Учебник: «Физика 9 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Москва, Дрофа, 2009
Задачник: «Сборник задач по физике 7-9 классы, пособие для общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 2009
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
- Образовательная:
- познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;
- формировать умение наблюдать и анализировать физические явления;
- Развивающая:
- развивать логическое мышление;
- развитие умений аргументировать свой ответ;
- Воспитательная:
- формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.
Оборудование: шарик на нити; груз на пружине, прибор для записи колебаний, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
1. Организация начала учебного занятия: |
||
Приветствие учителя, создание положительного настроя на работу | Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место | Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2. Актуализация знаний: | ||
Создает проблемную ситуацию В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону. |
Включаются в диалог с учителем
Предполагаемый ответ: Колода возвратится и ударит медведя
Предполагаемый ответ: Да, тема интересна |
Самостоятельное выдвижение темы и целей урока. |
3. Изучение нового материала: | ||
Подводит к восприятию нового материала, через знакомство с физическим процессом «Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце». «Правильно, главная особенность – это повторяемость. Вспомните вращательное движение и его характеристики . Как называется промежуток времени, через который колебание повторяется?» Фронтальная демонстрация: колебание шарика на нити и поршня Динамическая пауза: учитель зачитывает словосочетания, если учащиеся слышат свободные колебания, то хлопают в ладоши, в противном случае – тишина «Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги» Демонстрация: у нас так же есть прибор для записи колебаний – при помощи одного из учеников записывают график колебаний математического маятника . |
Отвечают на поставленные вопросы Приводят примеры. Формулируют определение – стр. 93 учебника.
Рассуждают по периоду колебаний маятников Приводят доводы Колебания шарика на нити – свободные, а колебания поршня – вынужденные. Участвуют в предложенном задание.
Свободные колебания затухают и им соответствует график 2, а вынужденные не – график 1.
Свободные, так как затухают. |
Активные действия учащихся с объектами изучения (моделями маятников), максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
4. Первичная проверка понимания: | ||
Организует первичную проверку понимания нового материала. «Вернемся к нашей схеме урока. Я читаю новый элемент, а вы сигнализируете о понимании –зеленой карточкой, трудностях – красной карточкой» |
Отвечают на поставленный вопрос сигнальной карточкой. | Учащиеся понимают введенную терминологию. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и незнакомо ситуации. |
5. Рефлексия | ||
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили?
|
Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями | Успешное усвоение нового материала |
6. Домашнее задание | ||
Формулирует домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению Параграф 25,26 Упражнение 24(3,4,6) |
Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и выполненными заданиями | Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |