Открытый урок по теме "Реки"

Разделы: География

Ключевые слова: строение


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: сформировать целостные представления о реке, ее частях, речной системе

Задачи:

  • Обучающие: познакомить уч-ся с новыми терминами и понятиями; формирование умения работать с картой; формирование навыков по поиску информации, обработке ее.
  • Развивающие: развитие умения показывать реку по географической карте; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником.
  • Воспитательные: способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки, приводить примеры рек; сравнивать реки; объяснять существенные признаки понятий: исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; производить поиск информации.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности характером реки; делать выводы; выделять главное в тексте; находить географическую информацию в художественных произведениях.

Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Методы и приемы: наглядные (презентация), словесные (беседа, работа с текстом учебника, творческая работа с художественными произведениями), практические  (работа с рисунками учебника, схемами, картой атласа).

Формы контроля: географический диктант

Приемы рефлексии: «Закончи фразу»

Технологии: личностно-коммуникативного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационно-мотивационный

Здравствуйте , ребята! Посмотрите на желтый цвет и успокойте свои эмоции, настройтесь на работу.
Посмотрите на красный цвет и призовите на помощь свое внимание.
Посмотрите на зеленый цвет – разбудите свои мысли и умения.
Начинаем работать.

Приветствие, эмоционально настраиваются на работу

1. Мобилизирующий

Проверим домашнее задание (проводит  устный опрос)
1) Назовите площадь Мирового океана?
2) Назовите океаны в порядке увеличения их площади.
3) Покажите на карте самый большой по площади океан.
4) Покажите на карте самый маленький по площади океан.
5) Дайте определение понятию море. Покажите на карте знакомые вам моря.
6) Какие бывают моря?
7) Дайте определение понятию залив. Покажите на карте заливы.
8) Что называют проливом?

Отвечают устно на вопросы учителя и работают с географической картой.

2. Актуализация знаний
Создание мотивационной установки

 

 

 

 

 

Определение темы и постановка задач

– Сегодня мы продолжим изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является вода.  Какие воды суши вам известны? Где сосредоточены основные запасы пресных вод?
– Закройте глаза и представьте себе то , о чем подскажет  вам мелодия и стихотворение, которое я вам прочитаю.
Плывет лебедушкой, как песня плавная
Спокойной птицею ее волна.
Всегда игривая, река-красавица,
Как в поле ветер, здесь она вольна.
Березы русские вокруг красуются,
Поля широкие и даль ясна
И на красивый край не налюбуешься
Тобой, красавица – моя, река.
– Откройте глаза и расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
– Тема нашего урока «Реки»
Давайте попробуем поставить перед собой задачи урока: чему мы будем учиться на уроке, что бы вы хотели узнать про реки?

Называют: реки, ручьи, болота, озера, ледники,  подземные воды.
Слушание мелодии «Шум реки» Приложение 1

 

 

 

 

Рассказывают о своих представлениях

Определяют тему урока и ставят перед собой задачи (изучать особенности рек, их характер, строение реки и т.д.)

 

Использование презентации «Реки» Приложение 2

 

II. Процессуально-содержательный этап

1. Река и ее строение

 

– Обратите внимание на картины художников:
«Северный край» – Васнецова, «Большая вода» – Левитана, «Река-царь» – Ремизова. Много великих художников изображали в своих картинах реки. Но не только художники восхищались красотой, величием рек. Много красивых строк посвятили рекам и поэты. (показ презентации)
1) На дом вам было дано творческое задание: выучить стихотворение о реке. Кто из вас подготовил стихотворение, расскажите нам.
Разные чувства вызывали реки у поэтов, художников, а мы  попробуем в прозе сказать, что такое  река?
2) Давайте сверим свои определения с тем, что написано в тексте п. 17 стр.96 (вывешивает карточку – река)
3) Человек рождается. Место, где человек  рождается называют Родиной. И у реки есть место  рождения. Как называется это место? Найдите в тексте. (карточка – исток)
Истоком м.б. родник, озеро, болото, тающий ледник в горах (показ на карте истоки рек)
4) Человек живет для других людей, родных, близких. Это смысл его жизни.
У реки тоже есть смысл жизни. Это донести свои воды до озера, большой реки, моря, океана. Как называется место , где река впадает в другой водный объект? (карточка – устье, показ устья рек)
5) По ходу течения в реку впадают другие более маленькие реки, их называют притоками главной реки. (карточка – притоки, показ на карте притоков рек

 

 

Читают стихи о реках

Дают определение понятию река: водный поток текущий в русле

Работа с учебником, с картой атласа, схемой реки
Отвечают: исток – начало реки

 

 

Устье – место впадения реки в другой водный объект

2. Первичное закрепление знаний

У вас на парте лежит карточка: схема строения реки. Подпишите на схеме части реки.
Передайте свой листок своему соседу для проверки. (называет правильные ответы)

Самостоятельная работа, взаимопроверка

3. Физминутка

 

Проводят самостоятельно

4. Работа с картой

Поработаем с  физической  картой  полушарий. Откройте атлас на стр. 8-9, найдите реки: 1 в – река Амазонка, 2 в. – река Енисей. Покажите реки на карте у доски. Но помните, что реки на карте показывают от истока к устью. Исток не может находиться в море или океане.

Работают  с картой

5. Знакомства с понятиями: речная система, водораздел, бассейн реки.

Вывешивает карточки: речная система, бассейн реки, водораздел. Используя   текст на стр. 96-97 найдите определения понятиям.

Работа с текстом, отвечают на вопросы

6. Горные и равнинные реки

На рис. 100-101 красным пунктиром показаны бассейны рек Терека и Волги. Посмотрите внимательно на бассейны этих рек и скажите в чем различия бассейнов этих рек?
По каким формам рельефа протекают реки?
Как вы думаете, какое течение реки  Терек, Волги?
Как реки можно назвать по характеру течения?

Анализируют бассейны рек и ищут различия

– по горам, равнине
– бурное, ровное
– горные реки, равнинные

III. Закрепление

Проведем игру « Угадай».  Я буду читать определения, а вы  прикреплять карточку с названием данного понятия. Будьте внимательны, не ошибитесь.

  • Начало реки
  • Территория, с площади которой поверхностные  и подземные воды стекают в главную реку.
  • Водный поток, который течет в русле.
  • Линия, которая проходит между двумя соседними бассейнами рек.
  • Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

 Определяют понятия, вывешивают карточки:
Исток
Бассейн реки
Река
Водораздел
Устье

IV. Домашнее задание, выставление оценок

П. 17, р.т. с.50 №2, 3, 4

 

V. Рефлексия

Прием «Закончи фразу»
Продолжите следующие предложения:
– на уроке я работал… (активно, не активно)
– своей работой на уроке я … (доволен, не доволен)
– урок мне показался… (длинным, коротким)
– материал урока мне был … (понятен, не понятен)
– мое настроение в течении  урока …..