Педагогическая цель: автоматизировать звук [ш] в словосочетаниях и предложениях, развивать навык самоконтроля, логическое мышление, закреплять обобщающие понятия, воспитывать интерес к русскому слову, расширять базу слов-омонимов и многозначных словосочетаний.
Целевые ориентиры образования: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает живое, заинтересованное участие в педагогическом процессе.
Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Средства реализации: игры для работы взяты из пособия Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 32 с., вкл.: ил.
– игра «Слова-однофамильцы»,
– игра «Кошки-мышки»,
– игра «Найди шишку»,
– игра «Шел я, шел» и игральный кубик,
– игра «Классическое лото» (1 вариант);
– игра «Путаница»,
– два желтых и два красных обруча,
– магниты, фотографии детей, магнитная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
– Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [ш] в словосочетаниях и предложениях. За каждое правильно сделанное задание вы будете получать магнит на доске около своей фотографии. Чья змейка из магнитов окажется длиннее, тот лучше всех на занятии следил за своим звуком [ш].
– Давайте сначала вспомним, звук [ш] гласный или согласный? (Согласный). А как вы это докажите? (У него короткая песенка, ротик почти закрыт, есть преграда во рту). А из чего складывается правильная артикуляция звука [ш]. Какое положение принимает язык? (Чашечкой). Покажите свою чашечку и сравните в зеркале с моей чашечкой. Какое положение принимают губы? (Вытянуты хоботком). Произнесите перед зеркалом правильно звук [ш] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши. (Хлопаю 4 раза)
– Миша, Даша правильно произнесла звук [ш]?
– А ты сам?
– Саша, Лиза правильно произнесла звук [ш]?
– А ты сам?
2. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях
– Ребята, проходите за столы и занимайте свои места. Сейчас мы отправимся в волшебный лес, около каждого из вас лежат картинки, которые вы возьмете с собой в дорогу. Ребята, а чтобы не заблудиться в лесу, что надо кричать в лесу? («Ау!»). Верно. Будьте внимательны и отзывайтесь всегда, когда я вас позову.
– Ну-ка «шляпка» отзовись, на картинке появись.
Дети, у которых есть картинки с изображением шляпки, отдают их мне, отвечая при этом:
– Ау! Я — шляпка шурупа.
– Ау! Я — шляпка рыжика.
– Ау! Я — шляпка женская.
Аналогично проигрываются слова; шарик — елочный и воздушный; шишка — на лбу и на елке; мышь — летучая и, полевая и компьютерная; машина — пожарная, швейная, игрушечная.
– Игра закончилась, теперь оцените себя: если вы ни разу не ошиблись при произнесении звука [ш] — крепите около своего фото красный магнит. Если иногда ошибались — крепите зеленый магнит. А если ошибались очень часто — магнит не получаете. Происходит самооценка!
– А теперь вас оценю я. Если я буду согласна с вашей оценкой, я заменю ваш маленький магнит на большой такого же цвета. Происходит оценка педагога.
3. Автоматизация звука [ш] в предложениях
– А сейчас мы сыграем в игру «Кошки-мышки». Напомните мне, пожалуйста, кого боится мышка? (Мышка боится кошки и мишки). Кого боится кошка? (Кошка боится мишки). Кого боится мошка? (Мошка боится мышки и кошки). Кого боится мишка? (Мишка боится мошки, она забирается ему в шерсть и кусает его).
– Хорошо, правила игры вы помните, не забудьте, что мы играем по кругу, если у вас нет подходящей картинки, вы пропускаете ход.
– Миша, выкладывай первую картинку и громко называй её!
– Мышка.
Даша покрывает «мышку» картинкой большей масти, например, «кошкой» и проговаривает:
– Мышка боится кошки.
Далее ход делает Саша:
– Кошка боится мишки.
Далее ход делает Лиза:
– Мишка боится мошки.
Игра продолжается до тех пор, пока все не избавятся от своих картинок.
– Ребята, оцените, как вы проговаривали звук [ш]: красный магнит — не ошибались; зеленый — редко допускали ошибки; ошибок много — магнита нет.
Самооценка. После происходит моя оценка качества произнесения детьми звука [ш].
– Ребята, попрощаемся с мошками и мишками, а кошку и мышек попросим сыграть с нами в игру «Найди шишку». Напоминаю вам, что когда вы закроете глаза, я спрячу эту шишку под одну из мышек или кошек. Необходимо как можно скорее догадаться, кто же спрятал шишку, и на эту картинку поставить указательный палец.
