Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Поток негативной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и «плохой» стране на свете. Но у англичан есть хорошая пословица: «Права она или не права, но эта моя страна!» И для воспитания патриота необходимо дать знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли, дать понять ребёнку, что он хозяин своей Родины.
Сложившаяся ситуация ориентировала педагогов, осуществляющих образовательный процесс с детьми 5-7 лет, на поиск новой формы образовательной деятельности. Им стал кружок «Юные музееведы».
Именно музей является хранителем уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, и чистая детская душа легко отзывается на эти непреходящие ценности. Ведь именно здесь дошкольники впервые узнали о своей «малой Родине», и о том, что город наш, и есть частица страны нашей, России, именно для защиты её, он был выстроен по Указу царя в 1635 году.
Обращаясь к эмоциональной сфере детей можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для раздумий и для размышлений. С его помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое семьи, родного города, страны.
Этнографический музей в нашем детском саду является средством творческой самореализации, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Занятия кружка «Юные музееведы» имеют духовно-нравственную и культурологическую направленность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит детям расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет объединить детский коллектив.
Цель кружковой работы: формирование у детей исторических знаний, путём вовлечения их в краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы.
Задачи:
- ознакомить детей с основами музейного дела;
- учить основам исследовательской работы;
- формировать историческое сознание, чувство дружбы и коллективизма среди детей;
- развивать чувство причастности к судьбе родной земли;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию, активную жизненную позицию.
Новизна кружковой работы заключается в том, что содержание образовательной деятельности основано на двух взаимосвязанных и взаимодополняемых направлениях работы: краеведение и музееведение.
Краеведение предполагает следующие направления работы:
- знакомство с историей родного города;
- исследовательскую работу;
- сбор предметов музейного значения;
- составление и изучение коллекции предметов.
Музееведение предполагает следующие направления работы:
- знакомство с историей музейного дела;
- знакомство с основными направлениями работы государственных музеев;
- изучение истории материальной культуры.
Составной частью работы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно – исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях в кружке «Юные музееведы».
Задача экскурсий по историческим местам города: визуально знакомить с архитектурными и историческими памятниками, изучать топонимику города; в государственные музеи – ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории города.
Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовившего определённый объём информации по заданной теме.
Воспитанники, посещающие кружок «Юные музееведы» имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:
- исследовательская работа по изучению истории края;
- исследовательская работа по изучению истории предметов, хранящихся в фондах историко-краеведческого музея;
- подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме.
Методы обучения.
1. Словесный: объяснение нового материала; беседы с детьми в процессе изучения темы.
2. Наглядный: применение наглядных пособий, предметов музейного значения, технических средств.
3. Практический: работа с макетами, иллюстрациями, предметами музейного фонда.
4. Игровой: создание ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой детям предлагается найти выход.
5. Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время образовательной деятельности.
Основные формы обучения
- приобретение теоретических знаний во время кружковых занятий;
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают познавательные задачи;
- беседы с детьми в процессе изучения темы;
- работа с иллюстрациями;
- просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
- экскурсии в государственные музеи города;
- встречи со старожилами города Мичуринска (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
- проведение историко-краеведческих викторин;
- целевые прогулки по городу;
- тематические выставки;
- тестирование по нравственно-патриотическим способностям.
Первый год обучения
Особенности первого года обучения.
Дети получают начальные представления об истории города Мичуринска, истории материальной культуры, общие знания об устройстве музея и направлениях его работы.
Задачи:
- приобщить детей к культурным и историческим ценностям;
- дать представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей;
- научить воспринимать предметный мир как отражение исторической психологии людей прошлых лет;
- научить пониманию значимости музейного предмета;
- пробудить исследовательские интересы.
Содержание работы первого года обучения
1 этап: сентябрь-декабрь
Дети получают представление об истории г. Мичуринска, его достопримечательностях, важных исторических событиях, происходивших на его территории, быте, традициях и праздниках наших предков, об архитектуре, истории храмов, расположенных на территории современного Мичуринска.
Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно тёплой погодой, позволяющей проводить более длительные, чем обычно, прогулки по окрестностям Мичуринска с целью ознакомления детей с памятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках– запомнить объект визуально, отметить его местоположение.
Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, устройство и интерьер русской избы, назначение крестьянской утвари и т. д.
2 этап: январь – май.
На втором этапе начинается «путешествие во времени» изучается история города Мичуринска. На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми дети познакомились на первом этапе.
На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, купеческий, дворянский быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялись архитектура, жилища, предметы быта, окружающие человека. Дошкольники знакомятся с музеями различного профиля, с предметами музейного значения, с различными коллекциями.
Второй год обучения
Особенности второго года обучения.
Задачи:
- продолжать изучение родного города, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Мичуринска;
- ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
- знать достопримечательности своего города, названия некоторых улиц, площадей, церквей;
- познакомиться с картой Тамбовской области;
- сформировать представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
- сформировать четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия.
Содержание работы второго года обучения.
1 этап: сентябрь – декабрь.
