Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: сформировать целостные представления о реке, ее частях, речной системе
Задачи:
- Обучающие: познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями; формирование умения работать с картой; формирование навыков по поиску информации, обработке ее.
- Развивающие: развитие умения показывать реку по географической карте; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником.
- Воспитательные: способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки, приводить примеры рек; сравнивать реки; объяснять существенные признаки понятий: исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; производить поиск информации.
Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности характером реки; делать выводы; выделять главное в тексте; находить географическую информацию в художественных произведениях.
Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
Методы и приемы: наглядные (презентация), словесные (беседа, работа с текстом учебника, творческая работа с художественными произведениями), практические (работа с рисунками учебника, схемами, картой атласа).
Формы контроля: географический диктант
Приемы рефлексии: «Закончи фразу»
Технологии: личностно-коммуникативного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационно-мотивационный |
Здравствуйте , ребята! Посмотрите на желтый цвет и успокойте свои эмоции, настройтесь на работу. |
Приветствие, эмоционально настраиваются на работу |
1. Мобилизирующий |
Проверим домашнее задание (проводит устный опрос) |
Отвечают устно на вопросы учителя и работают с географической картой. |
2. Актуализация знаний
Определение темы и постановка задач |
– Сегодня мы продолжим изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является вода. Какие воды суши вам известны? Где сосредоточены основные запасы пресных вод? |
Называют: реки, ручьи, болота, озера, ледники, подземные воды.
Рассказывают о своих представлениях Определяют тему урока и ставят перед собой задачи (изучать особенности рек, их характер, строение реки и т.д.) |
|
Использование презентации «Реки» Приложение 2 |
|
II. Процессуально-содержательный этап 1. Река и ее строение
|
– Обратите внимание на картины художников: |
Читают стихи о реках Дают определение понятию река: водный поток текущий в русле Работа с учебником, с картой атласа, схемой реки
Устье – место впадения реки в другой водный объект |
2. Первичное закрепление знаний |
У вас на парте лежит карточка: схема строения реки. Подпишите на схеме части реки. |
Самостоятельная работа, взаимопроверка |
3. Физминутка |
|
Проводят самостоятельно |
4. Работа с картой |
Поработаем с физической картой полушарий. Откройте атлас на стр. 8-9, найдите реки: 1 в – река Амазонка, 2 в. – река Енисей. Покажите реки на карте у доски. Но помните, что реки на карте показывают от истока к устью. Исток не может находиться в море или океане. |
Работают с картой |
5. Знакомства с понятиями: речная система, водораздел, бассейн реки. |
Вывешивает карточки: речная система, бассейн реки, водораздел. Используя текст на стр. 96-97 найдите определения понятиям. |
Работа с текстом, отвечают на вопросы |
6. Горные и равнинные реки |
На рис. 100-101 красным пунктиром показаны бассейны рек Терека и Волги. Посмотрите внимательно на бассейны этих рек и скажите в чем различия бассейнов этих рек? |
Анализируют бассейны рек и ищут различия – по горам, равнине |
III. Закрепление |
Проведем игру « Угадай». Я буду читать определения, а вы прикреплять карточку с названием данного понятия. Будьте внимательны, не ошибитесь.
|
Определяют понятия, вывешивают карточки: |
IV. Домашнее задание, выставление оценок |
П. 17, р.т. с.50 №2, 3, 4 |
|
V. Рефлексия |
Прием «Закончи фразу» |
|