Урок русского языка по теме "Орфограммы в корнях слов. Существительные"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Урок начинается с организации внимания обучающихся. Для создания эмоционального настроения обучающиеся выбирают себе установку на урок. Для полной готовности к уроку открывают содержание учебника и находят тему урока «Орфограммы в окончаниях слов.

Существительные» и открывают учебник на нужной странице. Для постановки цели урока, обучающиеся повторяют изученные  части речи и правописание падежных окончаний.

Работая в тетради, обучающиеся выполняют упражнение №106 и обосновывают правописание глаголов и существительных. Обучающиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы в окончаниях слов разных частей речи, над глаголами с пропущенными окончаниями указывают спряжение: прячется (I спр. – прятаться), падает (I спр. – падать), кружит (II спр. – кружить), улетает (I спр. – улетать), любят (II спр. – любить).

Выделенное предложение ученики разбирают по членам предложения: Медведь, белочка, клест и дятел любят (сказ.) вкусные (опр.) и питательные (опр.) еловые (опр.) семена (доп.)

Выясняют, почему в словосочетаниях вырастают шишки и семечко из шишки одинаковые окончания  и как называются такие окончания.
Выполняя упражнение №108,обучающиеся повторяют написание словарных слов, учатся образовывать формы мн.ч. Р.п. и правильно писать безударные окончания в этой форме. Из словаря «Пиши правильно» учащиеся выписывают слова на букву К, подчеркивают орфограммы и выделяют окончания. Рядом записывают формы мн.ч. Р.п. этих слов, выделяют окончания.

При выполнении упражнения обращаются к правилу Летучей Мыши на стр. 103 и делают вывод, что с помощью ударных окончаний существительных можно проверить безударные окончания существительных в этой же форме.

Это основное правило проверки орфограммы «безударный гласный». Например, с помощью ударного окончания слова костров («-ов-») можно проверить безударное окончание в слове коллективов («-ов-»), которое стоит в этой же форме.

В упражнении № 109 обучающиеся  списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Существительные в скобках записывают в форме мн.ч. Р.п., выделяют окончания: игрушек_, стульев, тумбочек_, подушек_, сундуков, шкафов, столов, чемоданов, узлов.

В словах игрушек, тумбочек, подушек – нулевое окончание и орфограмма «беглый гласный в части слова».

Выполняя упражнение №50 на с. 55, в тетради для самостоятельных работ, сначала работают в парах, объясняя своему соседу по парте значение первых трех пословиц, а он остальных. Далее выполняют задания упражнения самостоятельно, а свой вывод
сравнивают с выводом соседа.

Подведение итогов деятельности по достижению целей урока.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Форма организации: урок

Представление о результатах:

  • Личностные результаты: осуществлять самоконтроль хода выполнения и получения результата,  формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу,  умение рефлексировать свои действия, используя оценочный  лист.
  • Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, формировать  умения поиска информации, работать с разными видами информации, анализировать и интерпретировать информацию, ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта.
  • Предметные результаты: применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

 Цель урока: формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

 1. Создание мотивации

Создать эмоциональный настрой и атмосферу

Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок.
Я буду внимателен
Я буду старателен
Я буду трудолюбив
Я буду активен
Я буду доброжелателен
В конце урока оцените свою работу

Выбирают установку.
Настраиваются эмоционально.

 

Организация внимания всех учащихся

2. Организа­ционный этап

Подготовить учащихся к   работе на уроке

– Откройте содержание учебника, найдите тему «Орфограммы в окончаниях слов. Существительные».
– Откройте учебник на нужной странице.

Дети открывают учебник на нужной  странице (с. 101)

 

 

Полная готовность класса к работе

3. Этап целе­полагания

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

– Какие части речи вы знаете?

– Поставьте данные слова в указанную форму, используя  предлоги: у, из, около, без.
На доске:
сирень – ед.ч. Р.п.
коробка – ед.ч. Р.п.
бобер – мн.ч. Р.п.
туман – мн.ч. Р.п.
Какие окончания пропущены?

Сформулируйте цель урока.

 

–Корень, суффикс, приставка, окончание.

 

 

у сирен…
из коробк…
около бобр…
без туман…

у сирени – у степи;
из коробки – из земли;
около бобров;
без туманов.
Формировать умение правильно  писать падежные окончания существительных.

Правильная  постановка цели урока
Повторение системы опорных понятий

4. При­ме­не­ние те­о­ре­ти­чес­ких по­ложений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Формирование способа деятельности

– Давайте продолжим учиться правильно писать окончания в словах.
– Откройте рабочие тетради, запишите число.
– Назовите орфограммы в словах.
– Выполним упражнение 106.
– Прочитайте первую часть задания про себя. Вслух прочитает…
– Прочитаем текст упражнения.

– В каких частях пропущены буквы?
– Найдите и назовите глаголы с пропущенными буквами.
– Что нужно указать над этими глаголами?

– Почему последнее предложение выделено жирным шрифтом?
– Приступаем к выполнению.
Проверка.

