В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результатов в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности – возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи – приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и воспитательной функции формирования личности студента.
Высший уровень творчества педагога характеризуется его полной самостоятельностью, состоящей из личностного начала и его творческой индивидуальности. Соотношение педагогического опыта и творчества характеризует достигнутый уровень практики обучения и воспитания и представляет собой “передовой педагогический опыт”.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования. На этом основании можно утверждать, что педагогическое творчество само по себе – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества педагога.
В настоящее время в педагогической науке и практике отводится определяющее значение поиску адекватных компетенций как интегрированного результата образования. В этой связи необходимо выделить цели образования XXI века:
- уметь жить;
- уметь работать;
- уметь жить вместе;
- уметь учиться.
Исходя из этих целей компетенции “закладываются” в образовательный и воспитательный процессы посредством:
- технологий обучения;
- содержания образования;
- стиля жизни образовательного учреждения;
- типа взаимодействия между преподавателями и студентами и между самими студентами.
На этой основе выделяется ориентация на управляемость образовательного процесса, что определяет четкую заданность целей и способов их достижения.
Созданию системы управления качеством подготовки специалистов была посвящена педагогическая деятельность коллектива ЯТКС на протяжении трех лет экспериментальной деятельности. Данная работа носила новаторский характер, отражающий творческую деятельность всего педагогического коллектива.
Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления, видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.
В нашем техникуме кардинальное изменение роли преподавателя, который выполняет функции руководителя образовательного процесса, консультанта отразилось на оценке его профессиональной компетенции по ступеням профессионального роста. Таким образом, педагогическая деятельность, являясь творческой по своей сути, объективно стимулирует в человеке высшие потребности, в частности, потребность в самовыражении через творчество.
Создание личностно развивающей среды в педагогической деятельности.
Управление общением в педагогическом процессе предполагает создание атмосферы благополучия в учебной группе, анализ поступков и их мотивов в поведении студентов, установлению обратной связи в процессе взаимодействия педагога и воспитанников.
Первоочередной своей задачей считаю адаптацию студентов в новой для себя социальной сфере, в своем профессиональном становлении.
Умение правильно оценить себя – одно из важнейших качеств личности. Это внутренний “диспетчер” деятельности человека. Мне приходится проводить анализ внутренней позиции студента, что позволяет выявить результаты его учебной деятельности, формирование социальной позиции, отношение к требованиям колледжа, наличие трудовых и профессиональных ориентаций.
Что же мотивирует молодого человека как личность?
Личность проявляется и формируется в конкретных делах, поступках, которые в свою очередь обусловлены потребностями и мотивами. В пору студенчества основным элементом мотивации служит отношение между участниками педагогического процесса, успех, ценностные ориентации (для чего и во имя чего), интерес (мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности). Все это способствует установлению контакта со студентами. Как говорил К.Д. Ушинский: “контакт – это дверь, через которую можно проникнуть в душу, овладевающую наукой”. Установить такой контакт – значит уметь организовать студенческую молодежь, уровень ее подготовки, знать психологические особенности своих воспитанников. Связь в учебном процессе между физиологией, психологией и педагогикой – гарант успешного решения проблем образования и формирование личности обучающегося.
Не зная мотивов, невозможно правильно оценить деятельность, а значит целенаправленно управлять ею, формировать потребность – мотивационную сферу студента, способствовать развитию и совершенствованию в личном плане.
Анализируя данную проблему на конкретных фактах, видно, что многие из первокурсников не умеют учиться (это выражается в неразвитости основных учебных умений), а отсюда – боязнь быть непонятым, осмеянным сокурсниками. Слабо развиты или деформированы умения самовыражаться, строить отношения с окружающими людьми. На втором курсе ситуация резко меняется: студенты считают, что они уже всё знают (эффект “кажущихся знаний”), как следствие этого – потеря интереса к обучению, а, значит, пропуски тех или иных занятий и другие проявления недисциплинированности.
