Цели:
- формировать умение правильно изменять слова по падежам;
- наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
- учить решать проблемные задачи.
Метапредметные результаты.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
- Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
- Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре: развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
- Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение словарных слов.
На доске написаны словарные слова без гласных букв. Детям надо назвать слова и непроверяемые безударные гласные.
Звд (завод), пнл (пенал), двчк (девочка), врн (ворона), нрд (народ), рбт (ребята), Рсс (Россия).
3. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
- Что объединяет все эти слова? (Они все являются именами существительными.)
- Определение существительного. Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что?)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам - мужской и женский.)
- Что мы еще знаем про существительное? (Изменяется по падежам.)
Сейчас вспомним падежи, которые уже изучили.
Дети работают парами. Заполняют таблицу.
Карточка 1
И.п. | Д.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Предлоги | ||
Член предложения | ||
Пример |
Карточка 2
Р.п. | В.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Предлоги | ||
Член предложения | ||
Пример |
- Записываем словарные слова с предлогами под диктовку.
На заводе, за пеналом, с девочкой, о вороне, при народе, перед ребятами, о России.
- Определите падеж.
- Определите тему урока.
- Поставим цели. Составьте предложение со словом. (С девочкой.)
- Ученики заполняют таблицу самостоятельно.
Карточка 3
Т.п. | П.п. | |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Предлоги | ||
Член предложения | ||
Пример |
- Вам необходимо на карточках записать вопросы, предлоги, вспомогательное слово, член предложения, привести пример данного в карточке падежа. Даю время 3 минуты. Кто готов, покажите, подняв руки.
4. Физминутка.
Учитель называет существительные. Если существительное в творительном падеже, то дети хлопают, в предложном - топают.
На улице, о зеркалах, о гостях, над столицей, в газете.
5. Работа с учебником.
Стр. 86 Упр. 147.
- Прочитайте про себя.
- О чём стихотворение?
- Придумайте название. (Поздняя осень.)
- Найдите в предложении олицетворение. Что такое олицетворение.
Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.
- Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.
Зябнет (где?) за окошком (Т.п.)
Машет (чем?) ладошкой (Т.п.)
Прощается (перед чем? когда?) перед зимой (Т.п.)
Листик (на чем?) на ветру (П.п.)
Проверочная работа на карточках.
Карточка 4
ФИ________________________________
Определите падеж у имени существительного.
Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале.
6. Итог урока.
- Какие падежи мы сегодня вспоминали?
- Какие цели перед собой ставили?
- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
7. Домашняя работа.
На выбор.
1) Составить по 3 словосочетания, в которых имя существительное стоит в Т.п., П.п.
2) Составить 2 предложения, в которых имя существительное употребляется в Т. п. и П.п.
3) Сочинение-миниатюра на тему: “Поздняя осень”.
8. Рефлексия.
- Что на ваш взгляд вы усвоили?
- А над чем ещё надо поработать?
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока русского языка?