Цель: повышение эффективности коррекционной работы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- способствовать формированию умения употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- содействовать умению давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их (различать гласные и согласные, звонкие и глухие, знать отличие буквы от звука);
Коррекционно-развивающие задачи:
- содействовать развитию навыка звукового анализа;
- содействовать развитию фонематического слуха;
- содействовать развитию общей, мелкой моторики;
- содействовать развитию навыка умения деления слов на слоги;
- способствовать формированию умения делить предложения на слова;
- содействовать развитию навыка чтения;
- содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;
Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.
Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.
Предшествующая работа:
- обучение чтению;
- деление слов на слоги;
- составление предложений, деление предложений на слова.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент;
- дидактические игры;
- использование наглядности.
Индивидуальная работа:
- Рувим, Валерия, Настя – звуковой анализ;
- Айзат, Таня, Руслан – чтение слогов;
- Таня, Руслан, Вероника – произношение слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Скажи наоборот»
Ка-ка-ка – кя-кя-кя
Ку-ку-ку – кю-кю-кю
Ко-ко-ко – кё-кё-кё
Кы-кы-кы – ки-ки-ки
II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса
1. Развитие мелкой моторики. «Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)
2. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
3. Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление.
А какие сочные груши! Восхищение.
А как их много! Радость.
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование.
4. Работа по развитию дыхания и голоса
– Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).
5. Общее расслабление.
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там –
Тихо сели по местам.
III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте
1. Объяснения темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.
2. Акустико–артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.
Звук Т – согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть – согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т – обозначаем синим цветом, а звук Ть – зелёным.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Входит садовник.
– Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети: Садовник.
Логопед: Правильно ребята, молодцы.
Садовник: Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед: Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети: Да.
Садовник: Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед: До свидания, садовник.
Логопед: Ну, тогда приступаем.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.
Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.
Игра «Топай, хлопай» (топай – если звук – Т; хлопай – Ть)
Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.
4. Автоматизация звука в словах.
Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)
Шест – шесть
Брат – брать
Рулит – рулить
Дунут дунуть
Пуст – пусть
Ответ – ответь
5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам – синичкам)
Слова: тыква, капуста, салат.
6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)
7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)
Физкультминутка.
Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).
8. Связь звуков и буквы.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик – буква Т. (картинка буквы Т, т.)
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.
9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.
10. Составление буквы Т из пуговиц.
11. Прописывание буквы Т в тетрадях.
12. Работа по карточкам № 23
Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.
13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Игра «Плодовое дерево»
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса – и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.
V. Итог занятия и оценка работы детей
– Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
– С какими звуками познакомились?
– Дайте характеристику этим звукам.
VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).