В теплое время года дети вместе с воспитателями и родителями посещают достопримечательности города Мичуринска: городской парк, памятник И.В.Мичурину, драматический театр, Ильинская церковь, дом-музей А.М.Герасимова, Боголюбский собор, краеведческий музей, памятник герою Великой Отечественной войны Н.А. Филиппову, литературно-музыкальный музей Голицыных. Содержанием занятий кружка подвести детей к пониманию того, что город наш – это творение рук человеческих, наша «малая Родина», которой с детства дошкольники должны гордиться. Сформировать представление о том, что наш город является маленькой частицей огромной, великой страны название которой, Россия.
2 этап: январь – май.
К изучению истории родного края добавляются занятия музееведением. На этом этапе дети знакомятся с такими темами, как:
- музей – хранилище памяти;
- музей – источник информации;
- музеи различного профиля;
- что такое «поисковая экспедиция»;
- виды и свойства музейных предметов;
- топонимика – наука о географических картах;
- храм – памятник архитектуры и искусства своего времени.
В результате занятий в кружке «Юные музееведы» дети
- умеют составить свое родословное дерево;
- знают известные исторические факты, связанные с биографией родного города;
- знакомы с достопримечательностями города, знают их названия;
- умеют ориентироваться по карте города;
- знают устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
- умеют различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию;
- имеют представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
- понимают значимость музейного предмета (экспонат, подлинник, копия);
- знакомы с понятиями «поисковая» и «исследовательская» работа;
- осознают необходимость документирования исторического события.
Учебно-тематическое планирование работы. 1 год обучения.
№ п/п |
Время |
Тема |
Цели |
Ответственные |
1 |
сентябрь |
Вводное. Обзорная экскурсия по экспозиции этнографического музея детского сада |
Рассказать планы на учебный год, объяснить правила поведения во время поездок, прогулок; в государственных музеях;объяснить правила безопасности во время поездок, прогулок, экскурсий |
Воспитатель |
2 |
сентябрь |
«Откуда мы родом» |
Вызывать интерес к изучению истории нашей Родины, рассказать детям о том, что изучает История, познакомить с жизнью наших предков. |
Воспитатель |
3 |
октябрь |
«Город старый Козлов» |
Познакомить детей с историей построения крепости Козлов; рассказать об оборонительных укреплениях на суше и на воде. |
Воспитатель |
4 |
октябрь |
«Наследники земли Тамбовской (экскурсия в историко-краеведческий музей) |
Дать объяснение понятию «наследие». Объяснить этимологию слова «памятник», познакомить с государственными символами: гербом, гимном, флагом России, познакомить с гербами г. Мичуринска и Тамбовской области. |
Воспитатель |
5 |
ноябрь |
«Древние славяне» |
Расширять знания детей об истории нашей страны. Познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. |
Воспитатель |
6 |
ноябрь |
«Краеведческий музей. Какие еще бывают музеи?» |
Дать представление о различных направлениях и назначениях музеев. Объяснить понятия «коллекционер», «меценат», «подвижник». Мини-музеи детского сада. |
Воспитатель |
7 |
декабрь |
«Во что верили древние славяне?» |
Продолжать знакомить детей с жизнью наших предков, их обычаями, религией, развивать интерес к истории земли Русской. |
Воспитатель |
8 |
декабрь |
«Предметы музейного значения.» Что такое коллекция? |
Выявить причины, по которым предметы могут попасть в фондовое хранилище музея. |
Воспитатель |
9 |
январь |
«Русские народные зимние праздники и забавы» |
Познакомить с «биографией» Деда Мороза, историей и традицией празднования Нового года и Рождества Христова, объяснить древние традиции святочных обрядов. |
Воспитатель |
10 |
январь |
«Как жили в русской деревне. Добрые избы». |
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе. Продолжать знакомить с бытом русского народа. Мини-музеи «Русская изба». |
Воспитатель |
11 |
февраль |
«На страже Родины» |
Продолжать знакомить детей с культурным наследием России – с былинами, сказаниями, в которых русский народ воспевает и представляет защитников земли русской. Воспитывать у детей уважение к защитникам Руси, прививать чувство гордости за русских людей. |
Воспитатель |
12 |
февраль |
«Моя Родина – Россия» |
Формировать представление о своей Родине, учить детей любить её, восхищаться её красотой; воспитывать азы гражданственности и патриотизма; закреплять знания детьми пословиц и поговорок о Родине. |
Воспитатель |
13 |
март |
«Кухонная утварь» |
Закрепить названия старинных предметов быта: горшок, крынка, корчага, ковш, рассольник и т. д. |
Воспитатель |
14 |
март |
«Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?» |
Рассказать о самобытном типе костюма, его конструктивных и декоративных особенностях. Дать понятие о названиях предметов одежды: сорока, кокошник, рясны. |
Воспитатель |
15 |
апрель |
«Головные уборы и обувь» |
Дать понятие о разнообразии женских и мужских головных уборов. Первое появление валенок. |
Воспитатель |
16 |
апрель |
«Народные умельцы» |
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
|
17 |
май |
«Рассказ о Дне Победы» |
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них. |
Воспитатель |
18 |
май |
«Что такое героизм» |
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. |
Воспитатель |