Урок внеклассного чтения "Прирожденность родной земле как символ душевного возрождения" (по рассказу Константина Дмитриевича Воробьева «Гуси-лебеди»)

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • знакомство с творчеством писателя –земляка, формирование читательского интереса к его произведениям;
  • развивать умение анализировать художественное произведение, отмечать особенности его построения, ассоциативно мыслить, чувствовать текст перцептивно;
  • воспитывать чувства патриотизма через восприятие произведений К.Д.Воробьева.

Оформление: выставка книг К.Д.Воробьева , иллюстрации к рассказу “Гуси-лебеди”.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Ребята, приходилось ли вам далеко уезжать из отчего дома?Как вы чувствовали себя с течением времени?

Прочитайте вдумчиво, аналитически тему урока.Отметьте ключевое слово. Как вы понимаете слово прирожденность? Встречали ли мы данное слово ранее? (Д.С.Лихачев “Земля родная”).

Обратимся к словарю В.И.Даля : прирожденный имеющий дар отприроды.

Подберите синонимы:прирожденность - преданность ,любовь.

Итак, прирожденность - это чувство любви к своей малой родине,к своим истокам, своим корням.

Очем мы будем говорить сегодня на уроке?(Как любовь ,преданность к родной земле возрождает человека,дает ему новые душевные силы,питает его).

Всем ли ясна тема урока? Мы должны проследить,как через любовь к родной земле душевно возрождается герой рассказа К.Д.Воробьева

Совместное целеполагание.

Разговор о плане урока:

1. Осмысление темы урока.

2. Совместное целеполагание.

3. Утверждение плана урока.

4. “Слово о гордом и сильном человеке”:

А) обзор тематики произведений К.Д.Воробьева;

Б) краткий биографический очерк.

5. Работа над рассказом Константина Дмитриевича Воробьева “Гуси-лебеди”:

а) развернутый связный пересказ эпизода;

б) чтение отрывка наизусть;

в) анализ эпизодов;

г) ассоциативное, перцептивное понимание текста;

д) анализ языковых средств;

е) выводы.

6. Подведение итогов, твой результат.

Просмотрите план урока, ознакомьтесь с предстоящей работой, подумайте, где вы сможете себя реализовать?

Сегодня на уроке мы ведем диалог с автором.

Что нужно для того, чтобы вести такой диалог?

Нам поможет внимание к слову.

“Слово о гордом и трудном человеке”

Душу, стертую утратами и тратами,
Душу, сбитую перекатами,
Если до крови лоскут истончал –
Залатаю золотыми заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал...
Владимир Высоцкий

Как вы понимаете данные слова?

К.Д.Воробьев, несмотря на огромный талант,долгое время был почти неизвестен широкой читательской аудитории. Его книги для многих прошли незамеченными. Их печатали в Вильнюском издательстве “Вага”, где жил и работал писатель.Критика обходила его творчество молчанием.Парадокс жизни: К.Д.Воробьев жил и писал,а его словно не существовало в литературе.Его рукописи громили, громили беспощадно. Он долго и трудно шел в литературу.Но несмотря на заговор молчания критики, он не мог не писать о том, что знал, пережил,что беспрестанно волновало и тревожило память.Нами прочитано несколько произведений К.Д.Воробьева. О чем писал К.Д.Воробьев?

- о погибших под Москвой мальчишках –курсантах,которым уже никогда не придется носить ни кубарей в петлицах,ни орденов на груди;

- о первом бое,оставшемся в памяти как нечто страшное и зловещее,непосильное разуму человеческому;

- о первом убитом немце в рукопашном бою;

Не мог не писать о своих товарищах, о человеческой доброте, тепле, и конечно, -о родном крае, куда так стремился долгие-долгие годы.

Кто же он, этот человек большой и трудной судьбы?

Сообщение представляет группа “Библиографов”

К.Д.Воробьев родился в 1919 году в селе Нижний Реутец Курской области. Много лиха пришлось испить ему в жизни. Полусиротство. Окончил сельскую школу, работал киномехаником, был сотрудником районной (Медвенка), потом – в Москве в редакции фабричной газеты.

