В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должно лежать сотрудничество. Успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества: заботливость, внимание к окружающим, доброту, чуткость. Для успешного сотрудничества также необходима культура общения, тактичность, доверие, взаимопонимание.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В современных дошкольных учреждениях используются разнообразные формы сотрудничества с семьей. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей. Например, такие темы: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не рекомендуется применять в работе с родителями казённых слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня». К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали дети. Сейчас собрания вытесняются инновационными формами такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная» и др.
Целесообразно сочетать разные формы работы.
На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по дошкольному учреждению, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном дошкольном учреждении.
К индивидуальным формам работы относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; её особенность – активное участие и воспитателей и родителей. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Педагог должен помнить о ряде требований: беседа в утренние часы менее продолжительна, чем беседа в вечерние часы и касается в основном самочувствия ребёнка, его настроя на пребывание в детском саду. В вечерние часы воспитатель может отметить особенности поведения ребёнка в течение дня, его успехи или неудачи. Если необходимо обсудить серьёзные вопросы, то место и время беседы оговариваются заранее. Присутствие ребёнка в ситуации обсуждения детских проблем, ошибок в семейном воспитании нежелательно. Цель и тема беседы с родителями продумывается педагогом заранее; на их основе составляется план, подбираются соответствующие вопросы. Не следует начинать беседу с постановки проблемы, и тем более с предъявления родителям претензий по поводу плохого поведения их ребёнка, даже если это является главным вопросом предстоящего разговора. Лучшее сначала расположить родителей к разговору, настроить на контакт. Педагог должен не только говорить сам, но и внимательно слушать собеседника, сопереживать, побуждать дополнить свой рассказ новой информацией.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед. Педагог стремиться дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, памятки, буклеты и др.
Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трёх видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).
Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быстро устаревает, утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, её необходимо обновлять.
Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:
– структурирована по направлениям («родители и дети»)
– отвечает информационным запросам родителей;
– эстетически оформлена;
– содержит текст и фотоматериалы.
Памятки – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чём-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках, проводимых в детском саду мероприятий.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются инновационные формы общения с родителями.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический час», «КВН», «Ток – шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей, досуги « Неразлучные друзья: взрослые и дети» и др.
Очень актуальны «Дни открытых дверей». Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь в него родителей. В этот день родители, а также другие близкие ребёнку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнёрства, диалога. Общение происходит в непринуждённой форме с обсуждением актуальных проблем в воспитании детей, учётом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников и досугов как «Встреча Нового года», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др. В ходе совместных мероприятий родители становятся полноправными участниками праздников и тематических вечеров (обмениваются идеями, практическими советами, осуществляют пошив костюмов и т.п.). Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, вселяет доверие, уверенность, решает многие проблемы.
Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети.
Воскресный семейный абонемент. Не каждая семья способна организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи. В условиях малого города проектирование и проведение концертов воскресного семейного абонемента может проходить с учётом традиций, достижений детей, педагогов детского сада, детской школы искусств, творческих коллективов.
Семейная гостиная – это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. Гости рассказывают, какие-то весёлые истории, вспоминают события, происходившие с ними.
Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Проектирование позволяет взращивать новые формы общности, решая различные проблемы воспитания ребёнка, как в семье, так и в детском саду, развивает партнёрские отношения с семьёй.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания родителям необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков. В целях изучения педагогической компетентности родителей, выявления степени их участия в воспитании детей можно использовать следующие психолого-педагогические методы: анкетирование, тестирование, посещение семей, наблюдение за взаимодействием родителей с детьми и др.
Повышению уровню педагогической компетентности родителей способствуют такие активные формы работы, как «педагогические калейдоскопы», викторины, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «вечера вопросов и ответов» и др.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием сотрудничества является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Семья является институтом первичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Отношения дошкольного учреждения с семьёй должны строиться на основе на сотрудничества и взаимодействия. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.