Цель урока: формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Урок начинается с организации внимания обучающихся. Для создания эмоционального настроения обучающиеся выбирают себе установку на урок. Для полной готовности к уроку открывают содержание учебника и находят тему урока «Орфограммы в окончаниях слов.
Существительные» и открывают учебник на нужной странице. Для постановки цели урока, обучающиеся повторяют изученные части речи и правописание падежных окончаний.
Работая в тетради, обучающиеся выполняют упражнение №106 и обосновывают правописание глаголов и существительных. Обучающиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы в окончаниях слов разных частей речи, над глаголами с пропущенными окончаниями указывают спряжение: прячется (I спр. – прятаться), падает (I спр. – падать), кружит (II спр. – кружить), улетает (I спр. – улетать), любят (II спр. – любить).
Выделенное предложение ученики разбирают по членам предложения: Медведь, белочка, клест и дятел любят (сказ.) вкусные (опр.) и питательные (опр.) еловые (опр.) семена (доп.)
Выясняют, почему в словосочетаниях вырастают шишки и семечко из шишки одинаковые окончания и как называются такие окончания.
Выполняя упражнение №108,обучающиеся повторяют написание словарных слов, учатся образовывать формы мн.ч. Р.п. и правильно писать безударные окончания в этой форме. Из словаря «Пиши правильно» учащиеся выписывают слова на букву К, подчеркивают орфограммы и выделяют окончания. Рядом записывают формы мн.ч. Р.п. этих слов, выделяют окончания.
При выполнении упражнения обращаются к правилу Летучей Мыши на стр. 103 и делают вывод, что с помощью ударных окончаний существительных можно проверить безударные окончания существительных в этой же форме.
Это основное правило проверки орфограммы «безударный гласный». Например, с помощью ударного окончания слова костров («-ов-») можно проверить безударное окончание в слове коллективов («-ов-»), которое стоит в этой же форме.
В упражнении № 109 обучающиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Существительные в скобках записывают в форме мн.ч. Р.п., выделяют окончания: игрушек_, стульев, тумбочек_, подушек_, сундуков, шкафов, столов, чемоданов, узлов.
В словах игрушек, тумбочек, подушек – нулевое окончание и орфограмма «беглый гласный в части слова».
Выполняя упражнение №50 на с. 55, в тетради для самостоятельных работ, сначала работают в парах, объясняя своему соседу по парте значение первых трех пословиц, а он остальных. Далее выполняют задания упражнения самостоятельно, а свой вывод
сравнивают с выводом соседа.
Подведение итогов деятельности по достижению целей урока.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Форма организации: урок
Представление о результатах:
- Личностные результаты: осуществлять самоконтроль хода выполнения и получения результата, формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, умение рефлексировать свои действия, используя оценочный лист.
- Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, формировать умения поиска информации, работать с разными видами информации, анализировать и интерпретировать информацию, ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта.
- Предметные результаты: применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Цель урока: формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. Создание мотивации |
Создать эмоциональный настрой и атмосферу |
Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок. |
Выбирают установку.
|
Организация внимания всех учащихся |
2. Организационный этап |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
– Откройте содержание учебника, найдите тему «Орфограммы в окончаниях слов. Существительные». |
Дети открывают учебник на нужной странице (с. 101)
|
Полная готовность класса к работе |
3. Этап целеполагания |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. |
– Какие части речи вы знаете? – Поставьте данные слова в указанную форму, используя предлоги: у, из, около, без. Сформулируйте цель урока.
|
–Корень, суффикс, приставка, окончание.
у сирен… у сирени – у степи; |
Правильная постановка цели урока |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Формирование способа деятельности |
– Давайте продолжим учиться правильно писать окончания в словах. – В каких частях пропущены буквы? – Почему последнее предложение выделено жирным шрифтом?
– Какие окончания глаголов написали?
– Прочитайте вторую часть задания.– Окончания одинаковые или разные? – На что указывает окончание в первом слове? – А во втором? – Как называются такие окончания? |
Ч…твертое апреля – Безударная гласная, парная согласная.
– Один ученик читает текст упражнения.
– Буквы пропущены в окончаниях. – Над этими глаголами нужно указать спряжение. Записывают предложения в тетрадь – Окончания разные. |
Научить самостоятельному выполнению заданий на проверку падежных окончаний существительных |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на |
Упр. 108
– Прочитайте задание.
– Перед тем как выделить окончания обратимся к правилу Летучей Мыши на с. 103.
|
– Будем работать с орфографическим словарем «Пиши правильно»
– ЕГО форму мн.ч. Р.п. календарь – календарей;
коллекция – коллекци(ЙА)
коллекций – С помощью ударных окончаний существительных можно проверить безударные окончания существительных в этой же форме. |
Повторяют написание словарных |
6. Самостоятельное, творческое использование, сформированных умений |
Формирование умения самостоятельно применять полученные знания |
– Прочитайте задание про себя. – Выполните это упражнение самостоятельно.
– Откройте тетрадь для самостоятельных работ на с. 55, упр. 50. |
Списать текст, вставить пропущенные буквы. Существительные в скобках записать в форме мн.ч. Р.п., выдить окончания:
Работа в парах
Выполняют самостоятельно упражнение. Работа в парах. |
Способность применять полученные знания |
7. Рефлексия деятельности |
Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. |
Что нового узнали на уроке? |
Отвечают на вопросы
Записывают домашнее задание
|
Оценка предметных знаний по теме с использованием оценочного листа. |
Приложение 1
Орфограммы в окончаниях существительных
1. Падежные окончания существительных 1,2,3 склонения |
у дороги (у земли) Р.п.; |
2. Существительные на –ция в форме Р.п. мн.ч. |
Коллекция – коллекций |
3. Окончания -ей, -ов в форме мн.ч. Р.п. |
коллективов (костров); |
4. Написание буква Ы после Ц |
птенцы, птицы, леденцы |
5. Буквы О и Е после шипящих и Ц в форме ед.ч. Т.п. |
хлебцем, ландышем, обручем ножом, гребцом, ковшом |