Вопросы детей:
– Шишка у кошки или мышки? (Предположим, что у кошки)
– Ваша кошка в шубке? (Нет)
– Ваша кошка в шапке? (Нет)
– Ваша кошка в шарфике? (Да)
Игра проводится два-три раза
– Ребята, как вы произносили звук [ш]? Подумайте и оцените себя. После моё оценивание.
4. Физкультминутка на дифференциацию звуков [с] и [ш]
На полу 2 желтых и 2 красных обруча.
– Ребята, если вы слышите слова со звуком [ш], вставайте в желтые обручи, а если со звуком [с] — вставайте в красные.
Сапоги, шуба, штаны, кошка, миска, волшебник, мастер, сумка, снегирь, кукушка, шайба, штанга, скала, колбаса.
5. Автоматизация звука [ш] в предложениях
– А теперь мы с вами отправимся в путь по длинной дорожке. На ней много разных картинок. Вы будете бросать кубик и определять, на сколько картинок вперед вы можете продвинуть своего маленького героя. Не забудьте запоминать всё, что найдете на дороге.
– Шел я, шел и шишку нашел.
– Шла я, шла и книжку нашла.
Побеждает тот, кто первым дойдет до конца дорожки
– Даша, вспомни, что ты находила по дороге?
– Я нашла шапку, шарик, крошку, шубку.
Производится парная оценка друг друга
– Лиза, Даша правильно произнесла звук [ш]? Оцени её на доске.
Аналогично Даша оценивает Лизу, и другие ребята оценивают друг друга.
– Вы, ребята, молодцы, много чего нашли на дороге. А знаете, кто потерял все эти вещи? Это малыши Андрюша, Наташа, Надя и Алеша. Давайте поможем малышам.
– Даша, помоги Андрюшке собирать игрушки.
– Саша, ты Наташе помогай — всю посуду собирай!
– Лиза, помоги Надежде собирать одежду и головные уборы.
– Миша, ты Алеше помогай — всех животных собирай.
А вот и ваши волшебные полочки, на которые вы сложите все собранные вещи (выдаю игровое поле из 6-ти квадратов)
– Кому лошадь?
– Мне — лошадь и т. д.
Побеждает тот, кто первым соберет свои картинки.
Далее на доске происходит самооценка каждым качества своего произношения звука [ш]. После происходит моё оценивание.
– Ребята, а вы любите смеяться? (Да). Я сейчас вас рассмешу! Но вы мне в этом поможете. Сыграем в игру «Путаница».
Проговариваем чистоговорку вместе
Ши-ши-ши-ши, не грустите малыши!
Ша-ша-ша-ша, жизнь поверьте хороша!
Ше-ше-ше-ше если грустно на душе,
Шу-шу-шу-шу, всех сейчас я рассмешу!
– Играть будем по кругу. Мальчик следит за речью мальчика, а девочка — за речью девочки. После вы оцените друг друга на доске. В игре «Путаница» картинки перепутались, не забудьте их расставить правильно.
Я выкладываю перед первым ребенком две картинки «кошку» и «мышку» и говорю:
– Мышка ловит кошку.
Ребенок переставляет картинки местами и говорит предложение верно:
– Кошка ловит мышку.
После по предложенной паре картинок этот ребенок составляет свою путаницу для следующего игрока, например:
– Пшенная каша кушает малыша.
Второй ребенок исправляет ошибку и меняет картинки местами. Затем составляет свою путаницу для третьего игрока.
Примеры: Ландыш поливает бабушку.
Шкаф залез под мышку.
Вешалка висит на шубе.
Конюшня зашла в лошадь.
Кормушка села на кукушку.
Воздушный шар надувает дедушку.
Далее проводится оценка детей детьми на доске. После происходит моё оценивание.
6. Итог
– Вот наше занятие и подошло к концу. Вам оно понравилось? Давайте посмотрим, чья змейка оказалась самой длинной?
– Миша. А почему твоя змейка оказалась такой длинной?
– Я старался говорить правильно звук [ш].
– В какие игры мы сегодня играли? А какая игра понравилась больше всего?
– А мне очень понравилось, как вы следили за произношением звука [ш]. У вас он получался красивым и правильным. Не забывайте во всех словах, где есть звук [ш], его произносить верно!