Цели урока: Создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, умения работать с разнообразными историческими, документальными источниками
Образовательные
- Обобщить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1943 гг., вспомнить имена тех, кто отличился на полях военных действий в это период Великой Отечественной войны.
- Дать представление учащимся о жизни советских людей на оккупированной территории на примере нашего города.
- На основе фактов из истории родного города сформировать представления о причинах борьбы с фашистскими оккупантами на занятых территориях, в частности в Таганроге.
- Расширить знания учащихся о деятельности таганрогского подполья, опираясь на малоизвестные документы, исторические и экспозиционные материалы по данной теме в Таганрогском историко-краеведческом музее.
- Осмыслить предпосылки источники этого сопротивления на примере Таганрогского подполья.
Развивающие
- Развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
- Использовать в работе элементы анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Определять сущностные характеристики изучаемых исторических явлений, отбирать и анализировать полученную историческую информацию
- Самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы, аргументировать свои оценки и выводы, изучая разнообразные исторические источники и материалы по истории Великой Отечественной войны нашей страны и истории нашего города в период 1941-1945 гг.
- Формировать умения работать с разнообразными историческими источниками, развивать логическое мышление.
- Закреплять навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом; работы в музее.
- Расширять кругозор обучаемых, развивать их познавательный интерес
- Формировать умения работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
- Развивать творческие возможности учащихся, формировать умение использовать различные виды умений и знаний, полученных по другим предметам (обществознанию, литературе, русскому языку, ИКТ рисованию, труду и т.д.) для выполнения ряда заданий уроков.
Воспитательные
- Воспитывать гражданственность, развивать мировоззренческую убежденность учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- Показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшихся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов деятельности таганрогского подполья в годы Великой Отечественной войны.
- Расширить социального опыта учащихся, на основе работы по анализу материалов по истории России и нашего города в годы Великой Отечественной войны,
- Оценить значимость поступков подпольщиков с позиции гражданского патриотизма.
- Воспитывать информационную культуру.
Ожидаемые результаты.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- причины борьбы советского народа на занятой врагом территории, на примере нашего города;
- характеризовать деятельность подпольщиков на оккупированной территории, рассматривая и изучая малоизвестные документы, исторические, экспозиционные материалы по истории Таганрога;
- объяснять термины: оккупация, геноцид, подполье, подпольщики, патриот, оккупационный режим, знак “Ost”;
- видеть антигуманную сторону любой войны, еще раз убедиться, что Великая Отечественная война - это символ горя, мужества и победы, доставшихся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий .
Метапредметные:
1. Регулятивные
Обучающиеся смогут:
преобразовывать практическое задание в
познавательную работу с текстом учебника,
историческими документами, музейными
материалами;
2. Коммуникативные
Обучающиеся смогут:
- формулировать и аргументировать свою позицию;
- отработать умение работы в группах;
- развить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении выдвинутой проблемы;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.
3. Познавательные
Обучающиеся смогут:
- искать и находить необходимую информацию с применением методов исследовательской деятельности: сравнение, сопоставление, анализ, умение делать выводы;
- самостоятельно работать с различными историческими источниками, документальными материалами;
- развить умения отбирать и обрабатывать полученную ранее информацию, преобразовывать ее в различные формы (схемы, кластеры, видеоряды и т.д);
- развить умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
4. Личностные
Обучающиеся смогут:
- получить дополнительный опыт и отработать умения публичных выступлений;
- расширить свой социальный опыт на основе изучения и анализа материалов по истории России и родного города в годы Великой Отечественной войны;
- определить свою позицию по проблеме урока:”Какова роль советских людей, тех, кто остался на оккупированной территории и оказывал сопротивление врагу в разгроме фашизма?”.
Оборудование урока
- Схема: “Человек на войне” (на доске)
- Кейсы с подборкой исторических источников, краеведческого материала;
- Краеведческие материалы (документы таганрогского подполья, периода оккупации Таганрога);
- Архивные материалы ТИКМ;
- Материалы экспозиции Таганрогского историко-краеведческого музея, школьного музея Таганрогской Мариинской гимназии №15;
- Иллюстрации Таганрога 30-50-х годов, репродукции картин;
- Портреты таганрогских подпольщиков;
- Учебник “История России XX начало XXI века”;
Основные понятия: подполье, подпольщики, геноцид, патриот, оккупация, оккупационный режим. знак “Ost” Предлагаемый урок состоит из двух частей: первая часть - это урок проблемного обучения, вторая часть урока – урок в музее, позволяющий познакомиться с редкими документами и подлинными артефактами (периода фашисткой оккупации Таганрога) Великой Отечественной войны.