Именно так складывалась обстановка в группе “менеджер-экономист” второго курса, в которой мне довелось работать куратором. Были студенты, которые пропускали занятия, были резки между собой. Не чувствовалось взаимовыручки и поддержки в группе. Студенты считали, что они должны на практике работать только менеджерами. Они представляли эту профессию в розовом цвете, как могли видеть в зарубежных фильмах. В то же время, это были хорошие эрудированные молодые люди. Для меня стояла задача – в короткое время расположить к себе 27 человек, найти контакт индивидуально с каждым. Первое, что было сделано – установила контакт с юношами группы. Получив их поддержку и помощь, мне стало легче найти подход к девушкам. Это был мой первый творческий эксперимент.
Вторым моим действием стало объединение всей группы в одно целое. Везде мы были вместе: на занятиях, консультациях, экзаменах, на практике, вечерах. Ведь, чтобы создать единый коллектив группы, педагог не должен чувствовать себя над ним или вне его. Организатор группы должен быть полноправным членом студенческого коллектива. Лишь при такой установке можно увидеть как весь коллектив в группе “загорается” на общее дело. В этом кроется и секрет самоуправления. Оно не может существовать без особой атмосферы в коллективе, атмосферы защищенности, психологического комфорта каждого студента. Студент будет работать на коллектив, если уверен, что в коллективе его не унизят, не оскорбят, не дадут в обиду, что его всегда поймут и во всем помогут. Если такой уверенности нет, то сфера общения и реализация этих интересов выбирается вне учебных стен. В унылой атмосфере всё будет безрадостным.
Не случайно Макаренко избрал для своего уникального педагогического опыта дух бодрости в качестве непременного условия. Личностно развивающая среда, созданная в учебной группе, дала неплохой результат: из 27 человек 7 студентов получили красный диплом, 15 человек закончили обучение на “4” и “5”, 5 человек завершили учебу с одной тройкой в дипломе.
Первый опыт не только оправдал себя, но и послужил ступенькой к дальнейшему совершенствованию.
Моя целевая установка учебно-воспитательного процесса, состоит в том, чтобы каждого растущего студента сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития человека, не только развития творческого потенциала, умения самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развитие образа мышления, развитие отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развитие многогранных способностей, центральное место в которых, занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Эффективность компетентностной деятельности педагога.
Во главе преподавания предметов ставлю воспитательные цели, в основе которых положена одна из главных целей: создание ситуации успеха. Ведь главное в развитии личности – это возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие, через вооружение молодых людей определенными знаниями и умениями, через включенность в окружающую среду, через психологический климат в коллективе, объединяющий студентов и педагогов в рамках учебного заведения.
Важно так организовать педагогический процесс, чтобы преподаватель руководил деятельностью студента, обеспечивая его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Знание учебного материала не является конечной целью любого образования. Студент должен использовать его для создания новых знаний, для решения проблем, принятия решений.
Для моей деятельности как педагога очень важным было установить тот факт, что одной из главных причин непрактичности знаний наших студентов является их несвязанность, расчлененность по различным предметам. Здесь на первый план выступают межпредметные связи. Используя их в практической деятельности, педагог подтверждает свою компетентность, свой творческий потенциал.
Но главным подтверждением компетентности педагога считаю умение находить, связывать, интегрировать полученные знания через практическое обучение, которое должно быть завершающим звеном в обучении, т.к. оно направлено непосредственно на подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Из сказанного следует сделать вывод о том, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности).
Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.
Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.
Наукой выделяются следующие компетенции:
- Информационная (в т.ч. компьютерная).
- Социально-коммуникативная (способность к сотрудничеству, работа в “команде”).
- Способность к самоуправлению.
- Способность к эффорентивному поведению на рынке труда (навыки самопрезентации, адаптации).
Овладение ключевыми компетенциями является показателем социальной психологической зрелости личности.
Эти понятия о компетентности введены Программой модернизации Российского образования на основе рекомендаций Совета Европы по обновлению образования.
Программой модернизации образования поставлена задача повышения компетенции выпускников всех видов учебных заведений. Поэтому компетентности педагога предъявляется повышенная требовательность, более глубокие знания в методике обучения.
