Урок открытия новых знаний по теме "Колебательное движение". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Учебник: «Физика 9 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Москва, Дрофа, 2009

Задачник: «Сборник задач по физике 7-9 классы, пособие для общеобразовательных учреждений»,  Москва, Просвещение, 2009

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • Образовательная:
    • познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;
    • формировать умение наблюдать и анализировать физические явления;
  • Развивающая:
    • развивать логическое мышление;
    • развитие умений аргументировать свой ответ;
  • Воспитательная:
    • формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.

Оборудование: шарик на нити; груз на пружине,  прибор для записи колебаний, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1. Организация начала учебного занятия:

Приветствие учителя, создание положительного настроя на работу Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм
2. Актуализация знаний:

Создает проблемную ситуацию

В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.
Вопрос к классу  Что происходит дальше?
Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.
Вопрос к классу: Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?
Правильно, это и будет объектом нашего изучения на уроке.
Представляет (зачитывает с экрана) визитную карточку урока
Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?
Вопрос к классу: А что нам необходимо узнать, как настоящим ученым, чтобы изучить наш объект исследования? – учитель заполняет на доске блок –схему этапов познания.

Включаются в диалог с учителем

 

Предполагаемый ответ: Колода возвратится и ударит медведя


Предполагаемый ответ: Это колебание

Предполагаемый ответ: Да, тема интересна

Предполагаемый ответ:

Определение, характеристики, формулы для определения характеристик

Самостоятельное выдвижение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала:

Подводит к восприятию нового материала, через знакомство с физическим процессом

«Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце».
Задание классу: приведите   свои примеры колебаний.
Работа в группах «Найди в предложенном ряду лишнее словосочетание».
Вы правильно выделили  колебательное движение, теперь давай попробуем дать определение этому виду движения.

«Правильно, главная особенность – это повторяемость. Вспомните вращательное движение и его характеристики . Как называется промежуток времени, через который колебание повторяется?»
Для изучения колебаний существуют  прибор маятник. Он бывает математический и физический –демонстрируем. Для  определения периода колебаний маятников существуют особе формулы. – записывает формулы на доске. Рассуждаем от чего зависит период каждого маятника.

Фронтальная демонстрация: колебание шарика на нити и поршня
«Что общего, а в чем различие?»
«Все колебания делятся на свободные и вынужденные - смотрим на экран – выбираем определение для каждого вида колебаний»

Динамическая пауза: учитель зачитывает словосочетания, если учащиеся слышат свободные колебания, то хлопают в ладоши, в противном случае – тишина

«Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги»
Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему? – по графику анализируют период, амплитуду.

Демонстрация: у нас так же есть прибор для записи колебаний – при помощи одного из учеников записывают график колебаний математического маятника .
Вопрос классу: колебания маятников Свободные или вынужденные?

Отвечают на поставленные вопросы

Приводят примеры.
Работа в группе.

Формулируют определение – стр. 93 учебника.
Вводим определение периода, частоты, амплитуды, смещения.

 

 

 

 

Рассуждают по периоду колебаний маятников

Приводят доводы

Колебания шарика на нити – свободные, а колебания поршня – вынужденные.

Участвуют в предложенном задание.

 

 

 

Свободные колебания затухают и им соответствует график 2, а вынужденные не – график 1.

 

Свободные, так как затухают.

Активные действия учащихся с объектами изучения (моделями маятников), максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
4. Первичная проверка понимания:

Организует первичную проверку понимания нового материала.

«Вернемся к нашей схеме урока. Я читаю  новый элемент, а вы сигнализируете о понимании –зеленой карточкой, трудностях – красной карточкой»
«Если мы в целом поняли, значит теперь попробуем применить знания на конкретных примерах . Лукашик  - № 855, 858,  860 для экзаменующихся стр. 48 №4 « ОГЭ -2016 Камзеева Е. Е.»
При достаточном оставшемся времени можно предложить учащимся выполнить в парах тест №14 вариант 1.затем пары обмениваются листками и по ключу проходит проверка.

Отвечают на поставленный вопрос сигнальной карточкой.

Учащиеся понимают введенную терминологию.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и незнакомо ситуации.

5. Рефлексия

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует  обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили?
Организует рефлексию по методу незаконченного предложения.
Продолжи предложения:

  • Сегодня на уроке я повторил__________.
  • Сегодня на уроке я научился.__________.
  • Сегодня на уроке мне было непонятно____.
  • Сегодня на уроке мне было интересно_____.
  • Сегодня на уроке  мне понравилось________.
  • Сегодня на уроке мне было трудно __________.
Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями Успешное усвоение нового материала
6. Домашнее задание
Формулирует домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению
Параграф 25,26
Упражнение 24(3,4,6)
Соотносят домашнее задание с материалом, изученным  на уроке и выполненными заданиями

Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Приложение 1