Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Методическая цель: использование элементов игровой технологии с целью реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Учебные цели:

  • повторить основные определения и понятия темы;
  • продолжить формирование знаний и умений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Развивающие  цели:

  • развивать мотивационные  качества суворовцев, познавательный интерес к предмету;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умения применять приобретенные знания в новой учебной ситуации, анализировать изученный материал;
  • развивать учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные компетентности.

 Воспитательные цели:

  • воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;
  • показать практическую значимость изученной темы;
  • воспитывать умение работать в парах для решения совместной задачи.

Тип урока: урок закрепления  знаний.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение: интерактивная доска, аудиовизуальная информация, раздаточный материал.

Учебные вопросы:

  • Правила сложения и вычитания десятичных дробей.
  • Правила сравнения десятичных дробей.
  • Правила округления десятичных дробей.

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

Компетенции

1

Технология критического мышления

1. Организационный этап  Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение преподавателя. Подготовка взвода к работе.
2. Рефлексия деятельности
Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,  соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные: самоопределение; смыслообразование;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия

2

ИКТ + игровая технология

1. Актуализация опорных знаний
Актуализация темы урока через познавательную деятельность обучающихся..
2. Закрепление знаний и умений 
Вид урока – урок-путешествие

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
коммуникативные: общение в группе (паре), ответы по защите своего решения, ответы на вопросы;
информационные     
(получать нужную информацию из различных источников); рефлексивные (умение суворовца действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что получил?)

3

 Технология проблемного обучения

1. Организация  закрепления знаний
Формирование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности во время путешествия к острову Десятичных дробей.

Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные самостоятельное выделение–       формулирование познавательной цели; логические– формулирование проблемы.

 

Содержание урока

Время

Работа суворовцев

I. Организация начала урока

Добрый день! Начинаем наш необычный урок. Почему необычный? Потому что сегодня на уроке у нас много гостей. Но мы будем работать как всегда, а может быть и лучше.
Тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Презентация.
Сегодня мы отправимся в путешествие, которое нам покажет, как вы усвоили данную тему, как вы умеете решать примеры, задачи, логически мыслить.

2 мин.

Рапорт ЗКВ.
Приветствие взвода.

 

Слушают.

II. Актуализация опорных знаний

Чтобы  отправиться в путь и сесть на корабль , нам нужно пройти контроль –  решить устно упражнения:

1) Дана цепочка чисел: 0.762; 13,75; 5,8; 0,12; 17,8; 1,300. Прочитайте эти числа.

2) Какое число лишнее? Почему?

а) 6,2; 15,55; 0,9;  ; 203,7 (Ответ.  –  обыкновенная дробь);
б) 0,3; 0,6; 1,2; 2,4; 4,7 ( Ответ. 4,7)

3)  Поставьте правильно запятую в равенствах.

37 + 13 = 5              Ответ.   3,7 + 1,3 = 5
897 – 597 = 3                        8,97 – 5,97 = 3
53 – 16 = 514                        53 – 1,6 = 51,4
7 + 218 = 918                        7 + 2,18 = 9,18

13 мин.

Слушают.
Отвечают на вопросы.
Делают записи.

 

 

Отвечают на вопросы

III. Организация закрепления знаний

Историческая справка (рассказ преподавателя)

– В науке, в промышленности десятичные дроби используются чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожими на правила действий с натуральными числами. Правила действий с десятичными дробями описал знаменитый  ученый средневековья Ал-Каши в 15 веке. Он записывал десятичные дроби как и сейчас , но не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой.
В Европе дроби были заново изобретены через 100 лет Симоном Стевином.
В России учение о дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий.
– Мы прибыли на остров. Отдохнем на поляне. Выполним задание.
– Сравнить дроби:   

6,99  и  7,1
21,8  и  21,59
0,701 и 0,71
1,434 и 1,43
5,894 и 6,1

– Пойдем дальше. Чтобы попасть в деревню десятичных дробей, надо пройти по мостику. Он сломан. Если мы быстро и безошибочно  решим следующее задание, то свершится чудо и мы окажемся на другом берегу.
Вычислите устно и ответ запишите в тетрадь через запятую:

5,9 + 1,6                                   4,7 – 2,5
8,3 + 0,8                                   5,1 – 4,7
8,9 + 4                                      12,1 – 8,7
13 + 4,2                                    45 – 13,6

– Напомните друг другу правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей

  • Уравнять в дробях количество знаков после запятой.
  • Записать их друг под другом, чтобы запятая оказалась под запятой.
  • Выполнить действие не обращая внимания на запятую.
  • Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

– Нас встречает вождь племени десятичных дробей  и проводит в деревню, где мы немного отдохнем.

