Открытый урок на тему «Частота и вероятность»

Разделы: Математика


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

  • Ввести понятия событий: достоверное, случайное, невозможное;
  • Вырабатывать умения и навыки решать задачи на определение частоты, статистической вероятности.
  • Учить доказательным рассуждениям, оцениванию логической правильности рассуждений.

Развивающие:

  • Развивать навыки поиска, обработки и представления информации наблюдательность; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, понимание значимости математики, как способа познания окружающего мира.

Ход урока

1. Организационный момент;

2. Изучение нового материала (решение задач);

3. Проверка освоения теоретического материала (фронтальный опрос).

I этап: Объявляется тема урока. Учащиеся настраиваются на восприятие нового материала. Учитель предупреждает, что нужно быть предельно внимательным, принимать по возможности максимальное участие в обсуждениях. Вниманию учащихся предлагается историческая справка о примерах экспериментов, проводимых многими учеными для установки определенных закономерностей: это и эксперимент с подбрасыванием монеты, игрального кубика, выбором шаров и т.д.

II этап: Вводится основной теоретический материал по определению частоты, статистической вероятности. Рассматриваются основные формулы комбинаторики.

Вместе с учащимися рассматривается и разбирается решение некоторых задач.

Задача 1. В урне 10 шаров разного цвета: 2 красных, 4 желтых и 4 зеленых. Шары тщательно перемешали и наугад вынимают один. Какова вероятность того, что наугад вынутый шар окажется

а) красным (событие К);

б) желтым (событие Ж);

в) зеленым (событие З).

Рассуждая о количестве возможных событий и благоприятных, учащиеся приходят к выводу, что:

Р (К)= 0,2; Р (Ж) = 0,4 и Р (З) = 0,4.

Задача 2. Монету бросают дважды. Какова вероятность того, что оба раза выпадет решка; оба раза не выпадет решка?

Обозначив выпадение решки Р, а орла - О, определяется количество равновозможных событий. Затем выясняется количество благоприятных исходов для каждого события.

Учитель поясняет, что события , рассматриваемые в задаче называют противоположными.

Р (р) = 0,25; Р (-р) = 0,75.

Задача 3. Из собранных 10 велосипедов только 7 не имеют дефектов. Какова вероятность того, что 4 выбранных велосипеда из этих 10 окажутся без дефекта?

Обозначив А – событие, при котором все выбранные 4 велосипеда из 10 исправные, определяется сочетание из 10 по 4. Оно и являются благоприятным исходом для наступления события А из всех равновозможных:

Р (А) = = : = = .

Физкультминутка:

1) учащимся предлагается немного отдохнуть (выполняются упражнения для глаз);

2) если событие достоверное - мы все дружно хлопаем, если событие невозможное - мы все вместе топаем. Если же событие случайное - покачаем головой (вправо-влево).

“В корзине 3 яблока (2 красных, 1 зеленое).

  • Из корзины вытащили 3 красных – (невозможное)
  • Из корзины вытащили красное яблоко - (случайное)
  • Из корзины вытащили зеленое яблоко – (случайное)
  • Из корзины вытащили 2 красных и 1 зеленое – (достоверное)

III этап: Фронтальный опрос по основным вопросам теоретического материала.

  1. Назовите формулу вычисления вероятности случайного события в классической модели. Что означает каждая буква в этой формуле?
  2. Назовите формулу вычисления вероятности случайного события в статистической модели. Что означает каждая буква в этой формуле?
  3. Какому условию должны удовлетворять исходы опыта, чтобы можно было воспользоваться классическим определением вероятности?
  4. Чему равна частота достоверного события?
  5. Чему равна частота невозможного события?

Итог урока: рефлексия, разбор домашнего задания, выставление оценок за работу на уроке.

Презентация.