План-конспект урока – творческой мастерской по теме «Геральдика города Чебоксары». 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Роль и место темы в свете рабочей программы “Изобразительное искусств” (Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского)

Изготовление декоративной аппликации из картона и цветной бумаги в виде стилизованного герба города Чебоксары.

Продолжительность занятия: 45 минут

Предварительная работа: выезд в ДХШ № 4 им. Э.Юрьева (г. Чебоксары, пр. Мира, д. 100) с целью знакомства с творчеством художником Э.Юрьевым, создания символики Чувашской Республики – герба Чувашии, флага Чувашии, совершенствования герба города Чебоксары; занятия с картоном, ножницами, цветной бумагой, клеем.

Дидактическая (обучающая) цель: сформировать целостное представление о гербе города Чебоксары

Обучающие задачи:

- обеспечить усвоение материала об истории создания герба города Чебоксары

- систематизировать знания о геральдике

- расширить знания о разнообразии художественных средств и выразительности декоративных материалов;

- совершенствование навыков работы детей в технике “Аппликация”:

1) учить детей вырезать и склеивать из цветной бумаги основу и детали для основания щита герба,

2) учить полихромно (многослойно) складывать бумагу белого цвета по принципу оригами;

3) учить из прямоугольника белого цвета путем сложения в несколько раз вырезать зигзагообразную линию (линию волны) для герба;

4) формировать умение работать с ножницами и клеем;

5) развивать пространственное мышление, умение видеть красоту природы, композиционные умения – создавать из цветной бумаги стилизованный герб города Чебоксары на белой картонной основе в форме щита.

Развивающая цель: Формировать познавательные умения учащихся

Развивающие задачи:

- развивать творческое начало, творческое мышление и воображение;

- формировать способность вслушиваться в характер музыки;

- развивать умение сравнивать, анализировать, видеть эстетическое богатство национальной чувашской культуры

- развивать память, наблюдательность детей; расширять их кругозор.

Воспитательная цель: Воспитывать интерес к истории чувашской культуры

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы

- воспитывать ответственное отношение к выполненному заданию

- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и поиску творческой мысли художника.

Форма организации обучения (вид урока) – урок – творческая мастерская

Методы обучения: беседа-рассказ, демонстрация, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический, частично-поисковый, сравнения-сопоставления.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения (оборудование):

  • таблицы “Символы России”, “Символы Чувашской Республики”, образец герба города Чебоксары ручной работы (выполненный учителем), варианты гербов города Чебоксары: прежний, праздничный вариант в исполнении художника Э.Юрьева
  • презентация “Геральдика города Чебоксары”, открытки с изображением герба города Москвы, города Чебоксары; рисунки; чувашский орнамент, стилизованные солнца восьмиугольные, надписи “Герб города Чебоксары”, эскизы составления композиции, энциклопедии, словари.

Программно-технические средства: Доска, мел, ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал:

Цветные стикеры трех цветов, кроссворды (1 шт. на двоих детей), картонные заготовки для каждого ребенка в виде белого щита, нарезанная полосками цветная бумага (удобнее использовать цветную бумагу формата А4 синего цвета); нарезанная полосками по 8, 5 см красная бумага, ножницы; клей ПВА, клей-карандаш; декоративные элементы для различного оформления герба (надпись “Шупашкар”.

Форма контроля – выставка детских работ

Метод контроля – практическая работа, самоанализ, отчет по практике (“художественный сове”).

Ожидаемые результаты – формировать практические навыки учащихся в стилизации оформления современного герба города Чебоксары.

Оценка результатов деятельности детей: создание творческой выставки гербов в конце урока.

Подведение итогов самими детьми: выставка гербов города Чебоксары, анализ “Листа ожиданий” в виде игры “Цветные стикеры”.

Презентация.

ХОД УРОКА – ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

1. Организационный момент.

Приветствие.

Готовность к уроку: рабочее место, инструменты и оборудование учеников, ТБ.

2. Актуализация знаний. Вводная часть.

Перед началом занятия обратить внимание детей на “Лист ожиданий”. На доске написано:

  • “Что новое я хочу узнать?”
  • “Чему я хочу научиться?”
  • “Какие чувства я хочу испытать?”

