Разработка урока по русскому языку во 2-м классе по теме «Признаки однокоренных слов»

Разделы: Начальная школа


Образовательная программа “Школа России”

Предмет: Русский язык.

Продолжительность урока: 40 минут.

Аудитория: 2 класс

Цель основная: Обеспечить условия для организации личностно ориентированной среды при изучении темы.

Цель дидактическая: Закрепить изученный материал по темам "Звуки", "Растительный мир тундры".

Цели урока:

1. Обучающие: Познакомить детей с двумя признаками однокоренных слов;

2. Развивающие: Развивать мышление, память, развивать связную речь, обогащать и активировать словарный запас, прививать интерес к русскому языку, способность воспринимать прочитанное, отвечать полными ответами, обосновывать ход выполненных заданий, рассуждать.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе.
  • Прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.

Тип урока: Изучение нового материала.

Планируемый результат обучения:

  • Развитие универсальных учебных действий (УУД).
  • Осознанное применение обучающимися полученных знаний.

Познавательные УУД:

  • Умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • прогнозирование – предвосхищение результата;
  • развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
  • осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
  • умение анализировать и исправлять ошибки;
  • осуществление контроля по результату.

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
  • формирование собственного мнения;
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • способность к самооценке;
  • наличие учебно-познавательной мотивации;
  • ориентация на бережное отношение к окружающему миру;

Метапредметные связи: “Литературное чтение, Окружающий мир”.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации, учебник под редакцией Т.Г. Рамзаевой, конверт с фишками 3-х цветов для рефлексии, 2 рисунка с деревом, каркас дерева из картона, кроссворд.

План урока

I. Организационный момент. (Формирование личностных УУД)

П. Словарная работа. (Формирование коммуникативных, личностных УУД)

- Актуализация знаний и формирование темы урока. (Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

III. Изучение нового материала. (Формирование регулятивных, личностных УУД)

IV. Самостоятельная работа. (Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

V. Итог урока. Рефлексия. (Формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Чтобы грамотно писать,
нужно правила все знать.
на уроке не ленись,
постарайся, потрудись!

II. Введение в тему урока.

1. Минутка чистописания.

- Сейчас мы будем учиться красиво писать, а какую букву, вы определите сами.

Чистоговорка

Са-са-са в лесу бегает лиса
Ос-ос-ос на поляне много ос
Береги, лисица, нос.

Какие звуки обозначает буква с? (согласные [с] и [с,])

- Дайте характеристику звукам. (сани - твердый, глухой, Сеня - мягкий, глухой)

- Из каких элементов состоит с? (полуовал)

2. Словарная работа. (Слайд 1.)

- Чтобы узнать, о чём будем говорить на уроке, разгадаем загадки и составим кроссворд "Флора тундры":

1. Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло, голые ... .

2. Эта ягода листочками укрывается на кочке, что за ягодка такая, словно небо, голубая?(голубика)

3. На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Желтенькая брошка —Ягодка... (морошка)

4. То, что не растет в тундре, в отличии от тайги. (Дерево)

5. А когда он отцветает - Непременно улетает! Только дунь на "сарафанчик" -Улетает ...(Одуванчик)

6. Лекарственный куст с приятным ароматом. (багульник)

Дети записывают название растений, изображённых на картинках, объясняя орфограммы. Общее слово КОРЕНЬ.

Сравнение слов.

- Что объединяет все слова?

слова: существительные, нарицательные, ед. число, неодушевлённые

понятие: растения, у этих растений есть корень

- Кроме растений, у чего ещё бывает корень? корень зуба, корень волоса. (Слайд 2)

3. Актуализация знаний и формирование темы урока.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте назвать тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками однокоренных слов. Научимся по этим признакам находить однокоренные слова. На доске схема

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с признаками однокоренных слов.

Загадка.

“В воде она живёт, нет клюва, а она клюёт”. РЫБА

- Заменим словосочетания и предложения одним словом.

  • Маленькая рыба. РЫБКА, РЫБЁШКА.
  • Процесс, когда ловят рыбу. РЫБАЛКА.
  • Человек, который ловит рыбу. РЫБАК.
  • Как сказать по-другому “ловить рыбу”? РЫБАЧИТЬ.

- Что общего во всех словах? (У всех слов есть часть слова -рыб) (выделить общую часть)

- Что можно сказать о значении этих слов?

Сделаем вывод: что имеют однокоренные слова?

1. одинаковый корень

2. одинаковое значение.

2. Распознавание однокоренных слов.

- Попробуем из корня “ЛЁТ” вырастить чудо-дерево с однокоренными словами. Какие слова с этим корнем вы знаете? (ЛЁТ: отлёт, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, вылет, лётный). Я раздам листочки с этими словами, а вы будете прикреплять их к дереву.

- Посмотрите, тут ещё одно слово осталось - ЛЕТО (учитель прикрепляет слово к дереву).

- Чем оно похоже на данные слова?

- Правильно ли прикреплено это слово? (дети показывают знаки правильно, не правильно)

- Будет ли это слово родственным? А кто не согласен? Почему? (Лето - время года, летать - передвигаться по воздуху).

3. Чтение правила.

- Как по-другому называются родственные слова? Почему? (Однокоренные, имеют один корень.)

IV. Физкультминутка. Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два-нагнулся,
руки в стороны развёл,
ключик видно не нашёл,
чтобы ключик нам достать,
надо на носочки встать. (Дети показывают движения)

V. Закрепление.

1. Самостоятельная работа. Работа в группах и паре. Класс делится на 2 команды.

- А вы хотите вырастить своё дерево?

  • Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ, какая команда подберет больше слов? Одно слово - одна фишка. (снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегурочка, снегирь, подснежник).
  • Какое слово связано с весной? (подснежник)
  • Придумайте предложение со словом подснежник. Найдите главные члены предложения.
  • Проверяем соседа по парте.

2. Упражнение в нахождении корня.

- Сейчас мы будем учиться находить корень в родственных словах.

  • 1 ряд -  заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить
  • 2 ряд - лесной, лес, лесник, лесок, перелесок
  • 3 ряд - холодно, холод, холодный, холодок, холодильник

3. Упражнение в распознавании родственных слов

- Поучимся распознавать родственные слова. Где слова родные, однокоренные?

лист, лисица, лисёнок
лось, лоскут, лосёнок
моряки, морской, моржи
вода, водитель, водяной

- Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову?

- Какой “секрет” у однокоренных слов? (общая часть и близкие по значению)

4. Упражнение в распознавании родственных слов (выборочный диктант).

- Прочитайте. Распределите слова на две группы (списать, если останется время).

Сад, лес, лесной, садовый, садик, лесок, садовник, лесник.

- Назовите группу родственных слов. Мы можем доказать, что они родственные слова? Хорошо, докажите.

VI. Итог урока. Рефлексия.

(Формирование личностных УУД)

- Какое задание понравилось выполнять?

- Какое правило вы усвоили?

- Чему мы сегодня научились? Что нового узнали? (Что у однокоренных слов есть два признака)

- А какие это признаки?

- Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите зелёный кружочек.

- Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите жёлтый кружочек

- У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный кружочек.

VII. Домашнее задание.

- Составить текст, используя слова с корнем САД.

- Выделить однокоренные слова в своем тексте.