Основные этапы урока
I . Постановка учебных задач.
1). Создание проблемной ситуации.
2). Фиксация новых учебных задач. Определение рабочих версий
II. Актуализация знаний учащихся, коррекция поставленной учебной задачи
III. Поиск и решение поставленной проблемы. (Открытие новых знаний).
1. Организация работы учащихся на данном этапе, создание рабочих групп
2. Учебно исследовательская деятельность учащихся
IV. Конкретизация и углубление знаний по изучаемой проблеме. Работа в Таганрогских музеях.
1. Постановка опережающего задания.
2. Работа по решению частных задач
V. Презентация результатов, рефлексия. Основная проблема урока: “Какова роль в разгроме фашизма тех, советских людей, кто оставался на оккупированной территории и оказывал сопротивление врагу?”
Действия учителя | Действия ученика |
I. Постановка учебных задач 1). Создание проблемной ситуации. 1. Предлагает учащимся 3 источника, содержащих противоречивые высказывания о жизни советских людей на оккупированной территории (приложение 1: высказывание немецкого генерала,, маршала К. Г. Жукова, советского ученого А Зиновьева). 2. Проводит эвристическую беседу . Примерные вопросы ее: А)Что немецкие генералы и офицеры считали причиной своего поражения? Обращение к материалам №2 (высказывания Г. К. Жукова и советского ученого А. Зиновьева) Б) Какого мнения придерживаются маршал Г. К. Жуков и советский ученый А. Зиновьев? В) В чем противоречие между источниками? Г) Какова будет проблема урока? 3. Подводит к формированию проблемы, предлагая выработать версии 2. Фиксация новой учебной задачи. Определение рабочих версий. |
I. Постановка учебных задач 1). Создание проблемной ситуации 1 Работа с текстами документов, ответы учащихся на вопросы Примерные ответы на вопросы учителя. а) огромная территория СССР; б) суровые погодные условия; в) большая численность советской армии; г) прежде всего советский человек; д) мужество советских люди, в том числе и молодых подпольщиков. 2. Определение противоречий и постановка проблемы урока (учебной задачи) Какова роль в разгроме фашизма, тех советских людей, кто остался на оккупированной территории и оказывал сопротивление врагу? Предложение учащимися своих версий . |
II. Актуализация знаний учащихся. 1. Учитель предлагается вспомнить и назвать основные события Великой Отечественной войны 1941-1943 г. г. (изученный учащимися период), вспомнить имена тех, кто отличился на полях военных действий. Учащимся предлагается подобрать общее слово, характеризующее этих людей (герои) и их действия (героические, мужественные) Какой вывод можно уже сделать? 2. Обращает внимания учащихся, что все, о чем мы говорили, касалось только боевых действий. Фронта не было бы без тыла. Человек на фронте находился постоянно на краю гибели, но в тылу жилось не легче. Мы привыкли к выражению “трудовой подвиг”. Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в трудностях повсеместного быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе. Приведите примеры “трудового героизма” в тылу? 3. Напоминает, что фашистские войска захватили примерно половину Европейской части СССР, около 60 миллионов советских граждан (1/3 населения) оказалась под немецкими оккупантами. На этой территории продолжали не только жить, но и оказывали сопротивление врагу советские люди. В итоге данной работы совместно с учащимися определяется круг вопросов, необходимых для исследования. |
II. Актуализация знаний учащихся. 1. Ученики называют этапы Великой Отечественной войны, кратко характеризуют их и называют имена советских людей, отличившихся в ходе военных действий (комиссар Е.Ф. Фомин, майор П.М. Гаврилов-Брестская крепость; генерал Карбышев, капитан Гастелло, батарея лейтенанта С.Оганова, танкисты полковника М.Е. Катукова, курсанты Подольского военного училища, 28 панфиловцев, сержант Я.