Цель.
- Систематизация сведений о творческой биографии Есенина и Маяковского.
- Проверка умений учащихся анализировать тексты.
- Воспитывать любовь к творчеству писателей.
Тип урока – КВН.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. КВН
1. Разминка.
Перед вами фотографии поэтов. Выберите те, на которых изображён Есенин (команда 1), Маяковский (команда 2).
Перед вами два фрагмента стихотворений. Какое принадлежит Есенину, а какое – Маяковскому?
Маяковский или Есенин? | Маяковский или Есенин? |
Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит. Средь людей я
дружбы не имею, |
Я люблю зверье. Увидишь собачонку — тут у булочной одна — сплошная плешь,— из себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь! |
Есенин | Маяковский |
Команда 1.
О ком эти строки и кто их автор?
Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть,
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.
1925
(Ахматова о Есенине)
Команда 2.
Чем для нас интересно “Слово о полку Игореве” и “Евгений Онегин” А. Пушкина? С точки зрения биографии Есенина и Маяковского.
(Есенин знал наизусть “Слово...”, а Маяковский – “Евгения Онегина”)
Команда 1.
Кто о ком сказал?
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нём.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее огнём.
(Есенин о Шагане Тертерян)
Команда 2.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих, —
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
(Маяковский о Т. Яковлевой)
2. Вопросы
Команды 1 и 2.
А) Кто из поэтов сказал: “Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция.”
Б) Кто из поэтов сказал: “В годы революции был всецело на стороне Октября...”
А – Маяковский
Б – Есенин
3. Из какого произведения эти строки?
Команда 1.
Мне бы жить и жить,
сквозь годы и мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ
(“Товарищу Нетте, пароходу и человек”)
Команда 2.
Читайте,
завидуйте,
я –
гражданин
Советского Союза.
(“Стихи о советском паспорте”)
Команда 1.
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою —
ведь мы свои же люди...
(“Во весь голос”)
Команда 2.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(“Отговорила роща золотая...”)
Команда 1.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,—
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(“До свиданья, друг мой, до свиданья...”)
Команда 2.
Руки милой - пара лебедей -
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
(“Персидские мотивы)
4. Какому поэту – Есенину или Маяковскому – принадлежат эти образы:
Команды 1 и 2.
- Белая берёза
- Страниц войска
- Синь, упавшая в реку
- Родина кроткая
- Буча, боевая, кипучая
- Товарищ-пароход
- Дряхлая корова с выпавшими зубами
- Змея двухметроворостая
- Мурло мещанина
- Московский озорной гуляка
- Есенин
- Маяковский
- Есенин
- Есенин
- Маяковский
- Маяковский
- Есенин
- Маяковский
- Маяковский
- Есенин
5. Кто о себе сказал так.
Команды 1 и 2.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с ... .
Уже второй должно быть ты легла,
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
(1 – Есенин, 2 – Маяковский)
6. Используя антонимы, расшифруйте фразу. Кому она принадлежит?
Пей сок, говядину не ешь, ночь его первая уходит, холоп!
(“Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй”)
Чёрная осина
Над твоим крыльцом
Скинула дождинки
Наверное, свинцом
7. Обучающиеся показывают домашнее задание – сценку из биографии Маяковского или Есенина.
III. Итог урока.
Домашнее задание.
- Повторить творческие биографии поэтов – Есенина и Маяковского.
- Придумать ребус по творчеству этих поэтов: 1 вариант – по Есенину, 2 – по Маяковскому.