Корень слова. Однокоренные слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока: провести рефлексию знаний учащихся о понятиях “однокоренные слова”, “корень”, совершенствовать навык нахождения корня в слове.

Основные виды учебной деятельности:

  • Находить родственные слова в тексте и среди других слов.
  • Различать родственные слова и синонимы.
  • Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.
  • Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

  • Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
  • Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
  • Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно.

Тип урока: урок закрепления.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

Этапы урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД (метапредметные результаты)
1.Организационный момент

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

(Звучит музыка, звуки осеннего леса.)

Сегодня на уроке я вас приглашаю совершить виртуальную прогулку в осенний лес.(Слайд 1)

Мы не только насладимся красотой осеннего леса, а с пользой проведём это время.

Мотивация на урок. Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению
2. Словарно- орфографическая работа - Гуляя по осеннему лесу нельзя нарушать тишину. Ведь мы можем помешать его жителям.

- Кого я имею ввиду? (животные)

- В осеннем лесу мы встретим много птиц?

- Посмотрите на экран, этих птиц мы сможем встретить в осеннем лесу?(Слайд 2)

- Как называются эти птицы?

(Сорока, ворона, воробей, снегирь)

- Когда к нам прилетает снегирь?

На экране слова.

Сорока, ворона, воробей, снегирь.

- Что это за слова?(словарные)

- Что общего у них?( сущ., птицы)

- Что нужно сделать с этими словами?

- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. (один ученик за доской)

Выполняют задание. Взаимопроверка. Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Повторить написание словарных слов.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи - Найдите в этих словах ещё одно слово.

КОРЕНЬ (Слайд 3)

- Какие значения имеет слово корень? ( корень дерева, зуба, математический корень)

- что можно сказать об этом слове?(многозначное) (Слайд 4)

- Какое отношение имеет слово корень к предмету “Русский язык”? - Что мы называем корнем слова? (Корень – это общая часть родственных слов. )

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Корень слова)

(слайд 5)

- Гуляя по осеннему лесу мы будем отработать навыки нахождения однокоренных слов, выделять корень в словах. Повторим секреты корня.

-  Слово корень употребляется в речи, когда говорят о чём то главном.

Учащиеся находят слово “Корень”

Доказывают многозначность этого слова.

Сами формулируют тему урока. “Родственные слова” Познакомиться с родственными словами. Каковы их признаки?Находить родственные слова в тексте и среди других слов. Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного

Работа над фразеологизмами.

(Слайд 6)

Смотри в корень.

Зри в корень.

- как вы понимаете значение этих фразеологизмов?

- Когда так говорят? (Это значит выделить самое главное)

-Что можно сказать о словах смотри и зри?(синонимы)

-Запишите первый фразеологизм в тетрадь.

-Прокомментируйте орфограммы.

Смотри в корень

Единица речи

Лексическое значение

Раскрытие смысла фразеологизмов.

Выявление значимости корня.

Предлагает задания  
Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

- Осень – любимое время года у художников, писателей, поэтов. (Слайд 7)

На уроках литературного чтения мы изучили много произведений об осени. Давайте вспомним одно из них.

И. Токмакова “Осенние листья” ( Слайд 8)

-Какое слово пропущено в этом стихотворении? (Листья)

- Подберите однокоренные слова.

-Где я могу проверить правильность подбора однокоренных слов?

- Как называется самая главная часть в слове?

- Подбирают однокоренные слова, выделяют корень. Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

  Вывод: корень- главная значимая часть слова.   Обобщают полученные знания  
Самостоятельная работа -Гуляя по осеннему лесу, мы незаметно подошли к лесной речке. ( Слайд 9)

- Какое значение имеет для леса вода?

- Речка, это тоже чей-то дом.

Самостоятельная работа. Приложение 1.

(Слайд 10)

1 вариант подбирает однокоренные слова к слову вода

2 вариант к слову рыба.

(Работа по карточкам)

Проверка.

- У кого возникли сложности при выполнении этой работы.