Учился в Военной академии.В 1941 году вместе с другими кремлевскими курсантами вступил в бой под Москвой, в Клину. Их было 240, красивых молодцев (отбор был очень строгим) – погибли почти все. К.Д.Воробьев попал в плен. Бежать удалось только в третий раз. Все испытал писатель,будучи в концлагерях с декабря 1941 года по август 1943. Об этом его повесть “Дорога в отчий дом”, которая была напечатана спустя 40 лет под названием “Это мы, Господи!” Потом были и другие книги: “Убиты под Москвой”, “Крик”, повести, многочисленные рассказы. Его не хотели печатать,вынужден был жить в Вильнюсе, там умер и был похоронен. Только через 20 тело К.Д.Воробьева обрело покой на родной земле под неимоверно синим и высоким небом.

Итогом его писательской деятельности была неоконченная повесть “И всему роду твоему”

Ученик (Из воспоминаний Е.И.Носова о К.Д.Воробьеве)

Оценка сообщений,рекомендации.

Работа над рассказом “Гуси-лебеди”

...вынесу войну,
Сто ран приму,но выстою,
Себя верну,любовь верну
И щедрую и чистую.
Такую щедрую,что в ней
Не думал об измене я.
Такую чистою,что ей
Лишь толькоты – сравнение!
А.Недогонов

Учитель:

Какую мысль отражает эпиграф? На что настраивает читателя?

Итак,открываем первую страницу рассказа “Гуси-лебеди”. Как начинается произведение?

О каком времени повествует автор? (Лихое, ратное время, чувствуешь ответственность и необходимость - защищать свою родину).

Какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе?

- чистота, искренность человеческих отношений;

- чувство долга перед товарищами,перед Родиной;

- любовь к малой родине, тремление быть там ,где прошло детство,где родился;

- глубокое чувство патриотизма.

Назовите эпизоды,которые вам понравились.

План рассказа

1.Таня в землянке у командира.

2.Таня уходит на поиски партизанской группы.

3.Встреча отряда с группой Сергея Марьянова.

4.Сергей Марьянов в госпитале.

5.Сергей в операционной.

6.Домой на родину Татьяны.

7.Работа над повестью.

8.В отпуск в родные края.

9.У костра.Рассказ молодого танкиста о лебединой верности.

10.Рассказ–быль о партизанском отряде на Смоленщине.

11.Татьяна в родных местах.Учит первачков.

1. Чтение наизусть начала рассказа...

Это случилось ранней осенью на третьем году весны...”

О каком времени повествует автор?(Великая Отечественная война)

2. Инсценировка эпизода “Таня в штабной землянке разговаривает с командиром”

1. Какие качества героини проявляются в этом эпизоде?

2. Что заставило её одну пойти на поиск партизанской группы?

(Чувство долга, ответственность за судьбу товарищей по оружию, решительность ,настойчивость, смелость – одна с двумя гранатами).

3. Какой эпизод говорит о том, что будни партизан трудны?

(“Размеренной чередой...” гл.1)

Кому принадлежат слова?

О чем заставляют задуматься? Какие чувства у вас вызывают?

Разве ты не видишь, Андрей Дмитриевич! Не видишь? Они бросают её в пламя! Прямо со стены..Ты что же, Андрей! Пусти..., сволочь! Пусти! Таня! Танюша! Потерпи, я сейчас...”

Сергей представляет, будто Таня просит о пощаде: “Как же она могла?”

Найдите в тексте строки о переживании Сергея за Таню.

Что связывает этих людей? (Любовь)

Как прекрасны стихи, которые Сергей посвящает Татьяне, она знала их наизусть .

4.5. Расскажите о поведении Сергея в госпитале.

Почему Сергей отказался от наркоза?Какими качествами обладает герой во время операции?

(Ампутация кисти левой руки)

“...ощущением собственной боли он примет на себя частицу Таниной прошлой муки”

6. Сергей Марьянов на родине Тани.

Прочитайте описание города. Что напоминает Курск? (ул.Софьи Перовской)

Что привело героя в домик к Лебедевым?

Как шла работа над повестью?Почему она была уничтожена?

