан вперед
  2. Нарушается координация движения рук или ног
  3. Голова опущена вниз
  4. Движение руками около тела производится не от плеча, а за счет сгибания в локтях
  5. Движение рук вперед производится значительно ниже (выше) установленной высоты, а при движении назад — не до отказа в плечевом суставе
  6. Не оттянут носок вынесенной вперед ноги
  7. Темп движения значительно меньше (больше) 110-120 шагов в минуту

Повороты в движении

  1. Поворот направо (налево) производится не на носке левой (правой) ноги
  2. Поворот кругом произведен не носках обеих ног
  3. При повороте не выполняется движение руками в такт шага

Воинское приветствие

  1. Воинское приветствие выполняется менее или более чем за 3-4 шага
  2. Пальцы правой руки, приложенной к головному убору, не вместе, ладонь согнута, средний палец не касается нижнего края головного убора
  3. Локоть руки не на линии и высоте плеча
  4. При повороте головы изменилось положение руки у головного убора
  5. Рука прикладывается к головному убору не кратчайшим путем

Выход из строя и возвращение в строй

  1. Выход из строя производится походным шагом
  2. Выход из строя осуществлен не на указанное количество шагов
  3. После выхода не произведен поворот кругом
  4. Нет ответа «Есть» после команды выхода из строя
  5. По команде «Стать в строй!»не приложена рука к головному убору, не сказано «Есть»
  6. Нарушается положение строевой стойки
  7. Возвращение в строй производится не кратчайшим путем
  8. Наличие недостатков, характерных для движения строевым шагом

Подход к начальнику вне строя и возвращение от него

  1. Услышав свою фамилию не повернулся к руководителю лицом и не ответил «Я»
  2. При подходе к начальнику не перешел на строевой шаг за 5-6 шагов
  3. Получив приказ, не приложил (неправильно приложил) руку к головному убору
  4. Не ответил «Есть» после получения приказа
  5. При отходе не сделал 3-4 строевых шага

Подход к начальнику с выходом из строя и отход от него

  1. При выходе из строя не сделал 1-2 шага от первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот в сторону начальника
  2. Подход (отход) осуществлен не кратчайшим путем
  3. При подходе не одновременно с приставлением ноги приложил руку к головному убору

В принципе, данного набора команд для определения строевой подготовленности отдельного учащегося вполне  хватает. Тем более, что в учебном плане для этого отведено ограниченное количество времени. Главным является то,чтобы ученик был заинтересован изучить и красиво, без ошибок выполнить строевые приемы. А для этого надо уяснить, что строевая подготовка — это не муштра, а один из основных предметов боевой подготовки, который способствует успешному решению следующих задач:

  • укрепляет дисциплину и воинский порядок;
  • закаляет волю;
  • развивает внимательность, наблюдательность, исполнительность и коллективизм;
  • совершенствует умение владеть своим телом;
  • воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение подчиненными воли командира
  • вырабатывает навыки, необходимые на занятиях по другим видам боевой подготовки-тактической, огневой,физической, специальной
  • вырабатывает и закрепляет навыки в ношении военной форме одежды, содержании ее в чистоте и порядке.