В ходе пятидневных учебных сборов с учащимися 10-х классов в конце учебного года происходит их обучение и оценивание по отдельным предметам боевой подготовки, в том числе и по строевой подготовке. Так как же нам оценить правильно знания и умения учащегося? Ответ на этот вопрос дают соответствующие требования Строевого устава, сборников нормативов по боевой подготовке, пособий и инструкций. Конечно, все они предназначены для оценивания военнослужащих. Кто-то скажет: они не приемлемы для ученика. Но другого выхода просто нет. Исходя из скудости тематики раздела «Основы военной службы», подготовить ученика элементарным знаниям и умениям, которые пригодятся ему в ходе выполнения «долга и обязанности» не представляется возможным. Поэтому «на полную катушку» надо использовать учебные сборы, руководствуясь Суворовским принципом «учить войска тому, что необходимо на войне».
Как известно, общая оценка строевой подготовки подразделения складывается из оценок за строевую слаженность подразделения и одиночную строевую выучку. Многие привыкли видеть на парадах красивые прохождения торжественным маршем подразделений. Четкость действий военнослужащих завораживает. Но за всей этой красотой стоит каждодневный кропотливый труд по овладению приемами одиночной строевой выучки. Без качественной одиночной строевой выучки не может быть и речи идти о слаженности подразделения.
Оценка одиночной строевой выучки начинается с осмотра внешнего вида. Внешний вид может быть оценен на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Для учащихся эта оценка имеет смысл только в том случае, когда они проходят сборы в форменной одежде.
Далее оценивается знание положений строевого устава. В своей практике я требую от учеников знания и понимания ст.1-15, 25 Строевого устава ВС РФ. Оно так же может быть оценено на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Неудовлетворительную оценку ученик может получить, если он не раскрыл (или раскрыл не полностью) вопрос и допустил ошибки.
И, наконец, оценивается главный критерий – выполнение строевых приемов. В соответствии с инструкцией, должно быть оценено 10 строевых приемов (шесть приемов без оружия и четыре с оружием). Выполнение приемов с оружием приходится опускать, так как в учебных заведениях его в достаточном количестве, благодаря Ельцинским реформам и последующему отношению к предмету со стороны государства, нет. Поэтому оцениваем только строевые приемы без оружия.
Критерии следующие:
«Отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;
«Хорошо», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка.
«Удовлетворительно», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом были допущены две ошибки;
«Неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или же допущено три и более ошибок.
Руководством к оценке строевых приемов, команд и действий проверяемых, а так же определению наиболее характерных ошибок при их исполнении может служить следующая таблица.
Прием, действие, команда | Ошибки |
Строевая стойка |
|
Повороты на месте |
|
Строевой шаг |
|
Повороты в движении |
|
Воинское приветствие |
|
Выход из строя и возвращение в строй |
|
Подход к начальнику вне строя и возвращение от него |
|
Подход к начальнику с выходом из строя и отход от него |
|
В принципе, данного набора команд для определения строевой подготовленности отдельного учащегося вполне хватает. Тем более, что в учебном плане для этого отведено ограниченное количество времени. Главным является то,чтобы ученик был заинтересован изучить и красиво, без ошибок выполнить строевые приемы. А для этого надо уяснить, что строевая подготовка — это не муштра, а один из основных предметов боевой подготовки, который способствует успешному решению следующих задач:
- укрепляет дисциплину и воинский порядок;
- закаляет волю;
- развивает внимательность, наблюдательность, исполнительность и коллективизм;
- совершенствует умение владеть своим телом;
- воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение подчиненными воли командира
- вырабатывает навыки, необходимые на занятиях по другим видам боевой подготовки-тактической, огневой,физической, специальной
- вырабатывает и закрепляет навыки в ношении военной форме одежды, содержании ее в чистоте и порядке.