Организация кружковой работы в ДОУ. Кружок "Юные музееведы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Поток негативной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и «плохой» стране на свете. Но у англичан есть хорошая пословица: «Права она или не права, но эта моя страна!» И для воспитания патриота необходимо дать знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли, дать понять ребёнку, что он хозяин своей Родины.

Сложившаяся ситуация ориентировала педагогов, осуществляющих образовательный процесс с детьми 5-7 лет, на поиск новой формы образовательной деятельности. Им стал кружок «Юные музееведы».

Именно музей является хранителем уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, и чистая детская душа легко отзывается на эти непреходящие ценности. Ведь именно здесь дошкольники впервые узнали о своей «малой Родине», и о том, что город наш, и есть частица страны нашей, России, именно для защиты её, он был выстроен по Указу царя в 1635 году.

Обращаясь к эмоциональной сфере детей можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для раздумий и для размышлений. С его помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое семьи, родного города, страны.

Этнографический музей в нашем детском саду является средством творческой самореализации, маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Занятия кружка «Юные музееведы» имеют духовно-нравственную и культурологическую направленность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит детям расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет объединить детский коллектив.

Цель кружковой работы: формирование у детей исторических знаний, путём вовлечения их в краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы.

Задачи:

  • ознакомить детей с основами музейного дела;
  • учить основам исследовательской работы;
  • формировать историческое сознание, чувство дружбы и коллективизма среди детей;
  • развивать чувство причастности к судьбе родной земли;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию, активную жизненную позицию.

Новизна кружковой работы заключается в том, что содержание образовательной деятельности основано на двух взаимосвязанных и взаимодополняемых направлениях работы: краеведение и музееведение.
Краеведение предполагает следующие направления работы:

  • знакомство с историей родного города;
  • исследовательскую работу;
  • сбор предметов музейного значения;
  • составление и изучение коллекции предметов.

Музееведение предполагает следующие направления работы:

  • знакомство с историей музейного дела;
  • знакомство с основными направлениями работы государственных музеев;
  • изучение истории материальной культуры.

Составной частью работы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно – исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях в кружке «Юные музееведы».

Задача экскурсий по историческим местам города: визуально знакомить с архитектурными и историческими памятниками, изучать топонимику города; в государственные музеи – ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории города.

Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовившего определённый объём информации по заданной теме.

Воспитанники, посещающие кружок «Юные музееведы» имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:

  • исследовательская работа по изучению истории края;
  • исследовательская работа по изучению истории предметов, хранящихся в фондах историко-краеведческого музея;
  • подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме.

Методы обучения.
1. Словесный: объяснение нового материала; беседы с детьми в процессе изучения темы.
2. Наглядный: применение наглядных пособий, предметов музейного значения, технических средств.
3. Практический: работа с макетами, иллюстрациями, предметами музейного фонда.
4. Игровой: создание ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой детям предлагается найти выход.
5. Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время образовательной деятельности.

Основные формы обучения

  • приобретение теоретических знаний во время кружковых занятий;
  • проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают познавательные задачи;
  • беседы с детьми в процессе изучения темы;
  • работа с иллюстрациями;
  • просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
  • развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
  • экскурсии в государственные музеи города;
  • встречи со старожилами города Мичуринска (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
  • проведение историко-краеведческих викторин;
  • целевые прогулки по городу;
  • тематические выставки;
  • тестирование по нравственно-патриотическим способностям.

Первый год обучения

Особенности первого года обучения.

Дети получают начальные представления об истории города Мичуринска, истории материальной культуры, общие знания об устройстве музея и направлениях его работы.

Задачи:

  • приобщить детей к культурным и историческим ценностям;
  • дать представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей;
  • научить воспринимать предметный мир как отражение исторической психологии людей прошлых лет;
  • научить пониманию значимости музейного предмета;
  • пробудить исследовательские интересы.

Содержание работы первого года обучения

1 этап: сентябрь-декабрь

Дети получают представление об истории г. Мичуринска, его достопримечательностях, важных исторических событиях, происходивших на его территории, быте, традициях и праздниках наших предков, об архитектуре, истории храмов, расположенных на территории современного Мичуринска.
Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно тёплой погодой, позволяющей проводить более длительные, чем обычно, прогулки по окрестностям Мичуринска с целью ознакомления детей с памятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках– запомнить объект визуально, отметить его местоположение.
Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, устройство и интерьер русской избы, назначение крестьянской утвари и т. д.

2 этап: январь – май.

На втором этапе начинается «путешествие во времени» изучается история города Мичуринска. На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми дети познакомились на первом этапе.
На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, купеческий, дворянский быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялись архитектура, жилища, предметы быта, окружающие человека. Дошкольники знакомятся с музеями различного профиля, с предметами музейного значения, с различными коллекциями.

Второй год обучения

Особенности второго года обучения.

Задачи:

  • продолжать изучение родного города, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Мичуринска;
  • ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
  • знать достопримечательности своего города, названия некоторых улиц, площадей, церквей;
  • познакомиться с картой Тамбовской области;
  • сформировать представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
  • сформировать четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия.

Содержание работы второго года обучения.

1 этап: сентябрь – декабрь.