 

– Какие окончания глаголов написали?

 

– Прочитайте вторую часть задания.– Окончания одинаковые или разные?

– На что указывает окончание в первом слове?

– А во втором?

– Как называются такие окончания?

 

 

Ч…твертое апреля
Кла…ная  р…бота

– Безударная гласная, парная согласная.

 

 

– Один ученик читает текст упражнения.

 

– Буквы пропущены в окончаниях.
– прячутся, падает, кружит, улетает, любит.

– Над этими глаголами нужно указать спряжение.
– Его нужно разобрать по членам предложения.

Записывают предложения в тетрадь
Последнее предложение разбирают у доски.
прячутся – 1с. прятаться
падает 1 с.– падать
кружит 2 с. – кружить
улетает 1 с. – улетать
любят 2с.– любить

– Окончания разные.
– В первом предложении окончание –и в слове шишки (вырастают шишки) указывает на И.п. мн.ч.
– а окончание в словоформе из шишки (семечко из шишки) указывает на Р.п. ед.ч. ж.р.
– Такие окончания называются синонимичными.

Научить самостоятельному выполнению заданий на проверку падежных окончаний существительных

5. При­ме­не­ние те­о­ре­ти­чес­ких по­ложений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Формирование умения  самостоятельно применять полученные знания на

Упр. 108
– С каким словарем будем работать?
– Почему он так называется?

 

– Прочитайте задание.
– Откройте словарь, прочитайте слова на букву К.
Работа у доски
– Что нужно записать рядом с каждым словом?

 

 

 

– Перед тем как выделить окончания обратимся к правилу Летучей Мыши на с. 103.
– О чем хочет рассказать вам Летучая Мышь?
– Выделите окончания.
– Маша сказала, что в форме мн.ч. Р.п. у этих слов окончания
–ей, -ов и нулевое.
– У какого слова
нулевое окончание?
– Можно ли с помощью ударных окончаний проверить безударные в этой же форме?

 

 

 

 

– Будем работать с орфографическим словарем «Пиши правильно»
– В нем написаны словарные слова, орфограммы которых нужно запомнить.

 

 

 

– ЕГО форму мн.ч. Р.п.

календарь – календарей;
коллектив – коллективов;
коллекция – коллекций (нул. оконч.);
корабль – кораблей;
костёр – костров.

 

 

коллекция – коллекци(ЙА)
коллекций – коллекций

 

 

коллекций

– С помощью ударных окончаний существительных можно проверить безударные окончания существительных в этой же форме.
 Например, с помощью ударного окончания слова костров
(«-ов-») можно проверить безударное окончание в слове коллективов(«-ов-»), которое стоит в этой же форме

Повторяют написание словарных
слов, учатся образовывать формы мн.ч. Р.п. и правильно писать безударные окончания в этой форме.

6. Самостоятельное, творческое использование, сформированных умений

Формирование умения  самостоятельно применять полученные знания

– Прочитайте задание про себя.
– Какое задание нужно выполнить?

– Выполните это упражнение самостоятельно.

 

 

 

– Откройте тетрадь для самостоятельных работ на с. 55, упр. 50.
– Прочитайте задние вслух.
– Прочитайте пословицы.
– Объясни соседу по парте значение первых трех пословиц, а он остальных.
– Значение  какой пословицы вы затруднились объяснить?
– Сравни свой вывод с выводом соседа по парте.

Списать  текст, вставить пропущенные буквы. Существительные в скобках записать  в форме мн.ч. Р.п., выдить  окончания:
игрушек_, стульев, тумбочек_, подушек_, сундуков, шкафов, столов, чемоданов, узлов.
В словах игрушек, тумбочек, подушек – нулевое окончание и орфограмма «беглый гласный в части слова».

 

Работа в парах

 

Выполняют самостоятельно упражнение.

Работа в парах.

Способность применять полученные знания

7. Рефлексия деятельности

Подведение итогов деятельности по достижению целей урока.

Что нового узнали на уроке?
Какие орфограммы в окончаниях существительных повторили?
(Приложение 1)
Кто достиг цели сегодняшнего урока?
Кому удалось выполнить установку, которую выбрали в начале урока?
Кому нет?
Какую установку вы выбрали?
Оцените свою работу

Отвечают на вопросы

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

Оценка  предметных  знаний по теме с использованием  оценочного листа.

 

Приложение 1

Орфограммы в окончаниях существительных

1. Падежные окончания      существительных 1,2,3 склонения

у дороги (у земли) Р.п.;
на балете  (на столе) П.п.;
к сирени (к степи) Д.п.

2. Существительные на –ция  в форме Р.п. мн.ч.

Коллекция – коллекций
иллюстрация – иллюстраций

3. Окончания -ей, -ов  в форме мн.ч. Р.п.

 коллективов (костров);
 деталей (календарей) 

4. Написание буква Ы после Ц

 птенцы, птицы, леденцы

5. Буквы О и Е после шипящих и Ц в форме ед.ч. Т.п.

хлебцем, ландышем, обручем ножом, гребцом, ковшом