20 мин.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.
1 суворовец у доски

 

 

 

Выполняют задание. Два суворовца у доски

 

Формулируют правила

Физкультминутка

К океану мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись и домой.

  Выполняют упражнения

– Для того чтобы пройти дальше, вглубь острова, вождь просит нас решить задачи.

1. Нормальная температура утки равна 41,5?.
У здорового человека температура равна 36,6?.
На сколько температура тела утки выше температуры тела человека?  (41, 5 – 36,6 = 4,9)
2. Периметр треугольника равен 51 см. Длина одной стороны равна 12,6 см, а другой – 18,4 см. Вычислите длину третьей стороны треугольника.  (12,6 + 18,4 = 31 ;  51 – 31 = 20 см)
– Молодцы!
Можем продолжать движение.
Чтобы подняться по крутой, извилистой дорожке, надо помочь друг другу.
– выполняем задание в парах. У вас на партах лежат карточки, решив которые, вы прочитаете волшебное слово. Работаем парами. Удачи вам!

  1. 0,26 + 0,45         
  2. 0,14 + 16,007
  3. 6,28 – 5,32
  4. 30 – 0,58
  5. 0,4092 – 0,399
  6. 25 – 2,647
  7. 12, 123 – 4,024

22,353

29,42

0,71

14,725

16,147

10,25

0,96

0,0102

а

и

у

г

м

р

н

ц

– «Умница!». Правильно. Вы умницы!
– Мы подошли к замку. Здесь спрятан сундук с сокровищами. Чтобы открыть его мы должны решить уравнения.

х + 123,567 = 540, 378         (416,811)
246,023 – х  = 55,213           (190,81)

 

Решают задачи. По 1 суворовцу у доски

 

 

 

 

 

Работают парами

 

 

 

 

 

 

Решают. Два суворовца у доски

IV. Подведение итогов урока

– Открыв сундук, мы видим несметные богатства. Это ваши оценки за работу на сегодняшнем уроке. (комментарии преподавателя)

5 мин.

 

 

Слушают.

V. Задание на самоподготовку.

Карточка I:

  1. 2,145 + 3,01=
  2. 105,11 – 8,7=
  3. Решите уравнение: 1 – х = 0,89;
  4. Решите уравнение: х + 15,35 = 19,4;
  5. В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день еще 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
  6. Масса двух Качанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?

Карточка II:

  1. 4,41 + 5,36 =
  2. 5,24 – 1,8 =
  3. Решите уравнение: х – 11,3 = 1,56.
  4. Решите уравнение: 137 – х = 42,56.
  5. Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
  6. Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?

Карточка III:

  1. 35,85 + 4,971 =
  2. 125,19 – 78,5 =
  3. Решите уравнение: х – 0,07 = 1,5.
  4. Решите уравнение: 9 – у = 1,5.
  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса – на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
  6. Скорость лодки в стоящей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

 Карточка IV:

  1. 4,9+10,95=
  2. 37,5 – 8,609 =
  3. Решите уравнение: х – 27,5 = 38,1.
  4. Решите уравнение: 137 – х = 42,56.
  5. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина реки в этом месте?
  6. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. 4,2 – (0,98 + 1,75)=

– Для того, чтобы обозначить свое настроение сегодня на уроке – возьмите флажки, которые лежат на парте. Если урок и ваша работа на нем вам понравились – то наклейте на парус корабля флажок яркого или светлого цвета. Если же вы недовольны собой – черного.

5 мин.

Слушают комментарии о задании на самоподготовку