Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Среди наиболее серьезных проблем общества, которые касаются здоровья, вредные привычки занимают не последнее место. В условиях усиливающейся наркоагрессии, алкоголизации и табакокурения важнейшей стратегической задачей борьбы с социально-негативными явлениями несовершеннолетних детей и подростков является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни.
Учитывая низкий уровень здоровья и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же специфические особенности их психического развития, в нашем образовательном учреждении одной из приоритетных задач охраны здоровья и физического развития школьников является развитие системы профилактических мероприятий по охране здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.
Разработанная педагогом-психологом и внедренная в ОУ Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления психоактивных веществ “Твой выбор”основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные и психологические особенности.
Программа содержит основные положения, касающиеся организации профилактической работы в области наркомании, алкоголизма, табакокурения, токсикомании среди учащихся ГОКУ СКШ №3. Своевременное и полномасштабное внедрение указанной программы позволяет задерживать распространение наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения среди учащихся за счёт повышения информированности о вреде употребления наркотиков, табакокурения, токсикомании и алкоголизма и воздействия вышеперечисленных явлений на поведение и здоровье школьников.
Настоящая комплексная программа направлена на работу по первичной и вторичной (для “группы риска”) профилактике злоупотребления психоактивных веществ, по формированию внутришкольной среды, обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и психоактивных средств.
Источником формирования у молодежи пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Отсутствие взаимопонимания в семье и в школьном коллективе, не всегда заметное сразу, неумение реализовать себя впоследствии может принести губительные плоды.
При реализации данной программы учитываются три компонента: образовательный, психологический и социальный. Данное деление условно, поскольку каждое занятие, мероприятие по профилактике ПАВ (независимо от того кто его проводит: классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог или социальный педагог) учитывает все эти три компонента.
1. Образовательный компонент
Основан на предоставлении информации о влиянии наркотических веществ на здоровье человека и его судьбу. Он является своего рода моделью “устрашения”. Такой компонент чаще всего используется сегодня в школьной и родительской практике. Он является полностью когнитивным и предполагает, что если человек будет знать об опасности употребления определенных веществ, то будет от них воздерживаться. Такой взгляд оказался чересчур упрощенным. Удовлетворить любопытство к наркотикам простыми рассказами о них невозможно. Если часто говорить о наркотиках, использовать слово “наркотик”, то это может вызвать даже обратную реакцию. Поэтому произносить слова “наркотик”, “психоактивное вещество” лучше реже, но так, чтобы дети эмоционально сильно отреагировали. Профилактикой наркомании по образовательному компоненту должны заниматься только высококвалифицированные специалисты, так как в противном случае это может вызвать в некоторых подростковых группах обратный эффект, вызывая любопытство подростков.
Образовательный компонент Профилактики должен комбинироваться с другими компонентами профилактики. Вместе с тем, учитывая простоту его использования и тот факт, что он является основой любой профилактической работы, необходимо разрабатывать методы повышения его эффективности.
Основные формы обучения, используемые в этом компоненте: уроки, лекции, семинары, конференции, мини-спектакли.
2. Психологический компонент.
Психолого-педагогическая профилактика употребления ПАВ бывает первичной, вторичной и третичной. Первичная проводится со всеми учащимися (как правило её проводят классные руководители и воспитатели), социальный педагог и педагог-психолог тоже участвуют в первичной профилактике, проводя общешкольные мероприятия: единые тематические дни, акции и т.д. Вторичная профилактика проводится с детьми “группы риска” - здесь уже важную роль играют специалисты школы – социальный педагог и педагог-психолог, третичная – с детьми с признаками употребления ПАВ (необходимо выяснить: употребление единичное или уже сформировалась зависимость) – от специалистов школы требуется выполнение посреднической функции, необходимо привлечение специалистов соответствующего профиля и обращение в организации и учреждения помощи наркозвисимым, а за тем помощь в ресоциализации подростков, прошедших реабилитацию.
Каждое образовательное учреждение (педагоги и специалисты) выбирает и использует такие формы работы с детьми и родителями, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе.
Для реализации комплексной социально-психологической программы по профилактике употребления ПАВ “Твой выбор” были выбраны активные методы психолого-педагогического воздействия: социально-психологический тренинг, аудио визуальные средства, кооперативное обучение, игровое моделирование реальных ситуаций, сказкотерапия, арттерапия.
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Педагогом-психологом используются все методы работы с группой, но предпочитаются эффективные.
Цель работы с учениками – это усиление “защитных факторов” против употребления ПАВ и ликвидация (или ослабление) “факторов риска”.
