НОД по развитию зрительного восприятия "Скоро в школу мы пойдем" для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная область: познавательное развитие.

Программное содержание:

  • Образовательные задачи:
    • Расширять представления детей  о школе, её необходимости и общественной значимости через систематизацию знаний о назначении школьных принадлежностей.
    • Продолжать учить ориентироваться в микро  макро пространстве.
    • Учить активно использовать в речи пространственную терминологию  при обозначении предметов, направлений пространства; упражнять в подборе слов с противоположным значением (слова-антонимы).
    • Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы педагога.
  • Развивающие задачи:
    • Развивать коммуникативные навыки, психические процессы: зрительное восприятие,  внимание, память, мышление.
    • Совершенствовать зрительно-моторную координацию: развивать сопряжённые действия глаза и руки.
    • Развивать зрительные функции прослеживания и фиксации взора.
  • Воспитательные задачи:
    • Воспитывать этические чувства, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, инициативности, самостоятельности, доброжелательности, ответственности в процессе умения объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога и бережного отношения к школьным принадлежностям.
    • Воспитывать положительное отношение к школе и стремление учиться.

Материал: карточки к заданиям, фишки, фломастеры, флажки двух цветов (красные и зелёные).

Оборудование: компьютер, проекционный экран, проектор.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Педагог: Через год каждый из вас пойдёт в школу в первый класс. И сегодня мы проверим, готовы ли вы к школе, каковы ваши знания о школе, школьных принадлежностях.
Итак, мы начнём игру «Назови предмет», где вы должны быстро назвать загаданный предмет и объяснить его назначение. (На проекционном экране представлена матрица, состоящая из трёх рядов и трёх столбиков. В каждом окошке предметное изображение школьных принадлежностей и предметов, не относящихся к теме занятия. Педагог задаёт координаты: «Предмет находится во втором ряду, в третьем столбике. Что это за предмет и для чего он нужен?»)

Педагог: Молодцы ребята! Как можно назвать эти предметы, одним словом?

Дети: Школьные принадлежности.

Педагог: Припасла я для вас альбом загадок и увлекательных заданий про школу и школьные принадлежности. Итак, загадка первая.

Новый дом несу в руке.
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.

Дети: Портфель, ранец.

Педагог: Верно!  Положите перед собой карточку с изображением множества предметов.  Найдите на ней картинку – отгадку и, не обращая внимания на другие предметы, обведите её пальчиком. Затем выделите предмет фломастером зелёного цвета.

(По аналогии работа выполняется и с другими предметами).

– Какой предмет потребуется ученику, чтобы рисовать? (Карандаш) Выделите фломастером красного цвета.
– Какой предмет потребуется ученику, чтобы писать? (Тетрадь) Выделите фломастером голубого цвета.
– Какой предмет потребуется ученику, чтобы писать? (Ручка) Выделите фломастером синего цвета.
– Какой предмет потребуется ученику, чтобы что-либо вырезать? (Ножницы) Выделите фломастером чёрного цвета.
– Какой предмет потребуется ученику, чтобы поточить карандаш? (Подстругалка) Выделите фломастером фиолетового цвета.
– Какой предмет потребуется ученику для измерения?  (Линейка, треугольник) Выделите фломастером коричневого цвета.
– Сколько всего предметов изображено на карточке? (Семь предметов)

Педагог: Игра «Найди лишний предмет» поможет вам выяснить, правильно ли ученик собрал портфель. Посмотрите внимательно на карточку. Если есть лишний предмет, отметьте его фишкой. Объясните свой выбор.
– Расскажите, где расположен лишний предмет. (Лишний предмет расположен: между тетрадью и азбукой, под ручкой и т. д.).

В будущем дети учтите:
В портфеле с собою всегда приносите
Все вещи, что в школе бывают нужны.
Вы их никогда забывать не должны!

Педагог: Новую страничку открываю – новую загадку загадаю.

Это здание каждый знает,
В нём директор пребывает,
Медик есть, учителя,
Одноклассники, друзья.

Дети: Школа.

Педагог: Помогите ученику найти дорогу до школы. Сначала траекторию пути проведите указкой, а затем прорисуйте фломастером. (После выполнения задания дети используя в речи пространственные термины, описывают путь ученика до школы).

Я скажу вам детвора,
Школа – это не игра,
Здесь трудиться надо честно,
Это каждому известно!

Педагог:  Придя в школу надо ли соблюдать правила поведения?

Дети: Да!

Педагог: В пространстве нашей комнаты расположены листы бумаги, на которых с обратной стороны нарисованы картинки, что можно и чего нельзя делать в школе. Вам необходимо найти те картинки, на которых изображено соблюдение   правил поведения в школе. После поиска таких картинок объясните свой выбор. (Варианты ответов: входить в класс со словом «здравствуйте», передвигаться по школе спокойно, помогать учителю, готовиться к занятию на перемене, получать хорошие оценки, внимательно слушать учителя и др.).

  • Интерактивная зрительная гимнастика «Весёлая азбука». (Дети встают в одну линию и не

поворачивая головы, прослеживают за движущимися объектами).

Педагог: А теперь ребятки, прошу отгадать загадку.

Сроду он не есть, не пьёт –
Песни звонкие поёт.
И с урока, и на урок.
Подаёт свой голосок.

Дети: Школьный звонок.

Педагог: Перед вами карточка с точечным рисунком школьного звонка. Соедините последовательно  точки с изображением цифр. В качестве подсказки внизу карточки представлена цифровая шкала.

Долгожданный дан звонок
начинается урок.

Педагог: Итак, начнём урок. Проверим вашу внимательность. В верхней части карточки изображён паровоз – образец. Вам необходимо в каждом ряду у каждого паровоза дорисовать недостающие части.

После выполнения задания используется приём взаимопроверки.

Педагог:

После урока непременно
Нужна ребятам..?

– На перемене мы поиграем в игру: «Скажи наоборот».
Я буду называть слова, и кидать мяч, а вы говорите слова наоборот и возвращайте мне мяч.
(Злой – добрый, сильный – слабый, хороший – плохой, трусливый – храбрый, больной – здоровый, сытый – голодный, весёлый – грустный, маленький – большой, худой – полный, сухой – мокрый, белый – чёрный и др.).

Педагог: Ребята, вы сегодня все дружно и активно работали. Мы убедились, что у каждого есть необходимые знания, чтобы хорошо учиться в школе.

Итог:

– Какие задания показались наиболее интересными?
– Какое  задание показались наиболее сложным?
– Что больше всего вам понравилось?

За хорошую работу все получат флажок. Кто считает, что отлично работал на занятии, берёт красный флажок, тот, кто считает, что ему нужно немного позаниматься, берёт зелёный флажок.