Правописание гласных в корне слова. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Тип урока: обобщение.

Оборудование: Презентация – сопровождение урока (Приложение 8), таблички с указанием типа урока, памятка «Правописание гласных и согласных в корне», сигнальные карточки, карточки с упражнениями, тестовое задание.

Цели урока: 

  • обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Правописание гласных в корне»,
  • закрепить умения грамотно писать слова с орфограммой в корне,
  • формировать системный подход к изучению русского языка,
  • формировать у учащихся компетенцию самообучения (оценивания, целеполагания, планирования собственной деятельности).

ХОД УРОКА

Этап 1. Синтаксическая пятиминутка. Слайд 2.

Каждый урок в 10 классе начинается с синтаксической, орфографической или
грамматической пятиминутки. Здесь даются упражнения, которые непосредственно не связаны с темой урока, но направлены на формирование у учащихся языковой компетенции в целом и призваны в том числе готовить учеников к ЕГЭ.
Спишите предложение, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему предложения.

Этап 2. Сообщение темы урока. Целеполагание. Слайд 3.

– Посмотрите на тему урока. Это новый материал? (Нет) Мы говорим о правописании корней с начальной школы. Значит у нас урок обобщения, систематизации знаний и повторения. На доску крепятся таблички: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ (Приложение 1)
– Почему же мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме? (Учащиеся допускают множество ошибок именно в корнях, один из вопросов теста ЕГЭ касается именно правописания корней.)
Давайте сформулируем цели нашего урока. Итак, мы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ… (ЗНАТЬ правило, УМЕТЬ пользоваться правилом). Помимо правил, какое умение должно быть сформировано у нас, над чем мы будем работать еще? Вспоминайте, какие бывают корни, с какими орфограммами мы встречались? (Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся, корни с сомнительными согласными, с непроизносимыми согласными.)
Таким образом, цели нашего урока звучат так:   Слайд 3, Анимация, 1, 2
ЗНАТЬ: Классификацию корней, правила их написания.
УМЕТЬ: Определять тип корня (классифицировать корень), применять правило написания данного корня.

Этап 3. Сообщение теоретических сведений.

1. Классификация корней. Слайд 4.

Сейчас мы поговорим о правописании гласных в корне. С этой позиции корни в русском языке делятся на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Приведите примеры в каждой группе корней, сформулируйте, чем они отличаются (слушаем ответы учащихся).
Обобщим.

1. Проверяемые корни. Слайд 5.
2. Непроверяемые корни. Слайд 6.
3. Чередующиеся корни. Слайд 7.
Сгруппируйте чередующиеся корни в зависимости от правил, регулирующих их написание, сформулируйте эти правила. Слайд 8
– Проверьте себя по памятке (памятка выдается каждому учащемуся) (Приложение 2). Слайд 9.

Этап 4. Практическая работа

1. Правописание слов с проверяемыми корнями.

Составьте словосочетания, подберите проверочные слова (упражнение можно выполнить устно). Слайды 10, 11.
– Вставьте пропущенные буквы (упражнение выполняется письменно, проверяется фронтально). Слайд 12.

2. Правописание слов с непроверяемыми корнями.

– Работа с сигнальными карточками. Слайд 13
Даны карточки: О, А, ЬЬ (двойная буква), Ь (нет удвоения), И, Е (Приложение 3). Учитель открывает на слайде слова, ученики поднимают соответствующие карточки.

гАраж, интеЛЛигент, прИвиЛегия, кАССета, тЕРРитория, гАЛерея, амфИтеатр, кОнсистенция, аПлОдировать, АпеЛЛяция, идЕология, Апатия, алгОритм, кВитанция, нОстальгия.

– Итак, слова с непроверяемыми корнями необходимо запомнить.
– Сейчас каждый из вас получит список слов, которые вы должные знать. С этим списком мы будем работать в течение 10-11 класса (Приложение 4).

3. Правописание слов с чередующимися корнями. Слайд 14.

– Выполните задание на карточке (Приложение 5), проверьте себя  по ключу.

Этап 5. Подведение итогов. Слайд 15.

  • Оцените свои знания по 10-балльной шкале по 3-м разделам: проверяемые корни, непроверяемые корни, чередующиеся корни.
  • Оцените свои умения по 10-балльной шкале по 3-м разделам: проверяемые корни, непроверяемые корни, чередующиеся корни.
  • Какая из тем требует вашего усиленного внимания?

Выберите одно из утверждений (слайд 16).
Если вы выбрали первое утверждение, запишите его в тетрадь и  продолжите. Затем спланируйте свою дальнейшую работу, получив у меня комплект заданий (Приложение 6).
Если вы выбрали второе утверждение, возьмите у меня самостоятельную работу и приступайте к ее выполнению (Приложение 7).

Этап 6. Самостоятельная работа, или Закрепление

Далее работа проводится по группам учащихся в зависимости от  уровня усвоения учебного материала. Этот уровень определяют сами учащиеся.

Материал усвоен

Материал усвоен недостаточно

Самостоятельная работа (Приложение 7)

  • Учащиеся составляют план своей работы. Слайд 17.
  • Работают по алгоритму. Слайд 18

 

Библиография

  1. Безударные гласные в корне. Справочные материалы/ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2011
  2. Бакланова И. И. Тематические тесты и диктанты по русской орфографии и пунктуации/М.: Флинта: Наука, 2010. – 112с.
  3. Иванова С. Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация, культура речи, текст): учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Самара: ООО «Офорт», 2012. – 380 с.
  4. Муравейко Е. Орфографические тесты. Словарные диктанты//Русский язык, 11, 2001.
  5. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10-11 классы/Авт.-сост. М. М. Казбек-Казиева. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.
  6. Т. В. Шклярова. Орфография и пунктуация (справочные материалы и алгоритмы действий). Справочное пособие для средней школы. М.: «Грамотей», 72 с.