В настоящее время в ВУЗах гуманитарной направленности появляются направления обучения по специальности “Документоведение и архивоведение”. Практика показывает, что специальность является популярной среди студентов, после окончания курса выпускники легко находят интересную работу.
В соответствии со спецификой данного направления очевидна необходимость особенного внимания к изучению иностранного языка. Необходимо подготовить выпускника к профессиональной деятельности с использованием иностранного языка как на базовом уровне в целях личной и профессиональной коммуникации, так и на лингвистическом и межкультурном уровне.
Для успешного осуществления этой цели преподаватель должен иметь учебные пособия и методические рекомендации для преподавания иностранного языка в рамках специальности “Документоведение и архивоведение”. Вплотную занявшись изучением данного вопроса, мы обнаружили, что в настоящее время издано только одно учебное пособие по данной специальности Е.А. Сириной “Английский язык для документоведов” [1], изданное в 2013 году. Автор также предлагает вниманию коллег методические рекомендации по теме [2].
Следовательно, разработка учебных пособий и рабочих программ по специальности “Документоведение и архивоведение” остается чрезвычайно актуальной. В данной статье представлен проект готового к публикации учебного пособия, содержащего как темы из профессиональной сферы деятельности будущих документоведов и архивоведов, так и вспомогательный материал общекультурной направленности.
Материалы учебного пособия под названием “Документоведение на английском языке” прошли апробацию в группах студентов специальностей “Документоведение” и “Историческое архивоведение” Московского государственного института культуры.
По проекту пособие состоит из пяти тематических разделов. В первом разделе “Records managing as a profession” студенты знакомятся с базовой терминологией документоведения, порядком организации деятельности, узнают, как можно обучиться данной профессии в разных странах мира.
Второй раздел “Skills and responsibilities of a records manager” посвящен профессиональным обязанностям документоведа. Третий “Archives” посвящен особенностям организации архивов и работы архивоведов.
Четвертый раздел “Paperless office” затрагивает технические вопросы работы современного офиса, новые технологии, пришедшие на смену бумажному делопроизводству. Здесь нужно сказать, что такие разделы учебных пособий нуждаются в постоянной корректировке и доработке, так как в современном мире делопроизводство технически обновляется очень быстро, так что сведения, представленные в подобных разделах, устаревают не реже, чем раз в два года.
И, наконец, последний раздел пособия “Disposal of records” посвящен вопросу хранения и утилизации документов, а также хранения исторических документов.
В каждом разделе студенты знакомятся с лексикой по теме, которая отрабатывается при помощи предлагаемых упражнений.
Также в учебном пособии представлены дополнительные материалы по грамматике и тесты, однако эти разделы носят скорее вспомогательный характер и могут использоваться при проведении среза знаний по грамматике.
Важным с точки зрения формирования навыков использования иностранного языка в личных и профессиональных целях является раздел диалогов для инсценировки. При помощи представленных фрагментов общения сотрудников с офисе студенты составляют и инсценируют собственные диалоги на заданную тему.
Также интерес представляет раздел, посвященный домашнему чтению. В нем предлагаются дополнительный тексты для домашнего прочтения и последующего обсуждения в классе. Положительный эффект такого чтения очевиден: студенты получают дополнительные сведения и факты, при этом нет необходимости самостоятельно искать материал для чтения по специальности. Необходимость таких поисков может вызвать трудности у студентов, которые не обладают пока достаточным уровнем знаний для самостоятельной работы с текстами по специальности.
В заключение хотелось бы сказать, что представленный в таком виде материал имеет практическую значимость для занятий по английскому языку, может помочь студентам с приобретении навыков владения иностранным языком в профессиональной сфере, а преподавателям английского языка по специальности “Документоведение и архивоведение” в поисках материалов для занятий, составлении программы и ведении курса.
ЛИТЕРАТУРА
- Сирина Е.А. Английский язык для документоведов. Учебное пособие. - Ухта, 2013.
- Сирина Е.А. Английский язык в профессиональной сфере по направлению “Документоведение и архивоведение”. Методические указания. - Ухта, 2014.