В современном обществе успешность будущего специалиста во многом зависит не только от его профессиональных качеств, но и от его творческого потенциала, от способности креативно оценивать информацию, принимать нестандартные решения, разрабатывать проекты. В связи с этим комплексный подход к организации научно-исследовательской работы, широкий спектр направлений деятельности. Мы должны готовить не просто машиниста дорожных и строительных машин, мастера сельскохозяйственного производства, мастера садово-паркового и ландшафтного строительства, повара, кондитера, а современного, конкурентного и мобильного специалиста, который в первую очередь должен быть творческой личностью, способной адаптироваться к любой ситуации и позитивно влиять на окружающую среду.
В нашем техникуме сложился определенный опыт работы с одаренными обучающимися, это создание индивидуальных программ развития (“Слушаем, учимся говорить” курс английского языка, “Цветущий сад”, курс растениеводства и ландшафтного проектирования, практикоориентированных кружков: “Устройство, эксплуатация зарубежной строительной техники”, “Особенности эксплуатации техники в различных климатических условиях и др.), участие в олимпиадах, различных интеллектуальных и профессиональных конкурсах.
В октябре 2006 года в Емельяновском техникуме было создано научное общество, которое действует на основании положения. Это творческое объединение обучающихся, стремящихся осваивать методологию и методику исследовательской деятельности и совершенствовать свои знания в области специальных и общеобразовательных дисциплин под руководством преподавателей, руководителей техникума.
Членом научного общества может стать любой обучающийся техникума, изъявивший желание работать в научном обществе и имеющий склонность к научному творчеству, а также рекомендованный в члены общества научным руководителем на основе положительных результатов поисково-исследовательской и проектной деятельности. Председатель научного общества избирается путем голосования членов общества на заседании. Основные цели научного общества – создание условий для самореализации обучающихся в пространстве научного творчества, формирование ценностного отношения к поисково-исследовательской деятельности, поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуального потенциала. Работая в научной организации, студенты углубляют не только общеученические навыки, но и учатся:
- планировать свой день, неделю, месяц...
- выступать перед аудиторией
- правильно оформлять свой труд
- аргументированно вести беседу
- грамотно задавать вопросы
- анализировать.
Каждый из них получит навыки работы с документами в архиве, навыки анализа данных статистики, анкетирования, социологических опросов среди обучающихся и людей разного возраста и положения. Каждый проводит опыты и делает свои выводы. Не получится из каждого члена научного общества ученого, но мы, педагоги, твердо знаем, что участники научной организации вырастут творческими, интеллигентными и коммуникабельными людьми, готовыми вести поиск нового и создавать что-то свое, неповторимое.
Учебно-исследовательская деятельность нами понимается как средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество преподавателя и обучающегося. Преподаватель в этом случае понимается широко – это может быть и преподаватель техникума, и педагог дополнительно образования, и ученый-исследователь. Результат же исследования выступает не как самоцель, а лишь как средство; результат подчинен приоритету образования и воспитания участников исследовательской деятельности. Мы определили круг задач научного общества: формирование научно-гумманистического мировоззрения и системы научных взглядов обучающихся; развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно меняющихся социокультурных и профессиональных условиях, способной к глубокому изучению общеобразовательных, социально-экономических и предметных дисциплин, направленных на исследовательскую, аналитико-проектировочную и другие виды творческой самореализации; овладение методикой научно-исследовательской работы; умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике. Научное общество собирается в учебном году трижды: для определения основных задач (октябрь), для проведения промежуточных итогов и корректировки планов (декабрь), для проведения конференции по итогам года и составление планов работы на следующий учебный год (март).
В техникуме работают три секции: естественнонаучных, гуманитарных и специальных дисциплин.
Одна из главных задач руководителей секций при планировании деятельности состоит в обеспечении, с одной стороны, многоплановости работ (творческие, исследовательские, социальные проекты), а с другой стороны – в преемственности видов работ, выполняемых участниками секций.
Руководителем научной организации определяются основные направления работы каждой секции, составляется план на учебный год с обязательной презентацией достижений и участием секций в мероприях различного уровня: круглые столы, научно-практическая конференция “Первые шаги в науку”.
Организация работы обучающихся в рамках научного общества носит как групповой, так и индивидуальный характер. Результаты деятельности секций могут быть оформлены как доклад, реферат (например: экологический мониторинг почвы), курсовая, содержащая исследовательскую часть, основные тезисы которой предоставлены в виде презентации средствами PowerPoint.
Наш опыт показывает, что обучающимся нравится участвовать в опросах в качестве интервьюеров или респондентов: обучающиеся любят, когда их мнение кому-то интересно. Педагогам же это позволяет не только получать ценную информацию из первоисточника, но и подвигнуть обучающихся к тому, чтобы они осознали свои предпочтения, т.е. повысить их учебную мотивацию.
Более доступной для разрешения вопросов мотивации обучающихся к учению выступает учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой и должно являться инициирование обучающихся к познанию мира и себя в этом мире. Мы определяем исследовательскую деятельность обучающихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (преподавателя и обучающегося) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей результатом которого является формирование мировоззрения.
Нами разработана рабочая программа кружка предназначенная для студентов среднего профессионального образования.
Современный этап модернизации профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающего высоким и интеллектуальным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности.
Программа кружка “Искатель” позволяет осознать роль исследовательской работы практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представления о методах и логики научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
Изучение материала осуществляется в доступной обучающимся форме (лекции, семинары, практические занятия), способствует формированию научного стиля мышления как важного фактора успеха в познавательной и практической деятельности в условиях глобальной информатизации общества.