Одним из ключевых методов формирования компетенции выпускников является метод проектов. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов позволяет планировать свою деятельность, а обучаемому – активизироваться и ориентироваться на самостоятельное решение проблем. Применяя на практике этот метод обучения, мы можем:
- индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интенсивным;
- предоставлять обучаемому выбрать свой темп продвижения к конечному результату обучения.
Такое обучение предполагает отказ от традиционно доминирующей роли преподавателя в процессе приобретения знаний и опыта обучающихся. Преподаватель консультирует, мотивирует, помогает, наблюдает.
В какой бы роли не выступал преподаватель, на любом этапе работы над проектом он выполняет функции содействия (сотрудничества, сопровождения) – тьюторские функции. Поэтому метод проектов является очевидным способом формирования ключевых компетенций личности.
Изменения предполагают переход от концепции преподавания как вербальной передачи информации к концепции преподавания как содействия развитию.
В данной методике на передний план выступает руководящая роль преподавателя. При этом неизбежна смена позиции педагога: он перестает быть центром внимания и источником мудрости, а руководит процессами роста и развития, оставаясь на заднем плане. Как утверждает педагог и психолог Джон Равен: “..., для педагогической деятельности важна, прежде всего, управленческая, а не дидактическая компетентность, что такая компетентность, помимо прочего, включает способность оказывать влияние на широкие социальные силы, которые в противном случае ограничивают возможности индивида эффективно сделать то, что необходимо”. Образна и глубоко человечна древняя мудрость: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит”.
Мое педагогическое горение в том, чтобы в студенте видеть, прежде всего человека, человека свободного, раскрепощенного, ответственного. И чтобы студент стал таковым, важно не нарушить, не сломать уникальность, неповторимую индивидуальность каждого студента.
Роль педагога в определении “зон ближайшего развития” студентов.
В современных образовательных системах можно столкнуться с таким утверждением: “Содержание – царь, технологии – бог”. Именно благодаря им достигаются высокое качество, доступность и эффективность образования. Роль педагога в такого рода технологиях изменяется от традиционной преподавательской функции (“ментор”, “контролер”, “информатор”) к реализации подхода, который стимулирует гораздо более активную роль студентов в процессе обучения. Он становится “консультантом”, “модератором” (организатором взаимодействия студентов), “тьютором”.
Преподаватель – “тьютор” должен обладать способностью оперативно решать, сколько ответственности и самоконтроля передать студентам, как достигнуть максимального социального взаимодействия и стимулировать совместную работу студентов, развивать их мотивацию и вовлеченность, стимулировать эксперименты, поощрять инициативу, формировать и развивать у студентов совокупность компетенций, позволяющих адаптироваться в динамичном мире.
В формировании качеств будущего специалиста особое определенное место занимает организационная культура, где большое значение я отвожу “мотивации”.
Мотив не только побуждает педагога и студента к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Только не люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Система управления “зонами ближайшего развития” студентов базируется на двух элементах, которыми являются качество преподавания и качество подготовки студентов.
В моей работе главным является:
- разнообразить учебное занятие;
- найти подход к каждому студенту;
- действовать по принципу: “Они не хуже и не лучше, Они – другие”
Что означает на практике “разнообразить учебное занятие”.
В этом понятии заключается технологический подход с ориентацией на управляемость образовательного процесса.
Выделяются следующие принципы технологического обучения:
- процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента;
- совокупность приемов и методов обучения;
- наличие конкретных условий для раскрытия реализации и развития личностного потенциала студентов.
Любая технология обязательно включает в себя: целевую направленность, научные идеи, системы действий педагога и студентов; критерии оценки результата.
Большим потенциалом, на мой взгляд, обладает метод проектного обучения, при использовании которого образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный интерес для студента, что и повышает его мотивацию к обучению.
Индивидуальный подход к работе над проектом обеспечивает выход каждого студента на собственный уровень развития, развивает его творческие способности.