Всем детям учитель раздает цветные стикеры: оранжевые – написать, что вы сегодня хотите узнать нового; зеленые, что бы вы написали о тех знаниях, которые вы планируете получить на творческом занятии; синие – нужно написать о тех чувствах, которые вы хотите испытать на этом занятии.

Предложить ребятам сесть за один рабочий стол по четыре человека для продуктивности работы на уроке.

Проблема.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите пожалуйста вокруг себя. Что вас сегодня окружает? (на стенах кабинета вывешены таблицы, иллюстрации гербов Российской Федерации, Чувашской Республики, города Чебоксары, флаги (картонные цветные иллюстрации), гимны РФ и ЧР.

Учащиеся дают ответ: “Гербы”, “Герб России”, “Герб Чувашии” и т.п.

Правильно. А скажите пожалуйста, кто из вас знает понятие слова “герб”? Что такое герб?

Ответы детей.

А что изображено на гербах?

Дети отвечают

А как это можно назвать одним словом?

Дети отвечают: “Символы”

Учитель чертит на доске таблицу из трех граф: первая – ответы детей “Что такое символы”, вторая – понятие слова “символ” в словарях, энциклопедиях, третья графа – итог, вывод

Дети даю свои ответы, что такое символ, учитель пишет на доске все высказывания детей, далее идет работа со справочной литературой – дети самостоятельно ищут определение слова “символ” в толковых словарях, словарях русского языка (Даля, Ожегова и т.п.)

Для проверки полученных знаний на предыдущем уроке учитель раздает учащимся кроссворды. Дети в группах по два человека разгадывают кроссворд.

Сегодня, мы с вами поговорим об одном из знаменательных праздников, который наступит 29 апреля – Дне символов Чувашской республики. Кто знает, какой праздник отмечается в Чувашии в последнее дни апреля?

Ожидаемые ответы детей: “День государственных символов Чувашской Республики!”

Основная часть.

Учитель ИЗО:

Каждый народ создаёт и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение геральдики – это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь – проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства – это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, ещё и национальное достояние, достояние отечественной культуры.

В каждом элементе государственной геральдики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели и принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы.

29 апреля – День государственных  символов   Чувашской Республики. Это особо значимое событие для нас. Бережно относиться к национальным символам своей Родины должен каждый человек. В них отражены богатство нашей истории, традиции и новые устремления. Поэтому государственный праздник символов   республики имеет большое воспитательное значение, они воспитывают любовь к родной земле и укрепляют патриотические чувства. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости.

Что такое геральдика?

Слово “ геральдика” имеет три значения.

В первом значении “геральдика” - это отдел исторической науки, занимающийся изучением гербов.

Во втором значении “геральдика” - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.

В третьем значении “геральдика” - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем, например, “геральдика России”, разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране.

Все три значения слова “геральдика” тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.

Геральдика – это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных средств. Геральдика   существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности.

Какой он из себя герб знают все: гербы окружают нас со всех сторон, и они разные. Само присутствие герба в нашей жизни, а не только в исторических источниках, говорит о том, что геральдика – дисциплина, изучающая гербы - есть не только вспомогательная историческая дисциплина, но и "отрасль прикладного знания".

Значение цветов

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Желтый – король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение, сила, постоянство.

  • Синий – величие, красота, ясность
  • Белый – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость, святость
  • Красный – храбрость, мужество, неустрашимость
  • Зеленый – надежда, изобилие, свобода
  • Черный – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура, скромность, образованность.
  • Червленый (темно-красный) – символ любви, смелости
  • Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество

Значение символов

Основные фигуры, которые используются при составлении гербов: фигуры естественные, фигуры искусственные, фигуры фантастические. Геральдика – наука о гербах и эмблемах. Основные фигуры, которые используются при составлении гербов: фигуры естественные, фигуры искусственные, фигуры фантастические.

В геральдике естественными фигурами называются все те изображения, которые отражают явления и проявления всего многообразного мира природы. Естественные фигуры подразделяются на три основные группы: “Три солнца” – состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий свет и оберегающий благополучие

“Древо жизни”, — главной эмблемы государственного герба Чувашской Республики

Дуб - символ силы и вечной жизни. Дуб — дань уважения нашим предкам, сила сопротивления, терпения, сила выносливости, устойчивости, надёжности. Дуб силён своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением.