Одной из особенностей последнего десятилетия является повышенное внимание к истории страны именно уходящего столетия. Происходит переоценка ценностей. Вековые события рассматриваются с других позиций, нежели пятнадцать лет назад, им дается иная интеграция, основанная на новых, выявленных в последние годы, документах. Обилие учебников истории, где авторы далеко не единодушны в представлении событий века, поток различной информации из других источников, ставят обучающихся в затруднительное положение. Чему и кому верить? Какой оценке придерживаться? Как было на самом деле? Вот те вопросы, которые побуждают обучающихся заниматься исследовательской работой в рамках данного проекта.
Ежегодно, на протяжении десяти лет, проводится Научно-практическая конференция по теме “Научно-исследовательская деятельность как средство повышения образовательного потенциала обучающихся”.
Вниманию слушателей научно-практической конференции были предложены 10 проектов. В этом большая заслуга руководителей секций: естественнонаучных дисциплин (Л.В.Любавиной), гуманитарных дисциплин (Сметанюк Т.А.), специальных дисциплин (Якимов Н.Д., Мальцев В.Н.), которые проводили консультации, выработали рекомендации к написанию исследовательских работ.
Работы студентов носили исследовательский характер. Так, проект обучающихся группы 35-36 был посвящен теме “Молодежь на рынке труда”. Собирая информацию, девушки ездили по библиотекам, изучали материалы Интернета, познакомились с документами в службе занятости Емельяновского района. В работе охарактеризовали причины занятости молодежи на рынке труда, провели мониторинг занятости бывших наших выпускников.
Со своей работой девушки выступили на районной конференции, заняв III место, а участие в краевой конференции факультета довузовской подготовки Красноярского Государственного Педагогического университета им. В. П. Астафьева принесло девушкам право льготного поступления в ВУЗ (получили сертификаты).
Выступление на районных Курчатовских чтениях, обучающиеся группы 31-32, научный руководитель преподаватель физики Сухова В.Ф., выступили с проектом “Магнитный полюс на службе человечества”, заняв 2-е место, доработали, внесли дополнения, выступили на районной научно-практической конференции “Первые шаги в науку”, заняли 1-е место. Своей работой обучающиеся покорили всех: и сверстников, и ученого преподавателя университета, декана физического факультета Черных Андрея Григорьевича, тем что приборы на которых делалось исследование были сделаны студентами (прибор “Балерина”).
Свой исследовательский проект “Человек и плесень” обучающийся группы 1-71 Черных Андрей скрупулезно разрабатывал внося изменения и дополнения после проведенных опытов, преподаватель спецдисциплин и преподаватель биологии Коргачева Евгения Валерьевна курировали работу и поддерживали Андрея до последней минуты перед выступлением. На районной конференции проект занял Ш место.
Евгений Булатов подготовил проект “Технология содержания дорог Красноярья”, научный руководитель преподаватель профессиональных дисциплин, и выступил с ним на районной молодежной выставке “Мои исследования для моего края”, награжден сертификатом за участие в выставке.
Грыдина Алена , Клобертанц Анна с творческим проектом “Если хочешь быть здоровым - будь им” выступили на районном конкурсе исследовательских работ “Умники и умницы”, “Мое здоровье – мое будущее”, заняв II место, Сипулина Татьяна с проектом “Лечение без лекарств” заняла III место, Стебеньков Владимир с проектом “С алкоголем нет будущего” занял II место на районном конкурсе. С этими докладами ребята выступили на XII научно-практической конференции факультета довузовской подготовки Красноярского Государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева.
Материалы научно-практической конференции останутся в истории нашего техникума. По ее результатам планируется выпустить сборник научно-исследовательских работ обучающихся техникума.
Кроме того, в техникуме организован кружок “Искатель”, на занятии которого обучающиеся учатся азам проектно-исследовательской деятельности (создают, обсуждают, проектируют, обобщают, творят).
Студенты успешно занимаются проектной деятельностью. В рамках развития молодежного проекта “Новый фарватер” и государственной грантовой программы Красноярского края “Социальное партнерство во имя развития”, было выиграно 4 гранта на создание военно-спортивного городка и проведение мероприятий на площадке автодрома для населения п. Емельяново и техникума с соревновательным и образовательным эффектом, содержание которых связано с вождение автомобиля. Наши студенты Авдеев Григорий стал участником Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов “Моя страна – моя Россия”, Матонин Владимир участником Всероссийского конкурса региональных молодежных проектов “Система приоритетов”, межрегионального конкурса студенческих бизнес-проектов развития малого предпринимательства “Золотая подкова”- проект “Будущее за НАМИ!”(г.Новокузнецк). Студенты разрабатывают проекты, реализуя проекты проводят мероприятия совместно со школьниками и работниками организаций поселка. Проекты обучающихся по правилам дорожного движения не только носят информативный характер, но содержат и статистические данные, имитируются ситуации, которые могут произойти на дороге, дежурят на дороге совместно с работниками ГАИ, создают кроссворды, викторины, тестовые задания по предлагаемой теме.
Опыт нашего учебного заведения и многих других показывает, что проектная деятельность – неотъемлемая часть учебного процесса. Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается нами как предвузовская подготовка, в ходе которой решается ряд задач. Руководство проектами обучающихся осуществляется с первого курса и охватывает весь учебный процесс, курсовое и дипломное проектирование.