Выделяя следующие стадии разработки проекта: 1) разработка проектного задания, 2) разработка самого проекта, 3) оформление результатов, 4) общественная презентация, 5) рефлексия – на протяжении ряда лет добиваюсь формирования творческих групп студентов с предоставлением результатов исследовательской деятельности. Критериями оценки при этом методе служит достижение надпредметных целей, что является особенно важным для учебно-познавательной деятельности студентов.
Ярким примером этому служит работа студентки Н.Магдун, выступившей с докладом на Республиканской научно-практической конференции “Шаг в будущую профессию” и занявшей III место. Студентки Л.Слепцова и Р.Муксунова работали над составлением текстового редактора по разделам учебной программы:
- сертификация товаров;
- контроль качества продукции;
- перечни;
- классификация дефектов;
- требования к товарной информации.
- Используя эти примеры можно утверждать, что в основе совместной работы преподавателя и студента лежат принципы:
- развитие корпоративного сотрудничества;
- реализация мобильности содержания, информатизации образовательного процесса, использование активных методов обучения.
Другой формой достижения применения полученных знаний студентами в период теоретической подготовки успешно зарекомендовал себя кейс-метод, который способствует:
- отработке навыков практического использования концептуальных схем по анализу предложенных практических ситуаций;
- отработке навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых практических заданий);
- программа действий по преодолению проблем, сложившихся в предполагаемой ситуации с оценкой сложности принятого решения.
По дидактическому основанию кейс-метод позволяет включить студентов в активную работу по использованию теоретических знаний на практике. Кейс дает студентам возможность смоделировать практическую деятельность по диагностике предложенной ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации, проектированию конкретных решений.
Результаты проделанной работы отражаются в “Порфолио” студентов и преподавателя, в качестве рефлексии развивающего обучения.
Система приемов социально-психологического взаимодействия педагога и студентов.
Человек, которого мы обучаем – это социальная личность, а общество – сообщество индивидов.
Если мы отбросим социальный фактор, говоря о личности студента, то у нас останется абстракция, если не будем учитывать личностный фактор при изучении общества, то у нас будет инертная и безжизненная толпа. Поэтому, в основе образования лежит психологическое понимание возможностей человека, его интересов и привычек. Это необходимо учитывать в организации педагогической деятельности. Преподаватель должен постоянно интерпретировать способности, интересы и привычки студента – мы должны знать, что они означают, для того чтобы устанавливать их смысл. Они должны быть переведены на язык их социальных эквивалентов – т.е. важно сформулировать то, чем они могут служить обществу.
Концепция управления с позиции психологии человеческих отношений характерна тем, что в ней четко обозначена зависимость успеха от деятельности людей.
Особое внимание в моей деятельности обращено на следующее:
- Комплексный подход к творческой деятельности.
- Создание активной коммуникативной среды.
- Развитие рефлексивного мышления.
В реализации первого условия лежит убеждение в том, что счастливого человека может воспитать только счастливый, поэтому считаю, что “успех студенту может создать лишь тот педагог, который сам переживал радость успеха”.
А. Дистерверг однажды заметил: “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”. Применяя это высказывание к себе стараюсь строить взаимодействие со студентами на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.
Самые главные мои условия для успешной работы: не боятся брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. На этом основан мой профессиональный долг.
Второе условие реализуется на основе гибкой переорганизации процесса управления обучением и воспитанием студентов. Для создания коммуникативной среды необходимы демократические способы управления, установление равноправия между студентом и педагогом. В достижении этого результата необходимо использовать психологическую направленность процесса самовоспитания, компонентами которого являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. Эти психологические установки можно соотнести с утверждением, высказанным знаменитым Авиценной: “Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение”. В этих словах заключен смысл интеллектуального самовоспитания вообще и студенческой молодежи в частности.
Знание интересов студентов, их забот и потребностей, это знание тех “кнопок”, на которые нужно нажимать при реализации синергетической воспитательной системы и социальных ролей, заложенных в ней.
Для этого надо быть тонким педагогом, чтобы эффективно реализовать выше обозначенный процесс обучения и воспитания, оставив в стороне традиционный консерватизм, всецело используя новые технологии изучаемых предметов. Ведь любое знание основано на определенной информации и ее наличии.
