Цели: повторить и закрепить знания студентов по истории Великой Отечественной войны; развивать внимание, логическое мышление; воспитать чувство уважения к народу-победителю, патриотов России.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с цифрами.
Ход урока
Вступительное слово. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забудет о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавшие великие ценности, созданные человеком.
Звучит песня “Память о войне”
Прошло 70-лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того. Чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить... Сегодня перелистаем страницы Великой Отечественной войны.
Представление участников игры. Знакомство с правилами игры.
I тур. Разминка.
“История Великой Отечественной войны в датах”
Перед вами 7 дат, связанных с историей Великой Отечественной войны. Вспомните, какие события произошли в данном году.
1. 22 июня 1941г. | 2. 19 ноября 1942г. | 3. 5 июля 1943г. |
4. 2 мая 1945г. | 5. 27 января 1944г. | 4. 9 мая 1945г. |
6. 6 июня 1944г. |
Задания:
- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941г.)
- Когда началась Сталинградская наступательная операция? (19 ноября 1942г.)
- Когда был открыт Второй фронт? (6 июня 1944г.)
- Покажите дату снятия блокады Ленинграда? (27 января 1944г.)
- В каком году началась Курская оборонительная операция? (5 июля 1943г.)
- Покажите дату окончания Великой Отечественной войны? (9 мая 1945г.)
II тур “Битвы и сражения Великой Отечественной войны”
1. Оборона Брестской крепости | 2. Битва за Москву | 3. Сталинградская битва |
5. Смоленское сражение | 6. Курская битва | 7.Берлинская битва |
8. Оборона Севастополя | 9. Оборона Киева |
Задания:
- 22 июня 1941г. и 20 июля 1941г. - даты начала и конца героической обороны на Буге. О какой обороне идет речь? (Оборона Брестской крепости)
- После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какая это битва? (Битва за Москву)
- Какая битва была самой крупной в Великой Отечественной войне в 1945 г.? (Берлинская битва)
- Оборона какого города продолжалась 250 дней? (Севастополя)
- Какое сражение стало коренным переломом в войне? (Курская битва)
- Какое оборонительное сражение проходило с 10 июля по 10 сентября 1941г.? (Смоленское сражение)
- Свыше трех месяцев продолжалась героическая оборона города на великой русской реке. Контрнаступление советских войск, начатое 19 ноября 1942г. закончилось 2 февраля 1943г. окружение и разгромом 33- тысячной группировки гитлеровских армий.
- Под каким названием вошла эта битва в историю Великой Отечественной войны? (Сталинградская битва)
Игра со зрителями
- В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли “скаткой”. Что это такое? (шинель)
- По-испански она означает “череп”, и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (каска)
III тур. “Полководцы Победы”
Перед вами фотографии полководцев Великой Отечественной войны.
1. Г. К. Жуков | 2. С.М. Буденый | 3.И.С. Конев |
4. П.С. Рыбалко | 5. К.К. Рокосовский | 6.П.К. Пономаренко |
Задания:
- Кто командовал Центральным фронтом во время битвы на Курской дуге? (К.К. Рокосовский)
- Кто руководил обороной Москвы в 1941г? (Г.К. Жуков)
- Кто принимал парад 7 ноября 1941г. на Красной площади г. Москвы? (С.М. Буденый)
- Маршал бронетанковых войск, танковая армия под командованием которого во время Львовско - Сандомирской операции спасла город Львов от разрушения. (П.С. Рыбалко)
- Главнокомандующим партизанским движением с 6 сентября 1942г. стал... (П.К. Пономаренко)
Задание зрителям. Историческая загадка
На фронтах войны сражались не только люди, но и “яки”, “тигры”, “пантеры”, “леопарды”. О чём именно идёт речь? (Это боевая техника: танки, самолёты и т.п.)
IV тур. “Непобедимая и легендарная”
1. Винтовка Мосина
2. Станковый пулемет
3.Пулемёт Дегтярева
4. Пулемет “Максим”
1. Какое оружие состояло на вооружение Красной армии в Великую Отечественную войну и русской армии в Первой мировой войне? (винтовка Мосина)
1. Танк - Т34
2. Танк КВ
3. Танк -ИС
1. Под деревней Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий. О каких танках идет речь? Танк Победы.
1.ИЛ- 2
2.И-16
3. ПО-2
1. Какой из самолетов в годы войны называли самолет-солдат, самолет-танк? (штурмовик ИЛ-2)
2. Он не был предназначен для войны. Создал Поликарпов. Вертолетов не было. По делал то. Что способны были делать они. На малой высоте, с выключенным мотором он подкрадывался к вражеским позициям и с точностью сбрасывал бомбы. Его назвали небесный тихоход.
Игра со зрителями
Задание “Шифровка”
ВГК – Верховный Главнокомандующий
ГКО – Государственный Комитет Обороны
ПВО – противовоздушная оборона
ПТО – противотанковая оборона
ПТР – противотанковое оружие
БМ – Боевая машина (легендарная Катюша)
Музыкальная пауза
1. Звучит песня “Катюша”. Назовите композитора и автора слов песни. (Блантер, Исаковский)
2.Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами главной советской песни Великой Отечественной войны. Назовите эту песню (Священная война). Назовите автора музыки песни (Александров).
3. Строки из личного письма поэта – фронтовика А.А. Суркова жене стали текстом песни. (Землянка)
4. Военная песня считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны. Песня Марка Бернеса имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом “Два бойца” у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. (Темная ночь)
V тур. “Герои Великой Отечественной”
Последний тур игры посвящён героям Великой Отечественной войны.
Внимание на экран.
Фото героев
1. Прославленный летчик, одним из первых совершивший наземный таран вражеской техники (Н.Ф.Гастелло)
2. Кто командовал 316-й стрелковой дивизией, 28 воинов которой героически обороняли разъезд Дубосеково на подступах к Москве? ( И.В. Панфилов)
3. В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943г. рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота (А. Матросов).
Десять тысяч наших земляков во время Великой Отечественной войны сражались за независимость своей Родины с оружием в руках, показывая образцы героизма и самоотверженности. 12 тысяч из них погибли на полях сражений.
Герои – земли Рязанской
1. Сергей Семенович Бюризов
2. Федор А. Полетаев
3. Пётр Степанович Игашов
4. Дмитрий Васильевич Тарасов
1. Герой итальянского движения сопротивления, родился в Рязанской области (Полетаев Ф.А.).
2. Маршал Советского Союза, уроженец г. Скопина (Бирюзов С.С.).
3. Он встретил войну в первый её день, в первый час на земле Бреста. Активно участвовал в защите знаменитой крепости. А потом два года воевал с немецко – фашистскими поработителями в тылу врага на земле братской Белоруссии. Участвовал во многих операциях: уничтожение вражеских поездов с живой силой и техникой, немецких складов с боеприпасами, уничтожение вражеских гарнизонов. Правительство отметило подвиг партизана орденом Красного Знамени. (Суворкин В.И.)
4. Герой Российской Федерации. Это звание ему присвоено в 1995 году, спустя 54 года после его подвига (П.С. Игашов).
(победители 5 тура участвуют в поединке)
Поединок
Задание “Кто больше назовет касимовцев – героев Советского Союза?” (время - 1 минута)
Награждение победителя. Звёздная речь победителя.
Урок подошел к концу. До свидания!