- Посмотрите, какие я составила слова.

Водный, водичка, подводный, водомерка, водитель.

Рыбалка, рыбка, рыболов, рыбий.

- Все слова понятны?

- Объясните значение слова водомерка. ( Насекомое –клоп, живёт на поверхности воды.)

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (В корне)

Следующий секрет – в корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Самостоятельно подбирают однокоренные слова.

Обобщают полученные знания.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Физминутка (Слайд 11)

- Как в лесу красиво и свежо. Подул ветерок и начался листопад. Со всех сторон полетели листья, золотые, багряные. Разноцветным ковром легли под ноги.

-Пусть наши глазки отдохнут, а мы посмотрим на листопад и послушаем “Осенний вальс” польского композитора Фредерика Шопена.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.  
Работа в паре

Воспитательный момент

- С каким настроеньем слушали осенний вальс?

- Прочитайте слова на карточке, совпадают эти слова с вашим настроеньем?

- У вас одна карточка, это значит, вы будете работать в паре.

- Придумайте задание для этих слов.

- А авторы учебника предлагают нам, вот какие задания.

Работа по учебнику. (Слайд12) Приложение 2.

1 ряд подчеркнёт синонимы

2 ряд- антонимы

3 ряд – однокоренные слова

- Задания вы найдёте в учебнике на с. 64

Работа по учебнику.

- Что мы повторили, выполняя это упражнение?

- Следующий секрет корня заключается в задании 3 ряда.

- Прочитайте ещё раз свои слова.  (Грусть, грустный, грустить)

-  Определите части речи.

Следующий секрет- однокоренные слова могут относится к разным частям речи.

Придумывают задания для слов.

Работа по заданию в учебнике.

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Работа над текстом (Слайд13)

- Посмотрите, как чисто в лесу. Кто-то повесил кормушки. Интересно, кто следит за лесным порядком? (лесник)

-Кто такой лесник?(Слайд14)

Работа над предложением. Приложение 3.

Прочитайте предложения. Круглый год(т) л...сник охраняет лес. Ж...вет он в л...сной ст...рожке за перелеском.

- Все слова понятны?

-Что такое перелесок? (Работа с толковым словарём)

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите.

- Какие задания можно сделать в этом тексте?

- Вставьте пропущенные буквы.

- Найдите однокоренные слова, выделите корень.

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? ( подобрать однокоренные слова)

Ещё один секрет – чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова.

- Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Проверка.

Вставляют пропущенные орфограммы, комментируя правильное написание слов.

Находят однокоренные слова в тексте.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Проблемная ситуация Из осеннего леса с пустыми руками не уйдёшь.(Слайд 15)

Много грибов осенью.

И мы вышли на грибную полянку.

Интересно, какие грибы здесь растут?

- Подосиновик.

- А почему его так назвали? (Слайд 16)

- Подберёзовик.

- Лисичка. Составьте предложение со словом лисичка.

- А я вот какие предложения составила.

Рыжие лисички резвились на лесной полянке.

Мы нашли целую поляну рыжих лисичек.

- Всё ли я сделала правильно.

- Есть в этих предложениях однокоренные слова? (Слайд 17)

- Назовите главные условия для поиска однокоренных слов.

Как называются такие слова. (омонимы)Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Ну вот, наша прогулка подошла к концу.

-Вам понравилось гулять по осеннему лесу?

Сопоставляют слова, выделяя однокоренные.

Находят омонимы.

Делают вывод

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. КУУД:

Контролировать действия партнера.

Итог урока - Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них. (Слайд 18)

О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где?

Подводят итог Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. КУУД:

Контролировать действия

Рефлексия Плакат со словами.

Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё таки учиться

Прикрепите ваш листочек на то дерево, как вы оцениваете себя на уроке. (Слайд 19)

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке.    
Домашнее задание Дифференцированное задание.

Выберете карточку самостоятельно.

Повторение и закрепление по теме урока. Контроль знаний.