К “факторам риска” относится нестабильное эмоциональное состояние (агрессивность, тревожность). Известно, что ребенок с проблемами в развитии (а таковыми являются учащиеся с ОВЗ) с раннего возраста находится в неблагоприятной ситуации развития. Следствием этого является формирование вторичных нарушений развития, в том числе деформация личности, которая тоже может быть фактором риска.
А усиление “защитных факторов” видится в том, чтобы формировать в учениках навыки и умения:
- управлять своими эмоциями;
- противостоять негативному давлению окружающей среды (умение говорить “нет”);
- справляться со стрессовыми ситуациями;
- конструктивно общаться.
Комплексная программа включает в себя работу не только с детьми, но и с родителями.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки “родитель — враг, соперник”);
доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, “для галочки”);
системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, “одноразовых” мероприятий).
Основными направлениями работы педагога-психолога с родителями являются диагностика и консультирование.
С родителями учащихся педагог-психолог проводит анкетирование для раннего выявления родителями зависимости у подростков. Результаты анкетирования доводятся до сведения родителей и классных руководителей. По результатам анкетирования и по запросу родителей проводятся консультации.
Кроме того, педагога-психолога часто привлекают к выступлению на классных и общешкольных родительских собраниях для просвещения родителей по проблемам профилактики употребления ПАВ детьми и подростками.
Так же для раннего выявления предрасположенности детей и подростков к (зависимому) поведению с педагогами проводятся диагностические процедуры: Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению В.Ю. Завьялова.
В целом, весь диагностический материал (для учащихся, родителей, педагогов) позволяет объективно выявить “группу риска” детей, склонных к зависимому поведению и начать раннюю профилактическую работу с такими детьми.
Цель педагога-психолога в работе с педагогическим коллективом – это расширение и углубление знаний и умений педагогов в создании в классе благоприятной (не провоцирующей употребление ПАВ) атмосферы, в формировании отношения к ученикам, основанное на любви, уважении, оптимальной требовательности и справедливости. Повышение коммуникативной культуры педагогов тоже может способствовать снижению употребления ПАВ. В различных исследованиях выявлено, что от учителя могут исходить поступки, провоцирующие детей и подростков на девиантное поведение. Введение современных эффективных технологий, при которых каждый ученик будет успешен, позволит избежать проявлений девиантного поведения.
3. Социальный компонент предполагает - формирование жизненных навыков (навыков общения, навыков владения собой), помощь в социальной адаптации подростка.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для реализации принципа здорового образа жизни.
Формирование жизненных навыков определяется как “процесс обучения детей в их взаимодействии между собой и с педагогами для приобретения знаний, навыков и формирования поведения, которое позволит молодежи и взрослым ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, здоровые жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления, минимизировать вредоносные виды поведения”.
В этом определении “приобретение знаний, навыков и формирование поведения” означает не только получение существенной жизненно важной информации, но также обучение, в результате которого происходит переработка и усвоение информации. Имея такие знания, человек применяет их, мысля критически, принимая эффективные решения, устанавливая продуктивные межличностные отношения, стремясь понять себя и других, ставя цели, умея договариваться с окружающими с учётом их потребностей и желаний.
Поскольку интеллектуальный потенциал детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создаёт достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других норм жизни, в результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.
В связи с особенностями развития личности детей с ОВЗ, в частности, такими как снижение инициативы, самостоятельности, нарушение иерархии потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности, объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства за поведением и деятельностью учащихся.
Необходимо отметить и следующий факт, что зачастую семья, в которой воспитывается ребёнок с ОВЗ, отрицательно влияет на его развитие. И лишь немногие из семей оказывают положительное воздействие при воспитании ребёнка с ОВЗ. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребёнку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
Оценка эффективности программы:
Для начала профилактической работы в каждом новом учебном году в октябре месяце проводится скрининговое тестирование на склонность к аддиктивному поведению. Одновременно проводится анкетирование родителей и педагогов. Выявляется “группа риска” детей. С “группой риска” проводится углубленная диагностика по методике А.Н Орёл для выявления направленности аддиктивной склонности (склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, склонность к деликвентному поведению). Методика большая, 98 вопросов, для категории детей с ОВЗ сложная, поэтому она проводится в три этапа. Это, конечно, занимает много времени, но результаты стоят того. Именно результаты этой диагностики помогают разделить учащихся по группам для дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего это учащиеся среднего и старшего звена (6-9 класс).
