Актуальность урока: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Цели урока:
- способствовать формированию нравственных качеств личности;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Задачи:
- познакомить учащихся с историческими фактами, событиями как времён гражданской войны, так и периода Афганской войны;
- показать масштабы трагедии нашего народа в локальных войнах;
- способствовать воспитанию патриотического духа подрастающего поколения.
Общие методические указания
Урок – экскурсия может быть приурочен к
празднованию очередной Победы в Великой
Отечественной войне.
Для проведения мероприятия используются
следующие методические приёмы:
- литературная композиция;
- инсценирование.
Форма проведения: урок – экскурсия, возможно проведение этого урока как общешкольного мероприятия.
Участники урока - экскурсии: учащиеся 8-11 классов, родители, ветераны войн.
Урок-экскурсия к памятнику “Скорбящая мать” и монументу воинам- интернационалистам скульптора Н.Г. Петиной (г.Оренбург)
Слово учителя.
Сегодня наш урок пройдет в сквере “Памяти Салмышского боя”, который находится между тремя улицами: Салмышской, Юных ленинцев и проспектом Дзержинского, и в парке имени 50-летия ВЛКСМ, у Мемориала воинской славы.
Ученик.
Имена улицы Салмышской и сквера связаны с великим и трагическим событием времен Гражданской войны. Победа красноармейцев на берегу реки Салмыш 26 апреля 1919 года была первым серьезным ударом по Белой армии адмирала Колчака. Этому бою суждено было войти в историю Гражданской войны.
Ученик.
В 1981 году во время субботника на новой, только что отстроенной улице Салмышской был заложен сквер, о чем свидетельствует памятный знак с надписью: “Сквер памяти Салмышского боя заложен в день ленинского коммунистического субботника 18 апреля 1981 года”.
Ученик.
Через три года в сквере установили две скульптуры: фигуру красноармейца (известна как “Советский солдат”) и памятник “Скорбящая мать”.
Ученик.
Автор этих композиций – известный оренбургский скульптор Надежда Гавриловна Петина. Рядом со скульптурой “Скорбящая мать” находилась чаша-бассейн, а вода, которая стекала в чашу, символизировала материнские слезы. За 20 лет система водоснабжения пришла в негодность, и ее демонтировали.
Ученик.
А вообще эта скульптура пережила три рождения. Первое – в мастерской оренбургского скульптора Н.Г. Петиной в 1966 году. Второе – когда была установлена в сквере “Памяти Салмышского боя”. Третье – в 2008 году, после реконструкции, когда было решено обновить скульптуру и поставить ее на постамент.
Ученик.
Новый постамент отлит из бетона, облицовка декорирована под гранит. Бронзовая статуя установлена лицом к центральной аллее сквера. Общая высота памятника с постаментом – около четырех метров.
Ученик.
Скульптура матери, оплакивающей своего сына, стала памятником, данью глубокого уважения всем матерям, чьи дети отдали жизнь за свободу и независимость Родины. Тысячи женщин нашего города потеряли своих детей в Гражданскую войну, в Великую Отечественную. За годы только Великой Отечественной войны на фронт были мобилизованы более 411 тысяч оренбуржцев, и 185 тысяч наших земляков полегли на полях сражений. И сегодня в локальных конфликтах, “горячих точках” гибнут наши солдаты, и по-прежнему скорбят наши матери.
Ученик.
Мать изображена стоящей на коленях, левой рукой она поддерживает бездыханное тело сына, правая рука скорбно поднесена к щеке: этот жест – символ скорби всех русских женщин. Надежде Петиной удалось правдиво передать момент великой скорби матери, потерявшей сына: безвольно повисли ее руки, от горя подкашиваются ноги, голова низко опущена на грудь. В целом, композиция символизирует скорбь, чувство великой трагедии всех русских матерей, она вызывает слезы на глазах у посетителей паркового комплекса, благоговение, глубокое уважение к русской женщине-матери.
Слово учителя.
Отдавая дань матерям, потерявшим своих сыновей, мы прочитаем стихи, которые посвящены всем скорбящим матерям России.
Ученик.
Н.А. Некрасов “Внимая ужасам войны” (1855).
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Два ученика читают стихотворение Нины Самковой, нашей современницы, “У памятника скорбящей матери”.
Ученик 1.
Великой скорби переполнен взгляд,
И покрова распущенных волос.