Вместе с тем необходимо обладать способностью к рассуждению и логическому выводу, чтобы уметь извлекать из имеющейся информации необходимые знания в части:
- проникновения в личностную суть студентов, определяя их внутренний мир;
- нахождения в поведении студентов индивидуального своеобразия, определяющего их внутренний мир;
- выделение главного в обучающихся, оценки их отношения к социальным ценностям;
- установления обратной связи в процессе общения со студентами.
Все это и лежит в основе успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса, установления общего психологического настроения учебной группы, эффективности коммуникативных действий и приемов.
В основной состав этих действий и приемов считаю необходимым включать:
- педагогически-волевое влияние на студентов;
- способность организовать высоко организованный коллектив;
- проявление интереса и любви к обучающимся группы;
- педагогический такт; наблюдательность;
- педагогическую требовательность;
- способность связать учебный предмет с практикой;
- направленность обучения на овладение профессией;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности студента.
Я благодарна судьбе за то, что работаю в самой удивительной стране, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый студент – это строитель будущего. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей.
Заключение.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.
Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности. Труд преподавателя составляет три основы: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность.
- Личность – стержневой фактор труда, определяет профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении, характеризует внутренний смысл работы преподавателя.
- Педагогическая деятельность это технология труда, управленческая направленность.
- Педагогическое общение – климат и атмосфера между субъектами педагогического процесса.
Творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, которая является средством для получения наилучшего результата на данном этапе деятельности.
Мировая педагогическая наука рассматривает преподавателя XXI века как менеджера, управляющего активной деятельностью обучающихся. Для обеспечения качественного образования в нашем техникуме в течении трех лет проводилась опытно-экспериментальная работа по созданию структуры управления под девизом: управлять – значит приводить к успеху других. Ведь качественное профессиональное образование – это средство социальной защиты молодежи, гарант стабильности самореализации человека на разных этапах жизни. Профессиональный рост – главная заслуга реализации проекта. В техникуме введена в практику оценка профессиональной компетенции преподавателям по ступеням профессионального роста, что в значительной степени обеспечивает творческое сотрудничество педагогического коллектива в реализации основных управленческих функций. Создание и внедрение системы качества в техникуме позволили осознать и повысить ответственность сотрудников всех уровней за качество работы.
Это вселяет в меня уверенность, что я и мои студенты находимся в самом начале многотрудного пути, который, надеюсь, приведет нас к новым высотам.
“Наш долг – зажечь звезду
Суметь увидеть и понять
И сделать так чтобы она
Светила всем, везде, всегда.
Я формулу вам назову простую,
И обращаюсь к ней все вновь и вновь,
Любовь к студенту, к делу,
Должна не покидать нас словно кровь”.
“Урок окончен”, - говорю я ребятам. Но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. А продолжать его будет сама жизнь.
Список литературы
- Козлов Н.И. “Формула успеха”, практическая психология. М. АСТ- Пресс книга, 2013 г.
- Замедлина Е.А. “Теория управления учебное пособие”, М. РИОР, 2010 г.
- Иваницкий И.И. “Самомаркетинг или о ком мечтают работодатели” Москва ЭКСМО, 2012 г.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Левина О.Г. “Реализуй себя” М. Народное образование, 2001 год.
- Рогов Е.И. “Психология общения”, М. ВЛАДОС, 2009 г.
- Власова Н.М. “....и проснешься БОССОМ”, Психология управления. Новосибирск, ЭКОР, 2009 г.
- Талызина Н.Ф. “Педагогическая психология”, М. АСАДЕМА, 2010 г.
- Каветт Р.Б. “Успех в общении с людьми” “Шесть шагов, которые приведут Вас к цели”, М. ДИЛЯ, 2008 г.
- Евланов Л.Г. “Теория и практика принятия решений”, М. Прогресс, 2009 г.
- Переверзев М.П., Шайдейко Н.А., Басовский Л.Е., “Менеджмент”, М.ИНФРА, 2006 г.
- Глущенко В.В. Менеджмент, М. НПУ “Крылья”, 2013 г.