Цели урока: провести рефлексию знаний учащихся о понятиях “однокоренные слова”, “корень”, совершенствовать навык нахождения корня в слове.
Основные виды учебной деятельности:
- Находить родственные слова в тексте и среди других слов.
- Различать родственные слова и синонимы.
- Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.
- Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
- Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
- Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
- Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно.
Тип урока: урок закрепления.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) |
1.Организационный момент Мотивационный |
- Здравствуйте, ребята! - Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Звучит музыка, звуки осеннего леса.) Сегодня на уроке я вас приглашаю совершить виртуальную прогулку в осенний лес.(Слайд 1) Мы не только насладимся красотой осеннего леса, а с пользой проведём это время. |
Мотивация на урок. | Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. | РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению |
2. Словарно- орфографическая работа | - Гуляя по осеннему лесу нельзя
нарушать тишину. Ведь мы можем помешать его
жителям. - Кого я имею ввиду? (животные) - В осеннем лесу мы встретим много птиц? - Посмотрите на экран, этих птиц мы сможем встретить в осеннем лесу?(Слайд 2) - Как называются эти птицы? (Сорока, ворона, воробей, снегирь) - Когда к нам прилетает снегирь? На экране слова. Сорока, ворона, воробей, снегирь. - Что это за слова?(словарные) - Что общего у них?( сущ., птицы) - Что нужно сделать с этими словами? - Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. (один ученик за доской) |
Выполняют задание. Взаимопроверка. | Предлагает задания. Включает
учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Повторить написание словарных слов. |
Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи | - Найдите в этих словах ещё одно
слово. КОРЕНЬ (Слайд 3) - Какие значения имеет слово корень? ( корень дерева, зуба, математический корень) - что можно сказать об этом слове?(многозначное) (Слайд 4) - Какое отношение имеет слово корень к предмету “Русский язык”? - Что мы называем корнем слова? (Корень – это общая часть родственных слов. ) - Кто сформулирует тему нашего урока? (Корень слова) (слайд 5) - Гуляя по осеннему лесу мы будем отработать навыки нахождения однокоренных слов, выделять корень в словах. Повторим секреты корня. - Слово корень употребляется в речи, когда говорят о чём то главном. |
Учащиеся находят слово “Корень” Доказывают многозначность этого слова. Сами формулируют тему урока. “Родственные слова” Познакомиться с родственными словами. Каковы их признаки?Находить родственные слова в тексте и среди других слов. Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень. |
Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. |
РУУД Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме. РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. |
Актуализация знаний. Повторение пройденного |
Работа над фразеологизмами. (Слайд 6) Смотри в корень. Зри в корень. - как вы понимаете значение этих фразеологизмов? - Когда так говорят? (Это значит выделить самое главное) -Что можно сказать о словах смотри и зри?(синонимы) -Запишите первый фразеологизм в тетрадь. -Прокомментируйте орфограммы. Смотри в корень |
Единица речи Лексическое значение Раскрытие смысла фразеологизмов. Выявление значимости корня. |
Предлагает задания | |
Самоопределение к деятельности Изучение нового материала |
- Осень – любимое время года у
художников, писателей, поэтов. (Слайд 7) На уроках литературного чтения мы изучили много произведений об осени. Давайте вспомним одно из них. И. Токмакова “Осенние листья” ( Слайд 8) -Какое слово пропущено в этом стихотворении? (Листья) - Подберите однокоренные слова. -Где я могу проверить правильность подбора однокоренных слов? - Как называется самая главная часть в слове? |
- Подбирают однокоренные слова, выделяют корень. | Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов | ПУУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Вывод: корень- главная значимая часть слова. | Обобщают полученные знания | |||
Самостоятельная работа | -Гуляя по осеннему лесу, мы