Ей не страшны уже ни дождь, ни град,
Она из камня в тишине берез.
Она скорбит над памятью седой,
Она ведет печальный счет годам,
Когда ушел сынок ее родной
И голову свою сложил он там.
Все помнит, как в дорогу собирала
Нехитрый материнский узелок.
Икону Божьей Матери давала:
“Скорее возвращайся, мой сынок!”
Ученик 2.
Снег тихо падает, и к маме
На грудь ложится, чист и сух,
Как будто ангелы крылами
Легчайший стряхивают пух.
И на могиле, полной скорби,
Он застывает – и, живой,
Он превращается в надгробье,
В суровый мрамор вековой.
Затем и нежно, и безгрешно
Летят снега, и даль бела,
Что праведна и безутешна
Жизнь матери его была.
Затем, высокий и печальный,
Снегов медлителен полет,
Что и природа отдает
Ей, матери, свой долг прощальный.
Стихи матери, потерявшей сына.
Ученик.
Разрывается сердце на части,
Слезы льются кипучей рекой.
Как уйти от больного ненастья,
Обрести долгожданный покой?
Не могу, не хочу иль не смею
Позабыть я кровинку свою.
Хоть от боли бегу, и кричу, и немею,
Но забыть эту боль не могу.
Ночью темной иль днем в одиночестве
Лишь о нем все горькие мысли мои.
На лице только маска о том, что жить хочется,
А внутри пустота, а внутри я бегу,
Но от боли своей убежать не могу...
Ученица.
Монолог матери.
С вечера лил дождь, а утром мела поземка.
Холодно, неуютно, очень тянуло пойти к сыну.
Еще свежи воспоминания о тех днях,
когда мы с сынишкой бегали у речки,
подбрасывали осенние листья вверх,
сгребали их в кучу, а потом, счастливые,
ползли по этой мягкой листве.
Радость, непомерная радость переполняла наши сердца.
Я так любила эти осенние дни,
дни неповторимого детства сына.
А сейчас иду к нему,
под ногами скрипит листва, запорошенная снегом.
Я наступаю на листья, но они такие колючие, медные.
Вот и пришла к тебе, сынок. Здравствуй!
Я опущусь на колени и посижу, побуду наедине с тобой.
Так холодно, так зябко.
Я глажу каменную плиту,
насухо протираю ее, вырисовывая имя твое,
а слезы застилают глаза.
Приложить бы голову к плите и не шевелиться...
Заснуть бы рядом с тобой.
Сколько была с тобою, не помню.
Только хочу подняться, а ноги не слушаются.
Хочу заплакать – и не могу, словно все окаменело внутри.
Согреть бы тебя. Прижаться к тебе...
Я ухожу...
Листья... Детство... Осень... Холод...
Ученик.
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей,
Мы головы свои склоняем низко
В земной поклон за ваших сыновей.
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущем огнем.
Вам, матерям героев всей России,
Свою любовь и нежность отдаем.
Наследники великой этой славы,
Ее мы чтим и бережно храним.
Героями гордимся мы по праву
И стать на них похожими хотим.
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей,
Мы головы свои склоняем низко
В земной поклон за ваших сыновей.
Слово учителя.
А сейчас мы перейдем по тихой улице Юных ленинцев в парк имени 50-летия ВЛКСМ, что в Степном микрорайоне областного центра, где возвышается монумент памяти всем погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах. В разные годы в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике, Таджикистане, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии и Северной Осетии принимали участие почти 15 тысяч оренбуржцев. Из них 426 человек погибли, 6 – пропали без вести, стали инвалидами 420 воинов. Орденами и медалями были награждены 1572 военнослужащих.
Ученик.
Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я...
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают,
А нас и знать не будут никогда...
Ученик.
Автор этих трагических, с болью сказанных строк, видимо, и не мог предположить, что война в Афганистане заняла свое место в мемориальной истории России достаточно быстро. Мемориал памяти был возведен в Оренбурге одним из первых в стране. По решению городского Совета воинов-интернационалистов в июне 1989 года было начато строительство памятника, а открытие состоялось уже 2 сентября. Скульптором памятника стала Н.Г. Петина, архитектором – П.Г. Кантаев.
Ученик.