В теплое время года дети вместе с воспитателями и родителями посещают достопримечательности города Мичуринска: городской парк, памятник И.В.Мичурину, драматический театр, Ильинская церковь, дом-музей А.М.Герасимова, Боголюбский собор, краеведческий музей, памятник герою Великой Отечественной войны Н.А. Филиппову, литературно-музыкальный музей Голицыных. Содержанием занятий кружка подвести детей к пониманию того, что город наш – это творение рук человеческих, наша «малая Родина», которой с детства дошкольники должны гордиться. Сформировать представление о том, что наш город является маленькой частицей огромной, великой страны название которой, Россия.

2 этап: январь – май.

К изучению истории родного края добавляются занятия музееведением. На этом этапе дети знакомятся с такими темами, как:

  • музей – хранилище памяти;
  • музей – источник информации;
  • музеи различного профиля;
  • что такое «поисковая экспедиция»;
  • виды и свойства музейных предметов;
  • топонимика – наука о географических картах;
  • храм – памятник архитектуры и искусства своего времени.

В результате занятий в кружке «Юные музееведы» дети

  • умеют составить свое родословное дерево;
  • знают известные исторические факты, связанные с биографией родного города;
  • знакомы с достопримечательностями города, знают их названия;
  • умеют ориентироваться по карте города;
  • знают устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
  • умеют различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию;
  • имеют представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
  • понимают значимость музейного предмета (экспонат, подлинник, копия);
  • знакомы с понятиями «поисковая» и «исследовательская» работа;
  • осознают необходимость документирования исторического события.

Учебно-тематическое планирование работы. 1 год обучения.

№ п/п

Время
проведения

Тема

Цели

Ответственные

1

сентябрь

Вводное. Обзорная экскурсия по экспозиции этнографического музея детского сада

Рассказать планы на учебный год, объяснить правила поведения во время поездок, прогулок; в государственных музеях;объяснить правила безопасности во время поездок, прогулок, экскурсий

Воспитатель

2

сентябрь

«Откуда мы родом»

Вызывать интерес к изучению истории нашей Родины, рассказать детям о том, что изучает История, познакомить с жизнью наших предков.

Воспитатель

3

октябрь

«Город старый Козлов»

Познакомить детей с историей построения крепости Козлов; рассказать об оборонительных укреплениях на суше и на воде.
Воспитывать интерес к историческому прошлому нашего города.
Познакомить с гербом древнего города Козлова.

Воспитатель

4

октябрь

«Наследники земли Тамбовской (экскурсия в историко-краеведческий музей)

Дать объяснение понятию «наследие». Объяснить этимологию слова «памятник», познакомить с государственными символами: гербом, гимном, флагом России, познакомить с гербами г. Мичуринска и Тамбовской области.
Объяснить правила создания герба, понятие «щит герба», символику цвета фигур, металлических частей и поля герба.

Воспитатель

5

ноябрь

«Древние славяне» 

Расширять знания детей об истории нашей страны. Познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.
Вызывать интерес, как можно больше узнать о жизни наших предков, об истории Отечества.

Воспитатель

6

ноябрь

«Краеведческий музей. Какие еще бывают музеи?»

Дать представление о различных направлениях и назначениях музеев. Объяснить понятия «коллекционер», «меценат», «подвижник». Мини-музеи детского сада.

Воспитатель

7

декабрь

«Во что верили древние славяне?»

Продолжать знакомить детей с жизнью наших предков, их обычаями, религией, развивать интерес к истории земли Русской.

Воспитатель

8

декабрь

«Предметы музейного значения.» Что такое коллекция?

Выявить причины, по которым предметы могут попасть в фондовое хранилище музея.
Объяснить суть понятия «коллекция», значения слов «каталог», «кляссер», «картотека»

Воспитатель

9

январь

«Русские народные зимние праздники и забавы»

Познакомить с «биографией» Деда Мороза, историей и традицией празднования Нового года и Рождества Христова, объяснить древние традиции святочных обрядов.

Воспитатель

10

январь

«Как жили в русской деревне. Добрые избы».

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе. Продолжать знакомить с бытом русского народа. Мини-музеи «Русская изба».

Воспитатель

11

февраль

«На страже Родины»

Продолжать знакомить детей с культурным наследием России – с былинами, сказаниями, в которых русский народ воспевает и представляет защитников земли русской. Воспитывать у детей уважение к защитникам Руси, прививать чувство гордости за русских людей.

Воспитатель

12

февраль

«Моя Родина – Россия»

Формировать представление о своей Родине, учить детей любить её, восхищаться её красотой; воспитывать азы гражданственности и патриотизма; закреплять знания детьми пословиц и поговорок о Родине.

Воспитатель

13

март

«Кухонная утварь»

Закрепить названия старинных предметов быта: горшок, крынка, корчага, ковш, рассольник и т. д.

Воспитатель

14

март

«Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?»

Рассказать о самобытном типе костюма, его конструктивных и декоративных особенностях. Дать понятие о названиях предметов одежды: сорока, кокошник, рясны.

Воспитатель

15

апрель

«Головные уборы и обувь»

Дать понятие о разнообразии женских и мужских головных уборов. Первое появление валенок.

Воспитатель

16

апрель

«Народные умельцы»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

 

17

май

«Рассказ о Дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Воспитатель

18

май

«Что такое героизм»

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

Воспитатель