незаметно подошли к лесной речке. ( Слайд 9) - Какое значение имеет для леса вода? - Речка, это тоже чей-то дом. Самостоятельная работа. Приложение 1. (Слайд 10) 1 вариант подбирает однокоренные слова к слову вода 2 вариант к слову рыба. (Работа по карточкам) Проверка. - У кого возникли сложности при выполнении этой работы. - Посмотрите, какие я составила слова. Водный, водичка, подводный, водомерка, водитель. Рыбалка, рыбка, рыболов, рыбий. - Все слова понятны? - Объясните значение слова водомерка. ( Насекомое –клоп, живёт на поверхности воды.) - Что общего у всех слов? (Значение) - Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные) - В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (В корне) Следующий секрет – в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. |
Самостоятельно подбирают
однокоренные слова. Обобщают полученные знания. |
Включает учащихся в
контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. |
Л контроль в форме сличения способа
действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Физминутка | (Слайд 11) - Как в лесу красиво и свежо. Подул ветерок и начался листопад. Со всех сторон полетели листья, золотые, багряные. Разноцветным ковром легли под ноги. -Пусть наши глазки отдохнут, а мы посмотрим на листопад и послушаем “Осенний вальс” польского композитора Фредерика Шопена. |
Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу | Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | |
Работа в паре Воспитательный момент |
- С каким настроеньем слушали
осенний вальс? - Прочитайте слова на карточке, совпадают эти слова с вашим настроеньем? - У вас одна карточка, это значит, вы будете работать в паре. - Придумайте задание для этих слов. - А авторы учебника предлагают нам, вот какие задания. Работа по учебнику. (Слайд12) Приложение 2. 1 ряд подчеркнёт синонимы 2 ряд- антонимы 3 ряд – однокоренные слова - Задания вы найдёте в учебнике на с. 64 Работа по учебнику. - Что мы повторили, выполняя это упражнение? - Следующий секрет корня заключается в задании 3 ряда. - Прочитайте ещё раз свои слова. (Грусть, грустный, грустить) - Определите части речи. Следующий секрет- однокоренные слова могут относится к разным частям речи. |
Придумывают задания для слов. Работа по заданию в учебнике. |
Наблюдает за работой групп,
организует общеклассную дискуссию, помогает
заметить границу между знанием и незнанием. Предлагает задания, помогает сделать вывод. |
КУУД: Контролировать действия партнера. |
Работа над текстом | (Слайд13) - Посмотрите, как чисто в лесу. Кто-то повесил кормушки. Интересно, кто следит за лесным порядком? (лесник) -Кто такой лесник?(Слайд14) Работа над предложением. Приложение 3. Прочитайте предложения. Круглый год(т) л...сник охраняет лес. Ж...вет он в л...сной ст...рожке за перелеском. - Все слова понятны? -Что такое перелесок? (Работа с толковым словарём) - Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите. - Какие задания можно сделать в этом тексте? - Вставьте пропущенные буквы. - Найдите однокоренные слова, выделите корень. - Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? ( подобрать однокоренные слова) Ещё один секрет – чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова. - Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Проверка. |
Вставляют пропущенные орфограммы,
комментируя правильное написание слов. Находят однокоренные слова в тексте. |
Включает учащихся в
контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. |
КУУД: Контролировать действия партнера. |
Проблемная ситуация | Из осеннего леса с пустыми руками не
уйдёшь.(Слайд 15) Много грибов осенью. И мы вышли на грибную полянку. Интересно, какие грибы здесь растут? - Подосиновик. - А почему его так назвали? (Слайд 16) - Подберёзовик. - Лисичка. Составьте предложение со словом лисичка. - А я вот какие предложения составила. Рыжие лисички резвились на лесной полянке. Мы нашли целую поляну рыжих лисичек. - Всё ли я сделала правильно. - Есть в этих предложениях однокоренные слова? (Слайд 17) - Назовите главные условия для поиска однокоренных слов. Как называются такие слова. (омонимы)Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению. Ну вот, наша прогулка подошла к концу. -Вам понравилось гулять по осеннему лесу? |
Сопоставляют слова, выделяя
однокоренные. Находят омонимы. Делают вывод |
Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Итог урока | - Используя вопросительные слова,
составьте вопросы об основных понятиях темы
урока, и ответьте на них. (Слайд 18) О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где? |
Подводят итог | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия |
Рефлексия | Плакат со словами. Урок
полезен, всё понятно. Прикрепите ваш листочек на то дерево, как вы оцениваете себя на уроке. (Слайд 19) |
Самостоятельно оценивают свою работу на уроке. | ||
Домашнее задание | Дифференцированное задание. Выберете карточку самостоятельно. |
Повторение и закрепление по теме урока. | Контроль знаний. |