Памятник представляет собой возвышающиеся величественные гранитные стелы, соединяющиеся пожатием двух рук, и металлическую плиту у подножия с именами 184-х погибших и двух пропавших без вести в Афганистане. В 2004 году проводилась реконструкция памятника. А в 2007 году было принято решение создать мемориал. В итоге, рядом с главным памятником установлены новая стела и два мраморных постамента, на плитах которых увековечены имена солдат и офицеров Оренбуржья, погибших за период с 1989 года. Таким образом, архитектурный ансамбль преобразился в Мемориал воинской славы и получил новое рождение.
Ученик.
6 роте Псковских десантников посвящается.
Не забудет Россия безусые лица
Защищавших восход васильковой весны.
Нам уже никогда ничего не приснится,
Так смотрите за нас наши юные сны.Мы ни разу свои ордена не наденем
И в парадном строю вдоль трибун не пройдём.
Мы погибли, но мы и погибшие верим:
Не забудет история наших имён.Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,
Нам последнюю песню в церквях пропоют.
Ведь российский солдат не умеет сдаваться,
Если он защищает Отчизну свою.
Ученик.
По официальным данным, война в Афганистане началась 25 декабря 1979 года. Целью советского военного присутствия в Демократической Республике Афганистан (ДРА) было провозглашено осуществление миротворческой операции для оказания помощи афганскому народу в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне.
Ученик.
Письмо рядового Сергея домой.
“Мама, не хотел вас тревожить, где нахожусь. Ну уж если догадались сами, то что поделаешь. Я нахожусь в Афганистане, и вы там не тревожьтесь здорово. Здесь совсем не так, как говорят об этой стране на гражданке. Здесь даже интересней служить, чем в Союзе. Но все равно, сильно домой охота, но ничего, осталось мне здесь служить чуть больше года, а потом домой приеду.
Нас вместе попало только 4 человека. Но ничего, хоть нас и четверо, но все же не скучно как-то, есть с кем поговорить. Пишите мне чаще, а на меня не серчайте, – сами понимаете, где служу. Может такое быть, что целый месяц писем вам не будет, но вы все равно ждите их. Я буду писать при каждой свободной минуте. Ну, все. Передавайте привет всем. Пишите, жду очень. Мам, я домой приеду. Твой Сергей”.
Ученик.
Война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. По официальным данным, за годы войны в Афганистане прошли службу 620 000 военнослужащих, а в качестве гражданского персонала – 21 000 человек.
Общие потери советской армии в ходе Афганской войны составили 15 051 человек.
Ученик.
“...Я сегодня иду, проторяя тропу,
Путь за мной для других безопасен,
Я сегодня удачлив, за собой всех веду.
А в удаче всегда я прекрасен.
Только “Стоп!”, подождите немного, друзья,
Что-то тяжкое давит предчувствие,
Что-то там впереди,
Я один, вам нельзя, но не время для грусти.
Так и знал, что фугас!
Он сильнее меня,
Вот уже он схватил мое тело.
Я взлетаю в букете шального огня.
Минный трал –
Я свершил свое дело. Пока...”.
Ученик.
Мамы-мамочки, если б вы знали, как часто ваши дети в часы смертельной опасности обращались к вам, просили вашего прощения и благословения, шептали спекшимися губами последние слова, адресованные вам. И эти человеческие молитвы нередко спасали от, казалось бы, неминуемой гибели...
Ученик.
Русская земля!
Родимая земля!
Дай мне силы встать...
Обними меня листвой,
Исцели меня травой.
Дай мне жизнь одну.
Дай мне смерть одну.
Дай мне тишину.
Учитель.
Только одна судьба обыкновенного человека (а сколько таких!), прошедшего путь героя по горячей афганской земле в бессмертие, в вечность.
Ученик.
Землянский Павел Максимович. Родился в 1939 в селе Нижняя Павловка Оренбургской области. Образование среднее специальное. Член КПСС. Женат. В Афганистане – капитан, начальник слесарно-механической группы отдельной вертолетной эскадрильи (в/ч 65235). Родители: Землянские Максим Михайлович, Марина Яковлевна.
Ученица.
С 1947 по 1957 гг. учился в средней школе родного села. Работал сварщиком на железобетонном заводе. 15 октября 1958 года призван в Вооруженные Силы СССР. В 1968 году направлен на службу на Дальний Восток. В 1972 году экстерном окончил Иркутское авиационное техническое училище. С 1973-го служил в группе советских войск в Германии начальником аэродромной роты.
