Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение правильно изменять слова по падежам;
  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
  • учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
  • Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре: развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
  • Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение словарных слов.

На доске написаны словарные слова без гласных букв. Детям надо назвать слова и непроверяемые безударные гласные.

Звд (завод), пнл (пенал), двчк (девочка), врн (ворона), нрд (народ), рбт (ребята), Рсс (Россия).

3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

- Что объединяет все эти слова? (Они все являются именами существительными.)

- Определение существительного. Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам - мужской и женский.)

- Что мы еще знаем про существительное? (Изменяется по падежам.)

Сейчас вспомним падежи, которые уже изучили.

Дети работают парами. Заполняют таблицу.

Карточка 1

  И.п. Д.п.
Вопросы    
Вспомогательное слово    
Предлоги    
Член предложения    
Пример    

Карточка 2

  Р.п. В.п.
Вопросы    
Вспомогательное слово    
Предлоги    
Член предложения    
Пример    

- Записываем словарные слова с предлогами под диктовку.

На заводе, за пеналом, с девочкой, о вороне, при народе, перед ребятами, о России.

- Определите падеж.

- Определите тему урока.

- Поставим цели. Составьте предложение со словом. (С девочкой.)

- Ученики заполняют таблицу самостоятельно.

Карточка 3

  Т.п. П.п.
Вопросы    
Вспомогательное слово    
Предлоги    
Член предложения    
Пример    

- Вам необходимо на карточках записать вопросы, предлоги, вспомогательное слово, член предложения, привести пример данного в карточке падежа. Даю время 3 минуты. Кто готов, покажите, подняв руки.

4. Физминутка.

Учитель называет существительные. Если существительное в творительном падеже, то дети хлопают, в предложном - топают.

На улице, о зеркалах, о гостях, над столицей, в газете.

5. Работа с учебником.

Стр. 86 Упр. 147.

- Прочитайте про себя.

- О чём стихотворение?

- Придумайте название. (Поздняя осень.)

- Найдите в предложении олицетворение. Что такое олицетворение.

Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.

- Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.

Зябнет (где?) за окошком (Т.п.)

Машет (чем?) ладошкой (Т.п.)

Прощается (перед чем? когда?) перед зимой (Т.п.)

Листик (на чем?) на ветру (П.п.)

Проверочная работа на карточках.

Карточка 4

ФИ________________________________

Определите падеж у имени существительного.

Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале.

6. Итог урока.

- Какие падежи мы сегодня вспоминали?

- Какие цели перед собой ставили?

- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

7. Домашняя работа.

На выбор.

1) Составить по 3 словосочетания, в которых имя существительное стоит в Т.п., П.п.

2) Составить 2 предложения, в которых имя существительное употребляется в Т. п. и П.п.

3) Сочинение-миниатюра на тему: “Поздняя осень”.

8. Рефлексия.

- Что на ваш взгляд вы усвоили?

- А над чем ещё надо поработать?

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока русского языка?