Павлов и его 60 воинов) Все они герои, их действия можно назвать героическими и мужественными. Учащиеся определяют, что такое “трудовой подвиг”. - Примерный ответ. Трудовой подвиг- героический, самоотверженный труд в тылу во имя Победы, во имя Родины. - Примеры трудового подвига в годы Великой Отечественной войн войны: на заводах, в тылу трудились подростки по 11-14 часов; в колхозах для нужд нашей армии забирали лощадей, трактора, и колхозники должны были пахать, таща плуг на себе; к станкам на заводах и фабриках стали домохозяйки, пенсионеры-10т. человек. Рабочий день на предприятиях длился 10-12 часов, многие рабочие не уходили домой, стали жиль на предприятиях. Норма хлеба в месяц для работающего на заводе составляла 600-800 гр. в месяц. Вывод: на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу совет советские люди проявляли героизм и мужество. Примерные вопросы для исследования: 1. Что такое оккупация? Какие задачи ставили перед собой фашисты на оккупированной территории? 2. Какие направления в своей деятельности на оккупированной территории фашисты считали приоритетными, какова была обстановка на оккупированной территории? 3. Кто и почему шел служить к врагу? Как их использовали фашисты? 4. Что собой представлял Таганрог в период оккупации? 5. Кто такие подпольщики и как в нашем городе появилось подполье? 6. Представители таганрогского подполья 7. Чем занимались таганрогские подпольщики на занятой фашистами территории? 8. Вклад таганрогских подпольщиков в разгром фашистов на юге России. |
III. Открытие новых знаний 1. Организация работы учащихся на данном этапе. Учитель помогает учащихся распределиться по подгруппам, с использованием карточек с названием групп: исследователи, аналитики, поисковики. Всего 8 групп по количеству вопросов. Группам поисковиков (3 группы) предлагаются для работы вопросы № 3,5,6 Группам исследователей предлагается вопросы: 1, 2, 4 . Группу аналитиков выделяет сам учитель. Каждая группа учащихся получает свой кейс с набором исторических документов и материалов для работы, а также с указателем возможного поиска материалов, в том числе и в интернете. Распределение ролей в группе осуществляют сами учащиеся. 2. Учебно исследовательская деятельность учащихся. (Работа групп.) Учитель осуществляет общую координацию работы групп. |
III. Открытие новых знаний 1. Организация работы учащихся на данном этапе. 1. Учащиеся объединяются в группы. Работа внутри групп: распределение ролей между собой. Получая набор рабочих материалов ученики знакомятся с заданиями, уточняют, выясняют то, что непонятно. Учебно исследовательская деятельность учащихся. (Работа групп.) 2. Ученики читают и обсуждают материалы полученных кейсов, знакомятся с дополнительной литературой, производят отбор, анализ материалов для ответа на поставленный вопрос, подбирают факты и аргументы для обоснования своего выступления, выбирают форму представления результатов. |
IV. Конкретизация и углубление знаний
по изучаемой проблеме. Работа в Таганрогских
музеях 1. Постановка опережающего задания Работа в зале “Великая Отечественная война” Таганрогского историко-краеведческого музея (ТГЛИАЗМ) и музея школы- гимназии №15 г. Таганрога. 2. Работа по решению частных задач. Задачи данного этапа: 1. Сформировать представление о жизни советских людей в оккупированном Таганроге. 2. Выяснить причины сопротивления таганрожцев фашистскому режиму. 3. Конкретизировать и углубить знания учащихся о подпольной борьбе советских людей на занятой фашистами территории, на примере Таганрогского подполья. 4. Дать возможность, осознать, в каких условиях действовали подпольщики. Оценить значимость их поступков и их деятельности. 5. На примере Таганрогского подполья, опираясь на аргументы и факты, определить свое отношение к идеям и деятельности подпольщиков. |
IV. Конкретизация и углубление знаний
по изучаемой проблеме. Работа в Таганрогских
музеях Работа в Таганрогском историко- краеведческом музее. 1. Опережающее задание учащимся. “Во время экскурсии в музеи собрать материалы, позволяющие конкретизировать и дополнить выступление группы”. 2. Экскурсия “Таганрог в период суровых испытаний” 3. Работа с редкими документами, находящимися в фондах ТИК музея. 4. Самостоятельный поиск материалов в информационном пространстве музейного зала “Великая Отечественная война”. 5. Консультация научного сотрудника ТИКМ. Работа в школьном музее Таганрогской гимназии №15. Учащиеся подробно знакомятся с семейными и школьными фотоархивами, документами и личными вещами юных таганрогских подпольщиков. Изучают воспоминаниями одноклассников, учителей и современников о периоде оккупации в Таганроге и деятельности подпольщиков, учащихся этой школы |