В 1978 году семья переехала в Прибылово Ленинградской области. Павла Максимовича назначили на должность начальника по ремонту двигателей вертолетов.
Ученик.
С 21 декабря 1982-го – служба в Афганистане, г. Шинданд. 16 сентября 1983 года Павел Максимович погиб. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно), медалью “Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа”, Грамотой Верховного Совета СССР “Воину-интернационалисту”. Похоронен на гражданском кладбище в Выборге.
Ученик.
Из послужного списка: “Капитан Землянский Павел Максимович проходил службу начальником группы отдельной вертолетной эскадрильи ТуркВО с 21 декабря 1982 года по 16 сентября 1983 года. В боевых операциях участие принимал... Начальник штаба Фурсов”.
Ученик.
209 писем написала мужу Марина Ивановна Землянская в Афганистан, 210-е осталось неотправленным.
(Инсценирование. Письма читают Он и Она).
Она.
“Это было 21 сентября 1983 года, встречает меня сын Юра с работы на вокзале в Прибылово и подает телеграмму... В ней сообщалось, что к нам приезжает Марина Яковлевна, моя свекровь, из Оренбурга и старшая сестра Павлика – Зоя Максимовна – из Ташкента. И тут я сразу поняла: что-то случилось! Не помню, как довел меня Юра домой. И потом ничего не помню. Так я стала вдовой. Померк белый свет без него. Не верила, что его уже нет и никогда не будет со мной. И до сих пор не верю: все жду и жду его возвращения. И так буду ждать, пока живу на земле.
Юра тоже не верит, что папы нет. Он как-то мне сказал: “Мама, мне кажется, что вот совсем скоро будет так: я иду с работы, а папа сидит на лавочке возле нашего подъезда!”.
Познакомилась я с Павликом в 1965 году, 25 мая, на студенческом вечере в Оренбургском медицинском училище. Он пригласил меня на вальс.
Он.
– Вы любите вальс?
Она.
– Да. По-моему, вальс любят все.
Не скажу, что я Павлика очень любила. Он мне просто нравился: его внимание ко мне, угадывание всех моих желаний, цветы. В общем, он был настоящим джентльменом. Любовь моя к нему пришла через годы – большая и настоящая. Когда уходил на работу, я все время думала о нем, слышала его голос, ощущала тепло его рук. А когда возвращался домой, ждала у окна, а потом птицей летела навстречу. Мне было хорошо с ним!”.
Ученик.
Они жили на китайской границе, в Германии, в Ленинградской области. О бытовых условиях и не думали. Во дворе колодец с водой, огород, дрова. Мебель сделана золотыми руками мужа. Было все хорошо. Подрастал сынишка, менялись гарнизоны, лишь любовь их крепла с каждым годом. Они просто не могли жить друг без друга. Как-то Павел Максимович сказал жене:
Он.
– Маленькая моя, у меня такое предчувствие: что-то помешает нам жить с тобой в радости и счастье долго, что-то случится.
Ученик.
И оно случилось...
Она.
– Перед поездкой в отпуск к матери и в Афганистан Павлик предложил мне проехать по тем местам, где часто бывали вместе. В шесть утра 19 декабря 1982 года к дому подкатил автобус: мы и еще двое ребят из нашего гарнизона поехали в Выборг. Трещал мороз. Мы сидели с Павликом рядом, тесно прижавшись, и молчали, а слезы у меня текли ручьем по щекам. Он молча вытирал их”.
Ученица.
Марина Ивановна провожала мужа. При расставании на вокзале, уже у вагона, он сказал: “Я обязательно вернусь, моя маленькая, ты только жди меня и береги сына”.
Ученица.
Первое письмо из Афганистана пришло 9 января 1983-го. Рассказывал, как доехал, какая погода, что скоро уже Новый год, это первый Новый год, когда они не вместе, Марина Ивановна отвечала каждый день. Писала, как живет, работает, о себе и сыне, обо всем. И всегда одно непременно: “Я жду тебя, милый, наша любовь остается жить”. До приезда мужа домой Марина Ивановна написала ему 123 письма.
Ученик.
13 июня 1983 года Павел Максимович прибыл в отпуск и как раз попал на выпускной школьный вечер к сыну. Это было так неожиданно.
Она.