В течение учебного года социальным педагогом проводятся анкетирования “Табак”, “Отношение к алкоголю”, “Что мы знаем о курении?”, Тест “ПАВ”. Результаты этих анкетирований и тестирований помогают корректировать состав групп и направления коррекционной работы.
Еще один подход при планировании работы с учениками “группы риска”, склонных к зависимому поведению, заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.
Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность (неспособность в полной мере и адекватно планировать и прогнозировать будущее), наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и “вкусу опасности”, страх быть покинутым. Здесь проводится уже индивидуальная диагностическая и коррекционная работа.
Снижающие факторы эффективности работы по профилактике употребления ПАВ с детьми с легкой умственной отсталостью:
- с трудом формируются высшие чувства: нравственные, эстетические и др. В связи с этим замедляется развитие чувства ответственности, нередко отсутствует удовлетворение при успешном завершении работы;
- степень эмоционального недоразвития далеко не всегда соответствует глубине интеллектуальной недостаточности. Многие из таких детей глубоко переживают свои ограниченные способности. В связи с этим они являются группой повышенного риска возникновения невротических расстройств, девиантного и аддиктивного поведения;
- детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны повышенная внушаемость, некритичное стремление к подражанию, легкое возникновение и “недержание” аффектов, что позволяет считать эту категорию детей группой повышенного риска употребления психоактивных веществ;
- неблагополучное социальная среда (курение, алкоголизм и наркотизация членов семьи и ближайшего окружения).
В целом, основным результатом работы в рамках реализации комплексной социально-психологической программы по профилактике употребления ПАВ “Твой выбор” считаем:
- снижение числа детей, имеющих признаки аддиктивной зависимости;
- увеличение числа детей, снятых с учета поста “Здоровья+”.
Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления психоактивных веществ "Твой выбор"
“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни) .
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.
Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилактике.
Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие “единого целого”, т.е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого.
Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает весь период обучения ребенка в школе.
Цели:
- Создание образовательной среды (совокупности социально-педагогических, психолого-педагогических, культурологических и др.условий), поддерживающей ценности жизни, здоровый образ жизни, развитие человека, индивидуальности, личности, не принимающей идеологию решения жизненных проблем средствами наркомании.
Основные задачи:
- Формировать нормы, установки, ценностей на здоровый образ жизни и негативное отношение к использованию наркотических средств;
- Формировать личную ответственность за своё поведение, формировать социальные навыки говорить “нет” тому, что может помешать осуществлению позитивных целей.
- Повышать уровень знаний о влиянии наркотиков на физическое и психическое здоровье человека, на его будущее;
- Повышать уровень знаний родителей по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление ПАВ) атмосферы, формировать ответственное отношение к своим детям, основанное на оптимальной требовательности, справедливости.
- Повышать уровень знаний педагогов, специалистов ОУ, включающих в свою профессиональную деятельность вопросы профилактики наркозависимости, антинаркотического образования детей и подростков.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:
1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”.
Цели: формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3. Социальный компонент – формирование жизненных навыков (навыков общения, навыков владения собой), помощь в социальной адаптации подростка,
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для реализации принципа здорового образа жизни.
Программа профилактики состоит из трех этапов. В ее основу положены возрастные периоды закладки аддиктивного поведения детей.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗАКЛАДКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У аддиктивного поведения есть несколько этапов закладки.
1 этап - познавательный (период ориентации) . Он приходится на возраст 3-5 лет. Ребенок знакомится с ситуациями употребления алкоголя и табакокурения окружающими его взрослыми людьми. Кроме того, что он видит, как это делает взрослое окружение, часто сам становится пассивным курильщиком.
Промежуток между 1 и 2 этапами называется установкой на “первую пробу”.
2 этап - этап тайного пребывания. Ребенок в 8-9 лет начинает четко анализировать ситуацию поведения окружающих. Он видит, как взрослые, выпив, становятся “детьми”. Начинают его замечать, шутить с ним, играть в его игры, что им и в голову не придет делать в трезвом состоянии.
Вывод: попробовав алкоголь, стану взрослее.
3 этап - импровизированного застолья. 12-14 лет - дни рожденья с алкоголем без присутствия родителей. Этот период совпадает с периодом полового созревания. Период неустойчивого гормонального выхода, когда все полученные эмоции особенно сильно запоминаются. Это период, когда дети одного класса делятся на отдельные группировки, и здесь очень важно, кто лидер этой группировки.