Дубовые листья с желудями (зеленого цвета) – символ могущества, долголетия и твердости; листья, символизирующие деревообрабатывающую отрасль

Желуди – символ здорового поколения

Шишки хмеля - образ традиционного богатства чувашского народа.

Колосья - символ богатства и трудолюбия

Конь самое благородное животное, встречаемое в гербах. Это символ мужества, верности и отваги, любви и преданности к Родине. Это конь, один из древнейших символов развития, движения вперед, трудолюбия. Ему принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве

Бык - символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства

Рыбы, символизирующие один из главных промыслов жителей

Утки - стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей

Крест есть символ, четырех сторон света

Меч - дух народа, символ защиты и справедливости, а также единения, союза народов, изображена крепость, символизирующая древнейший памятник культуры, археологии

Пламенеющий меч - старинный символ мирного созидания, доброго сердца и надежной, крепкой обороны (этим пламенеющий меч отличается от обычного меча, использование которого в гербах нередко связывается с известной агрессивностью)

Корона символ государственности, принадлежность к царской фамилии.

Волнистые линии синего цвета наверху и внизу герба передают образы рек

Изображение железной дороги и водонапорной башни, являющейся первым сооружением, положившим начало развитию поселения

силуэт теплохода на подводных крыльях – символ динамического развития общественных процессов в городе.

часть шестерни – символ механизации и развития промышленного производства. Шестерня символизировала машиностроительную промышленность

Образ женщины с колосьями является также символом земледелия и плодородия.

Змей - символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий - символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши - символ медицины.

1. Космические предметы, планеты и стихии, явления природы;

2. Живые существа;

Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия. Наиболее распространённые типы (естественные):

3. Растительный мир.

Герб городов Чувашской Республики

Герб Чебоксар

 Большой герб города Чебоксары представляет собой серебряный щит. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток"- символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" – символ, означающий  существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Под дубами зигзагообразная линия - изображение реки - в данном случае реки Волга. Цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит обрамлен симметричным декоративным мотивом (Хмель) золотого цвета, и девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле", всё это указывают на правовой статус города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.

Учитель ИЗО: “Ребята, у нас в школе есть музей художественной культуры, но нет в нем герба города Чебоксары. Давайте сегодня, сделаем герб ручной работы, т.е. рукотворный герб города Чебоксары. Как вы понимаете слово “рукотворную”?

Ожидаемые ответы детей: “Это то, что сделано руками”.

Учитель ИЗО: “Перед началом нашей работы, я хочу вам представить презентацию о гербе города Чебоксары”.

Показ и просмотр слайдов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (зрительная гимнастика).

  • “Жмурки” - зажмурить глаза, открыть. И так несколько раз.
  • “Моргалки” - быстро поморгать, спокойно посмотреть. И так несколько раз.
  • “Право-лево” - правой ладошкой закрыть левый глаз, затем поменять руки. Это упражнение делать на ускорение. Выполнить несколько раз.
  • “Вдаль” - посмотреть детям в окно на отдаленный предмет, потом на свой нос. Выполнить несколько раз.
  • “Улиточка” - на доске нарисована спираль. Дети глазами “раскручивают” спираль от центра к “хвосту” улиточки, и, наоборот, от “хвоста” в центр, “домик” улиточки. Дети повторяют данную зрительную гимнастику несколько раз. Учитель следит, чтобы ребята выполняли данное упражнение глазами, а не совершали повороты головы.

Работа по теме.

Учитель ИЗО: “После просмотра слайдов задание каждому ребенку:

Придумать стилизацию верхней части герба города Чебоксары

Идет обсуждение понятия слова “стилизация”

Ребята работают в группе и самостоятельно. Время 1, 5 - 2 мин.

Учитель ИЗО:

Ожидаемые ответы детей: проявить самостоятельность, творчество при выполнении верхней части герба города Чебоксары, как правильно справиться с полученным заданием.

Учитель ИЗО: “Хорошо, какие вы молодцы. Вы внимательно смотрели презентацию и сами, благодаря своей внимательности и умению слышать и слушать друг друга вывели свои собственные выводы. А это теоретические знания по нашей теме.