V. Презентация результатов Рефлексия.
(Эвристическая беседа) 1 этап. Учитель осуществляет общую координацию работы групп, помогает учащимся только по их просьбе в подготовке выступлений, напоминает обязательные условия выступления, организует работу по оцениваю результатов работы групп. 2 этап. Организует выступлений учащихся, учебное взаимодействие выступающих и работу класса 3 этап. Обсуждение проблемы урока (Эвристическая беседа) а). Напомнить учащимся проблему урока. б). Примерные вопросы беседы 1. Какой ответ на поставленную проблему вы можете дать? 2. Подтвердилась ли выдвинутая нами гипотеза? Свое мнение обоснуйте. 3. Как вы можете оценить деятельность подпольщиков и их вклад в разгром гитлеровских войск? 4. Аргументируете, почему вы деятельность подпольщиков оцениваете так? 5. Правомерно ли высказывание советского российского ученого А.Зиновьев? |
V. Презентация результатов. Рефлексия.
(Эвристическая беседа) 1 этап. Дополнение, конкретизация ранее выполненной поисково-исследовательской работы, выступлений. Обязательное условие : выступления должны быть краткими (3-5 минут), аргументированными. 2 этап. Выступление групп с отчетами, занесение учащимися результатов отчетов в тетрадь, подготовка вопросов выступающим. 3 этап. Обсуждение проблемы урока (Эвристическая беседа) Учащиеся отвечают на вопросы эвристической беседы, высказывают свое отношение к тому, что узнали на уроке, обмениваются мнениями по проблеме урока, определяют уровень достигнутых результатов. Подтверждают или отрицают достижение поставленной в начале урока целей. |
VI. Домашнее задание. Выполнить домашнее задание учащимся предлагается в творческой форме Учащимся предлагается на выбор несколько форм выполнения творческого домашнего задания. Формы выполнения домашнего задания:
Учащиеся могут сами предложить варианты выполнения своей домашней работы. |
VI. Домашнее задание. Темы для
творческих работ: 1. “Таганрог в страшные дни оккупации”. 2. “Навеки пятнадцатилетние”. 3. “Практическая деятельность таганрогского подполья”. 4. “Этих страшных дней нам не забыть.... ” воспоминания таганрожцев, переживших оккупацию. 5. “Их знали только в лицо” (руководители таганрогского подполья). 6. “Они просто очень любили свой город, свою Родину” (мало известные подвиги жителей города, не входивших в таганрогское подполье). 7. Причины возникновения подполья в нашем городе. 8. “Хлеб-соль оккупантам или борьба с ними?” 9. “Человек со знаком “Ost”. 10. Размышление молодого российского гражданина о “Таганрогском подполье...”. (что более всего поразлило и удивило меня, живущего в начале 20 века в его истории и судьбах тех, кто был его участником). 11. Память о Великой Отечественной войне (“Чего никогда нельзя нам забыть?”) 12. “Легко ли жилось в оккупированном Таганроге?” 13. “Захватчики Таганрога – планы и результаты”. 14. Письмо в оккупированный Таганрог”. 15. Словарь “Оккупация Таганрога и борьба подполья”. Темы для создания экскурсионного маршрута, фотоотчета, части экспозиции школьного музея. 1. Священные места моего города и пригородов, хранящие память о деятельности таганрогского подполья. 2. “Их имена бессмертны...” 3. “История улиц-история судеб”(улицы Таганрога, носящие имена защитников нашей родины в годы Великой Отечественной войны”. 4. “Подвиг, живущий в веках”. 5. “Деятельность таганрогского подполья”. 6. “Трудный хлеб оккупации”. |
Ключевые слова: урок развивающего обучения, постановка проблемного вопроса, развивающий аспект, городское подполье, оккупация, геноцид.