4 этап приходится на подростковый возраст 14-17 лет “формирования круга друзей”. Здесь, как правило, и школа, и родители принимают самое активное участие, но, зачастую, не в нужном направлении. Детей переводят в другие школы, формируют спецклассы и, подчас, эти новые группировки вносят разнообразие в аддиктивное поведение. Если подросток из некурящей группы перешел в курящую, из непьющей в пьющую, то вероятность того, что он не начнет курить или употреблять алкоголь очень низка.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
этапы | возраст | характеристика |
I | 7-9 лет | Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля. |
9-11 лет | Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека; | |
II | 11–13 лет | Выработка специальных навыков высокой
самооценки себя как личности; необходимо
заложить установку “не делай, как другие” по
отношению к ПАВ; формирование устойчивости к
негативному давлению среды. Расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ). |
III | 14–18 лет | Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!” |
Активные методы психолого-педагогического воздействия,
применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:
Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.
Тренинг позволяет не только осознать проблемы и причины личностных трудностей, но и обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.
Аудиовизуальные средства – люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального проживания информации. Использование наглядных пособий – используя наглядные пособия ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию. наглядными пособиями могут быть диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты плакаты.
Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.
Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.
Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.
Сказкотерапия – само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.
Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.
Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”) , адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Формы профилактической работы с детьми
Возрастная группа | Формы работы | Основные цели и задачи |
Младшие школьники (1-4 класс) |
факультативные занятия по программе
“Час здоровья”; занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки; занятия по программе эмоционального развития младших школьников “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”, С.В.Крюкова; занятия по программе снижения агрессивности младших школьников “Помоги Сереже”; Сказкотерапия: “Коррекционные сказки для младших школьников” Панфилова М. |
Развитие эмоциональной сферы. Формирование навыков самопознания и эффективного общения. Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении; Обучение ребят отреагированию своего гнева приемлемым способом (безопасным для себя и окружающих) ; Формирование способности осознавать свои эмоции и чувства других людей (развитие эмпатии) ; Обучение ребят регулированию своего эмоционального состояния путём релаксации (расслабления). Снижение уровня личностной тревожности; Развитие коммуникативных навыков. |
Среднее звено (5-7 класс) |
занятия по программе снижения
агрессивности младших подростков; игровое моделирование реальных ситуаций; игра (спортивная, конкурсная, путешествие и т.п.) |
Обучение учащихся конструктивным
способам выхода из конфликтных ситуаций. Развитие умения слущать других людей. Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. Обучение способам внутреннего самоконтроля. Формирование позитивной моральной позиции. |
Старшее звено 8-9 класс |
“Часы общения”; мероприятия тематических дней и недель; беседы с наркологом; |
Обучение подростков обозначению своих
личных границ и уважению границ другого
человека. Обучение способам выражения чувств. Формирование уважительного отношения к чувствам других людей. Отработка навыков взаимодействия и уверенного поведения. Развитие ценностно-смысловой сферы. Повышение общей успешности учащихся. |
Формы работы с родителями
Формы работы | Основные цели и задачи |
Лекции и беседы на общешкольных и
классных родительских собраниях, с приглашением
специалистов (нарколога, соц. педагога,
педагога-психолога); Анкетирование родителей для раннего выявления зависимостей у детей и подростков; консультации родителей специалистами школы (социальным педагогом, педагогом-психологом) |
Приобретение родителями знаний и
умений по созданию в семье благоприятиной ( не
провоцирующей употребление ПАВ) атмосферы; формирование ответственного отношения к своим детям, основанное на оптимальной требовательности, справедливости. |
Формы работы с педагогами
Формы работы | Основные цели и задачи |
Повышение квалификации педагогов через
прохождение курсов по данному направлению, семинары, круглые столы для педагогов, специалистов ОУ, включающих в свою профессиональную деятельность вопросы профилактики наркозависимости, антинаркотического образования детей и подростков; консультации педагогов специалистами школы (социальным педагогом, педагогом-психологом) |
Развивать знания и умения педагогов: в определении детей “группы риска”, в выборе методов и форм работы с детьми “группы риска”, в создании в классе благоприятной психологической атмосферы, в формировании отношения к ученикам, основанного на уважении, на оптимальной требовательности, справедливости |
Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (в начале учебного года) и итоговой (по окончании учебного года) диагностики склонности к аддиктивному поведению. Для каждого звена рекомендуется отдельная анкета с учетом возрастных особенностей учащихся. Важным показателем эффективности данной программы является снижение числа детей, стоящих на учете поста “Здоровье +”
Литература
- Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно – профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами / Под ред. С.А. Репина,
- Н.И. Фуниковой.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ “Образование”. 2001.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., 2003.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.
- Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.