- Ребята, для того, чтобы выполнить вам эту работу, т.е. изготовить герб города Чебоксары нам нужно понять порядок работы. Итак, смотрим на образец.

Идет демонстрация эскизов выполнения работы.

Учитель ИЗО: “Я хочу представить вашему вниманию несколько эскизов гербов города Чебоксары. Каждый из вас выберет свой, понравившейся!”

Мы уже на прошлом занятии научились вырезать из цветной бумаги, а сегодня мы будет изготовлять наш герб, используя предыдущие навыки. Сначала нам необходимо подготовить основу нашего будущего герба. Выберите, пожалуйста, голубой (синий) цвет для вашей будущей работы.

Сегодня мы выполним вот такой герб – (идет демонстрация готовой работы), или его варианты. Наши гербы будут красочными и разнообразными. Итак, приступаем к работе.

Учитель:

“Ребята, помним про технику безопасности, работая с ножницами”

Идет самостоятельная работа в группе. Учитель подходит к каждой группе детей и советует, как композиционно разместить уток, полоски цветной бумаги, зигзагообразную линию и т.п.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для мелкой моторики пальцев):

“Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем,
Мастерить опять начнем -
Пальцы вместе, пальцы врозь
Заколачиваем гвоздь”.

Физкультминутка для пальчиков с использованием карандашей (палочек) – массаж пальцев, между ладонями дети растирают карандаш, перебирают им между пальчиками и т.п.

Время – 1 – 1,5 мин.

Учитель ИЗО:

“Продолжаем работу”.

Идет завершительная работа в группе.

Дети доделывают свои творческие работы.

Подведение итогов творческого занятия. Рефлексия.

Учитель ИЗО: “А теперь мы с вами создадим свою собственную выставку наших гербов ручной работы”.

На отдельном столе дети выкладывают все свои работы. Идет анализ и оценка детских работ.

Вопросы, на которые отвечают дети:

- Какой герб получился самый яркий?

- Самый интересный герб города Чебоксары?

- Правильно выполнен композиционно?

- Какой герб вам нравится больше всего? Почему?

- Какой герб города Чебоксары получился самый аккуратный? И т.п.

Учитель ИЗО: “Ребята, я обращаю ваше внимание на Лист ожиданий.

- Ребята, что новое вы сегодня узнали на нашем занятии? (29 апреля - День символов Чувашской Республики, геральдика – это …. и т.п.)

- Ребята, какие знания вы сегодня получили, давайте посмотри, что вы написали в начале нашего творческого занятия… (Что-то полезное для себя, какие бывают гербы, какие используют цвета, декоративные элементы для оформления гербов и т.п.)

– Ребята, какие чувства вы сегодня испытали? (Радость, восторг, удовлетворение, воодушевление, удовольствие от проведенного занятия).

Дети сами читают, что написано на цветных стикерах.

И в завершении нашего урока идет анализ всей деятельности.

Самопрезентация герба каждым ребенком (или в паре)

Учитель предлагает детям себя оценить (оценить свою творческую работу, активность на уроке и т.п.).

Учитель дает оценку детям по критериям: высокий, средний, базовый уровень.

Завершение - Вы молодцы, ребята! Наш урок окончен. Всем спасибо!

Подарите свои гербы города Чебоксары своим родителям или учителям географии или истории, чувашского языка или культуры родного края, а самые лучшие гербы мы передадим в наш школьный музей.

3. Заключение.

Изучив старинные и современные гербы городов Чувашии, сделали следующие выводы:

1. Существует специальная наука, изучающая государственную символику - геральдика.

2. Самые древние города Чувашии - Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, Марпосад.

3. Гербы городов со временем меняются.

4. Одинаковые элементы гербов указывают на принадлежность одному государству.

5. Одним из создателей современных гербов городов республики является Э.Юрьев, Шипунов В.А.

4. Список литературы.

1. Чувашская энциклопедия,2006 год.

2. В.Ф.Каховский, Т.З.Захаров, В.Р.Степанов, “Рассказы по истории Чувашии”.

3. В.Д.Димитриев, “Чувашские исторические предания”.

4. В.Иванова, М.Иванов, “ Радуга над Волгой”.