– Две недели не расставались ни на минуточку. Мне бы хотелось еще рассказать о нашей жизни, но я понимаю, всего не опишешь. Отрывки из собственных писем и писем Павла Максимовича разрешаю напечатать на страницах Книги Памяти, чтобы люди знали, что есть на свете большая, неповторимая, одна на всю жизнь любовь.
Письма из Афганистана.
Он.
“3.03.83 г. Здравствуйте, мои курносейки! С большим приветом к вам я. Получил от вас кучу писем. Очень рад. Был перерыв из-за погоды. Сутки лил сильнейший дождь. Сейчас погода солнечная, днем тепло, мелкая трава зеленеет. Колючка тоже ветки распускает. У афганцев начинает цвести урюк, но только в кишлаках. У нас недавно только посадили саженцы, посмотрим, как будут расти. Сегодня пришел из бани и сел за письмо. У меня, мальчиш, пока все хорошо. Со стиркой справляюсь, сейчас постелил все чистое, как напишу письмо, так пойду за стиральным порошком. Магазин работает до 9-30 вечера. Видишь, чем я занимаюсь? Даже порошок сам покупаю. Марина, ты мне задала вопрос и говоришь, что будешь ждать ответа. Маленькая моя! Если мы прожили почти 18 лет, то, думаю, его и задавать не надо. Я же тебя люблю и не думаю представлять себя без тебя. Ты же мне самая родная! Я жду и жду писем от тебя. Отвечаю на все, правда, они приходят сразу по нескольку штук или их нет и нет. Нам хорошо виден почтовый вертолет, когда он садится...”
Она.
“12 августа 1983 года. Любимый мой! Пишу сегодня тебе второе письмо. Порой не знаю, что со мной творится. Порой мне хочется кричать на весь мир, что я люблю тебя очень, что я просто гибну без тебя. Не знаю, чем бы я могла тебе помочь. Я отдала бы все, что у нас есть, безвозвратно, только бы тебя вернуть сейчас навсегда... Я прошу, дорогой мой, только береги себя, не забывай об этом ни на одну минуту. Помни обо мне и сыне и знай: мы тебя ждем. И как сон пролетел твой такой короткий отпуск, ты появился и исчез. И я опять одна с твоими письмами, фотографиями и воспоминаниями, сокол ты мой ясный. Скоро праздник – День авиации! От всей души поздравляю тебя и желаю скорого возвращения домой, к нам с сыном!”
Он.
“11.09.83. Здравствуйте, мои дорогие Марина и Юра! С большим приветом к вам я. Получил, Марина, от тебя письма, из которых узнал, что у вас не все хорошо. Что-то вы, мои милые, закурносились. Это меня беспокоит. Почему вы себя не бережете? А мне в каждом письме об этом пишете. Марина, во-первых, береги себя, не пей холодную воду, разогревшись, и за Юрой посматривай. Кто-то из вас должен быть старшим! Новостей нет никаких, да и откуда им быть? Все новости приходят от тебя. Завтра убываю в командировку...”
Она.
10 сентября 1983 года. “Еще одна суббота без тебя, родной. Письма пишу каждый день, не могу не писать, ты уж прости меня за это. Береги себя, очень береги. Ты ведь знаешь, как я жду тебя, осталось только 3 месяца. Я все читаю, пересчитываю дни, как мне хочется приблизить день твоего приезда, сокол мой. Я так беспокоюсь о тебе, взяла б половину твоей работы на себя, помогла бы тебе. Ты так далеко от меня. О нас не беспокойся, мы с Юрой здоровы, ждем, очень ждем тебя. До встречи, дорогой. Всегда твои Марина, сын Юра...”
Он.
“15.05.83 г. Здравствуйте, мои дорогие Марина и Юра! С большим приветом к вам я. Получил сразу много писем, пишу ответ. Правда, Марина, у меня пока все хорошо. Только очень жарко. Сейчас начались ветры. Здесь это обычно. Начинает дуть с обеда и до позднего вечера. Ветер сухой, с пылью.
Соскучился, моя маленькая девочка. Выходишь из комнаты, кругом все серо, как на луне, пыль и камни, колючки. А прошло только пять месяцев. Говорят, что раньше декабря не заменят. Такие установки. Я тебя видел много раз во сне. Иногда проснусь ночью и лежу думаю о тебе, о Юре, о доме. Как успехи у Юры? Посматривай за ним. Поздравь его за меня с первым экзаменом и пожелай удачи. Вот, кажется, и все. До свидания, моя миленькая. Крепко тебя целую. Привет всем знакомым...”