“...И вот в заснеженных полях дует северный ветер, былинки бессмертника лучатся под звездами;

В болотах тревожно аукает выпь;леса наполнены дремлющей тайной и зеленым сумраком”

Краткая картина природы напоминает герою его малую родину.

7. Как работал Сергей над новой повестью?

Кто был главным героем?Прочитайте описание Тани.

Предположите, как закончится повесть? (глава 5)

Какое чувство руководило Сергеем?

8. В отпуск в родные края. Осень.

“...ощутил вдруг неодолимое желание увидеть родные места”

Путь домой(этот путь мысленно множество раз проделывает К.Воробьев,так мечтавший вернуться в Курск, но, к сожалению,для него это было запрещено.Эти слова – крик души самого писателя).

- К .Воробьев писал: “Я сохранил о своем селе все, что следует сохранить человеку, его облик, запахи, краски ,образы людей. Люди у нас там удивительные”.

Выразительное чтение наизусть описания родной природы(глава 6)

9. О чем говорит упоминание о целебных свойствах меда?

(Обезграничной любви к малой родине ).

Опишите путь домой Марьянова(устное рисование).

Почему Сергей возвращается на родину,ведь родителей уже нет в живых?

10. У костра.Лебединая верность .

(выразительное чтение, глава 7, под музыку....)

Почему эта легенда введена автором в рассказ?Подумайте,докажите свою точку зрения?

Как погибла лебедь - самка?

11. Рассказ – быль о партизанском отряде на Смоленщине (об истинной человеческой любви)

“А настоящая любовь...она - будто все время в весне ты живешь, в саду.

А сад тот цветет и цветет, и ни ему конца ,ни твоей радости края

12.Таня в родных местах.

Каково душевное состояние С.Марьянова?

Чем вызваны слезы героя?

Как вы понимаете слова: “...и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом”

Рассуждения учащихся

Через все произведение герой К.Д. Воробьева несет любовь к тем местам, где родился,отчаявшись, герой бросает карьеру,и с надеждой на новую жизнь,едет домой. Прирождённость родной земле, исповедь ей живет в человеке с момента его появления на свет, дает ему силы, возрождает, питает его душу...

Прирождённость родной земле дана не только человеку

(видео о возвращении лебедей в Курскую область )

Это чувство дано нам с молоком матери, оно в каждом из нас.

Сегодня, анализируя рассказ, мы почувствовали, как К.Д.Воробьев любил свою малую родину, наш Курский край, куда мечтал, но так и не смог вернуться. Интерес К.Д.Воробьева к малой родине, тоска по ней, тонкое изображение человеческой души - в каждом его произведении.Она стала точкой отсчета всему,что потом ему пришлось испытать и совершить. В 1994 году К.Д.Воробьеву посмертно присуждена премия Сергия Радонежского.

1 октября 1995 года состоялось перезахоронение праха писателя на Никитском кладбище Курска.

Что же для вас родная земля?

Ученик

Часто слышим,как говорят: “Моя земля!” - что для нас ассоциируется с понятием России, дорогой нам до слез, до сладкого сердцебиения.

В словаре эпитетов мы читаем:

Земля - благословенная, великая, горькая, дорогая, далекая, милая, многострадальная, отеческая, родимая, священная, сказочная”.

Вслед за Дмитрием Сергеевичем Лихачевым размышляем: “Что такое наша земля? Это сокровищница необычайно разнообразных и хрупких созданий рук человеческих.Человека создает земля.Без неё он ничто.Но и землю создает человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств”.

Наши древние предки почитали землю как мать. Любовь к родной земле проявляется в народном творчестве. Как лейтмотив звучат строки знаменитого “Слова о полку Игореве”: “Русская земля !Уже за шеломянем еси”.

В “Слове о погибели Русской земли” из глубины сердца изливаются прекрасные слова о величии родной земли и боль за её судьбу: “О,светло светлая и украсно украшена, земля Русская! Всего еси исполнена земля Русская,о правоверная вера христианская”.

Родина - это земля, осоленная потом подвижников, омытая кровью мучеников, орошенная слезами русских жен и матерей, провожавших мужей и сыновей своих на смертельную брань с врагами Отечества.

Благоговей перед этой землей, русский человек, и служи ей всеми силами души твоей.