Она.
“Ты обязательно вернешься домой, любимый. А дома отдохнешь от жары, от духоты, от всего – я создам идеальные условия для твоего отдыха. Ты должен вернуться, дорогой мой человек. Ведь ты моя мечта, моя надежда, моя любовь. Ты мой отец и мать – ты понимаешь, как много для меня значишь. И как хорошо, что ты у меня есть, такой хороший, такой замечательный человек. Помни о нас с сыном всегда. Знай, что мы очень любим и ждем домой. До встречи, любимый мой. Всегда твоя Марина...”
Ученик.
Выписка из приказа командующего общевойсковой 40-й Армии от 27 сентября 1983 года: “Исключить из списков личного состава ВС СССР в связи со смертью капитана технической службы Землянского Павла Максимовича, начальника слесарно-механической группы отдельной вертолетной эскадрильи... В Вооруженных Силах СССР с 15 октября 1958 года. Выполнял боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 16 сентября 1983 года в Демократической Республике Афганистан”...
Ученик.
А любовь остается жить
Океаны ломают сушу,
Ураганы сгибают небо.
Исчезают земные царства.
А любовь остается жить.
Погибают седые звезды.
Серый мамонт вмерзает в скалы.
Острова умирают в море.
А любовь остается жить.
Топчут войны живую зелень.
Пушки бьют по живому солнцу.
Днем и ночью горят дороги.
А любовь остается жить.
Я к тому это все, что, если
Ты увидишь, как плачут звезды,
Пушки бьют по живому солнцу,
Ураганы ломают твердь, –
Есть на свете сильное чудо:
Рафаэль написал Мадонну,
Незапятнанный свет зачатья
На прекрасном ее лице.
Значит, день не боится ночи.
Значит, сад не боится ветра.
Горы рушатся. Небо меркнет
А любовь остается жить.
(С. Островой)
Ученик.
Офицеры России
Облака гоняют в лужах желтую листву,
Тихо музыка играет в городском саду,
Ты идешь в лучах заката в одинокий дом
По ковру осенних листьев, думая о нем.Этой ночью ты встречалась с ним опять во сне,
Лишь недавно ты узнала, что твой друг в Чечне,
Он мечтал еще со школы офицером стать.
– Ну зачем тебе казармы? – говорила мать, –Посмотри вокруг, как люди весело живут,
Заработать не проблема, создавай уют;
В адвокаты и банкиры – путь кругом открыт,
Ну зачем тебе с дипломом офицерский быт?Не могу махнуть на совесть, мама, не могу,
Ну а как отца награды, что висят в шкафу?
Я его еще мальчишкой из Афгана ждал,
Не забуду вьюгу, поезд, траурный вокзал.Поменяла осень в парке на ветвях наряд,
Ждет у дома на скамейке старший лейтенант...
Учитель.
Война в Афганистане не принесла нашей стране ни почестей, ни славы.
Для родных и близких тех, кто погиб, афганская война не закончилась выводом войск 15 февраля 1989 года. Она остается кровоточащей раной, которую даже время исцелить не в состоянии. Мы все в долгу перед погибшими, вечном и неоплатном.
И только память о них, благодарная память о тех, кто ушёл безвозвратно, становится долгом каждого живущего. Она становится более нужной и всем нам, и тем, кто будет после нас.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушухина, И.В. Гавриил Петин, Надежда Петина. Скульптура: альбом / И.В. Бушухина. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2010.
2. Емельянова, Н. Клятва, ставшая судьбой / Н. Емельянова // Гостиный Двор. – 1995. – №3.
3. Емельянова, Н. Ваятель / Н. Емельянова // Гостиный Двор. – 2009. – №26.
4. Емельянова, Н. Восхождение к поэту / Н. Емельянова // Вечерний Оренбург. – 1999, 28 января.
5. Медведева, Л. Живой поток творчества / Л. Медведева // Южный Урал. – 1982, 19 октября.
6. Медведева, Л. Петина Н.Г: альбом / Л. Медведева. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.
7. Петина, Н. Как я лепила портрет для истории / Н. Петина // Южный Урал. – 2008, 1 октября.
8. Прянишников, Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае / Н.Е. Прянишников. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – С. 37-42.